{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как перезапустить туриндустрию, вооружившись технологиями

Российская индустрия туризма находится в глубочайшем кризисе: геополитическая нестабильность, ослабление рубля, ограничение авиасообщения, валютных переводов и работы банковских карт за рубежом, «закрытая» Европа лишь усиливают и без того разрушительный эффект двухлетней пандемии.

Правительство предпринимает попытки стабилизировать ситуацию — поручено создать российский аналог Booking.com, до 15 апреля продлена программа туристического кэшбека, оказывается поддержка и IT-отрасли, которая также тесно связана с туристической. Чтобы сохранить рабочие места работников сферы и обеспечить населению достойный образ жизни, нужны и поддерживающие меры, и новые подходы, которые не просто спасут, но полностью перезапустят туризм. Но как воспользоваться имеющимся окном возможностей, не допустить нового кризиса и наверстать десятки лет отставания?

Турист на горе Сарлык в Шебалинском районе Республики Алтай. Андрей Варенков / РИА Новости

Эхо прошлого века

История туризма современной России уходит корнями в опыт Советского Союза и централизацию развития индустрии, бюрократию и отсутствие конкуренции. В странах Запада, напротив, процветал бизнес и свободный рынок. После завершения Второй мировой войны там была создана высокодоходная туриндустрия, генерирующая миллиардные прибыли и значительный вклад в ВВП. Государства активно поддерживали развитие турбизнеса, регулируя, но не диктуя ему, что делать. После распада СССР эти подходы быстро заполнили вакуум, образовавшийся в России.

С предложениями недорого отдохнуть и навсегда забыть пресловутый «советский сервис» в Россию 90-х хлынули тысячи новых игроков. Наиболее эффективными показали себя действия турецкого бизнеса в сегменте туроператоров. Они сумели надолго закрепиться в умах людей: путевка в Турцию за $300 была актуальной для многих. Пока население спешно открывало для себя новые направления, внутренний туризм деградировал. Государство сконцентрировало усилия на промышленном секторе, практически не обращая внимание на туристическую отрасль: как по части регулирования, так и по части инвестиций. Действия властей в направлении развития туризма оставались спорадическими и недостаточными вплоть до конца «десятых».

Пандемия имела двоякий эффект на экономику: если для сферы E-commerce COVID оказался стимулом к росту, то для туристической индустрии всё сложилось максимально плачевно. По подсчётам экспертов, убыток туриндустрии от первых двух лет пандемии достиг $4 трлн. Российский сегмент пострадал более чем серьезно: туристический поток в страну сократился в 17,5 раз. Не легче положение и с выездным туризмом: по состоянию на сентябрь 2021 года россияне потратили за рубежом лишь 17,4% от допандемийного уровня. А после событий 24 февраля рынок туризма находится на своем историческом минимуме. Но кризис заставил людей по-новому взглянуть на свою страну.

Запряженные лошадьми сани на фоне Суздальского Кремля и деревянной церкви Николая Чудотворца (памятник русского деревянного зодчества XVIII века). Юлий Ахромеев / РИА Новости

Новые возможности

Люди, привыкшие проводить отпуска и выходные вне дома, не готовы вообще отказаться от идеи туризма и, благодаря трудностям с посещением других стран, открыли для себя Россию. Сейчас этому способствует и геополитика, и экономическая ситуация. В 2021 году популярные направления, в число которых вошли Краснодарский край, Крым, Подмосковье и Санкт-Петербург, обеспечили значительный рост: внутренний турпоток восстановился на 90% по отношению к значениям 2019 года. По этому показателю Россия вошла в мировой топ-5.

Но выход на показатели прошлых лет не решает системных проблем. Согласно данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, до пандемии общие государственные инвестиции стран в сектор туризма отличаются в десятки миллиардов. Но сами вложения еще ничего не говорят, важнее — их эффективность. Как следует из статистики, в США, международном лидере туриндустрии, доход в ВВП от каждого затраченного государством на отрасль доллара в 2019 году составлял более $20 тыс., общая же цифра по стране в 80 раз превышает вложения в продвижение. В России подобной эффективности господдержки нет, а по общему показателю доходов туриндустрии наша страна занимает лишь 22-е место.

При всем этом именно у России сейчас максимально выгодные позиции: неисчерпанный потенциал роста и высокий уровень готовности к цифровизации экономики могут обеспечить беспрецедентные темпы роста.

Зиплайн в парке высокогорных аттракционов Gorky Fly на курорте Красная Поляна в Краснодарском крае. Артур Лебедев / РИА Новости

Качественный перезапуск

К 2022 году и перспективному оживлению туристического Россия подошла в новом качестве. В 2019 году была утверждена Стратегия развития туризма РФ до 2035 года, позже Ростуризм был переведен в прямое подчинение правительству страны, создана Госкорпорация «Туризм.РФ», а в 2021 году утверждён нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Это шаги, направленные на повышение доступности услуг, совершенствование управления, подготовку кадров, создание инфраструктуры, формирование туристических кластеров. Такой точечный подход не фокусируется на необходимости кардинальных преобразований и не приведет к изменению всего бизнес-ландшафта.

В Стратегии развития туризма, которая содержит важнейший пункт о цифровой трансформации, в частности, отмечается необходимость достижения цифровой зрелости и повышение числа услуг, доступных в электронном виде. Но этого недостаточно: сегодня пользователи вынуждены пользоваться десятками сервисов, заказывая билет на одном, отель — на другом, экскурсии — на третьем, рестораны — на четвертом. Такая практика «разрывает» туристический опыт, превращая его в путь из одного приложения или сайта в другой. Решить проблему можно через создание единой цифровой среды для туриста и всех участников туриндустрии одновременно.

Модель такой платформы должна быть выстроена на децентрализации, полнейшей и взаимной интеграции всех существующих элементов турбизнеса, Big Data, планирования и управления путешествием в одном приложении: от выбора готового тура до сборки собственного маршрута в любой точке мира. Бронирование разных услуг в одном приложении позволит туристу сэкономить не только время, но и средства. Особую роль в такой экосистеме будут играть VR-решения и элементы туристической инфраструктуры в метавселенных: новый пользовательский опыт и упрощение доступа к тем или иным объектам культурного наследия, снижение рисков экстремального туризма — одни из основных точек роста в этом направлении.

Создание единой экосистемы — путь не только к повышению маржинальности для участников отрасли, но и возможность экономить временные и человеческие ресурсы. В ситуации, когда интеграция доходит до государственных сервисов, открываются возможности как по автоматическому применению льгот и субсидий, так и для выработки более точечных, интересных каждому конкретному пользователю предложений. Независимо от социальной роли на момент путешествия, пользователь экосистемы потребляет один и тот же туристический продукт. Таким образом предложение сквозной программы лояльности обеспечит значительную экономию и удобство пользования объектами этой отрасли.

Помимо этого, экосистема служит средством по выводу игроков из серой зоны. Ее задача — не загонять бизнес в рамки, а предоставить ему удобные механизмы и понятные, единые нормы работы, при которых даже сомнительные «плюсы» в виде уклонения от налогов будут перевешены куда большими выгодами от пользования единой системой. Общая стандартизация решит вопрос с ненадлежащим сервисом, всеобъемлющие массивы данных откроют возможность получать оперативную и достоверную статистику.

Кроме того, фокус на информационные технологии способен привлечь к индустрии новых пользователей за счёт централизованного формирования и продвижения новых типов туризма: экотуризм, индустриальный и медицинский туризм, фудтуры и даже бэкпэкинг сегодня находятся лишь в зачаточном состоянии. Эти направления могут привлечь огромную новую аудиторию, а экосистема — это отличный инструмент для формирования трендов в туротрасли. И на данный момент в России есть готовое к внедрению решение, которое закрывает все потребности импортозамещения и цифровизации турсферы — это Warp.

Сегодня перед Россией открывается историческая перспектива, достичь которую — значит заложить основу для благоденствия нашей страны. Но время точечных мер прошло: сегодня без внедрения самых передовых технологических решений, выстраивания прозрачной экосистемы немыслимы практически никакие преобразования. И осознание перспективности этих инноваций, их внедрение и поддержка на государственном уровне — единственное, что способно позволить бизнесу работать, привлекая к достойному отдыху как граждан, так и гостей России.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
vic smirnoff
Сегодня перед Россией открывается историческая перспектива, достичь которую — значит заложить основу для благоденствия нашей страны. Но время точечных мер прошло: сегодня без внедрения самых передовых технологических решений, выстраивания прозрачной экосистемы немыслимы практически никакие преобразования.

Абстрактный пафос, традиционно оторванный от реальности.

Проблема русского туризма - не в "технологиях" и "экосистемах", а в том, что туристу элементарно не на что посмотреть в России, кроме бесконечных храмов и убогих музеев. И стоимость этого унылого просмотра зашкаливает, даже в 2-3 звездочных отельчиках и забегаловках, которых в России большинство.

В качестве примера в статье приведена Красная Поляна - допустим. Она действительно хороша, но она чуть ли не единственный достойный курорт во всей России. Берите пример с Турции - они сделали страну-курорт, куда хочется ездить отдыхать.

Сегодня русскому туристу в России действительно негде отдохнуть, нечего посмотреть, нечем развлечься. Говорю это как турист, за последние несколько лет исколесивший четверть России - самую интересную её четверть (если её вообще можно назвать интересной).

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Voinova

Вы шутите, наверное? Это в России не на что посмотреть, кроме Красной Поляны? Вы были на Дальнем Востоке? На Байкале? В Карелии?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Прасковьин
Вы были на Дальнем Востоке? На Байкале? В Карелии?

Я был. Вы сейчас серьезно пытаетесь предложить массовому туристу Камчатку? И как это будет выглядеть: в кредит на 20 лет? Или я неверно понял вашу мысль?

Байкал уже к 2020 загадили так, что лично у меня желание туда поехать еще раз исчезло полностью. Горный Алтай и южный Урал туда же, кстати.

В Карелии справедливости ради именно смотреть действительно нечего. Как очень нишевое туристическое решение - пойдет.

Ну и главные проблемы внутрироссийского туризма никуда не делись.

Первое - это транспортная доступность. Все рейсы через Москву, билеты стоят дорого. А по прилету? А по прилету либо платить (много) местным за развоз, либо сидеть как прибитому в городе прилета. Потому что локальный транспорт внутри регионов РФ - не для слабых духом (москвичи, помолчите, пожалуйста, это не про вас написано).

Второе - это соотношение "цена-качество" мест размещения. Я неоднократно принимал решение размещаться не в гостиницах не потому, что денег нет, а потому что я совершенно не хочу за предлагаемое убожество их платить. Причем ценовая категория здесь роли фактически не играла (Ну хорошо, гостиницы за 300 тысяч рублей в сутки я все же не пробовал, врать не буду. Может быть они чем-то отличаются).

Третье - это до сих пор адская доля государственного участия. Со всей прущей отсюда бюрократией, враньем, сервисом уровня "вот по месту прописки и смотрите музеи" и т.д. Касается традиционно культурно-музейного туризма, но способно вылезти в самых неожиданных местах.

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Voinova

Я? Я ничего никому не пытаюсь предложить. Человек пишет, что в России нечего посмотреть, я с этим не согласна.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Прасковьин
я с этим не согласна

Не, ну если брать абстрактного туриста с бесконечными деньгами, то в России есть что посмотреть, вплоть до туров на атомных ледоколах по северу с высадкой на полярную станцию.

А вот если взять типового "простой Иван город Тверь" и его типовые бюджеты в сочетании с типовой продолжительностью отпуска, то все довольно грустно. И извините, но такому Ивану в России посмотреть фактически нечего. Тут я с господином Смирновым согласен, а с вами нет.

Потому что никакой Камчатки наш Иван не увидит: на прямой перелет и вертолетную заброску к вулканам у него нет денег, а ехать автостопом и потом пердолить к вулканам пешком у него нет времени (пора обратно на работу). А что касается остальных вариантов, так до последних событий по соотношению "цена-качество-интерес" в сегменте бюджетного туризма заграница крыла Россию как бык овцу.

Сейчас, да, волей-неволей придется россиянам отдыхать в России. И хотите честно? Я им не завидую. Потому что цены вкрутят все (уже вкручивают, собственно), а качество поднимать никто не будет.

Ответить
Развернуть ветку
vic smirnoff

Если вы имеете в виду под "посмотреть" горы Кавказа, гейзеры Камчатки и мхи тундры, то это к цивилизованному туризму не имеет никакого отношения. Это "дикий туризм", для которого нужны не экосистемы и VR, а крепкие ноги и прочная палатка.

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Voinova

А вы что имеете в виду под посмотреть? Цивилизованный туризм - это на пляжах Турции поваляться?
Я не придираюсь, мне правда интересно, про что вы. Потому что, повторюсь, с фразами "туристу элементарно не на что посмотреть в России, кроме бесконечных храмов и убогих музеев" и "русскому туристу в России действительно негде отдохнуть, нечего посмотреть, нечем развлечься" я не согласна. Как-то отдает максимализмом.

Ответить
Развернуть ветку
vic smirnoff

Для начала нужно понять, что такое "уровень сервиса". Потом нужно понять, что такое "достопримечательности". Потом что такое "туристические активности". Потом всё это в комплексе.

Но это всё вопросы качества туристических услуг, не более того. Признаю, что российский турист давно привык к низкому качеству, и оно его не пугает. Поэтому вернемся к топику - да, российский туризм сегодня в кризисе, и виной этому пандемия коронавируса и война. Вопрос в том, что VR и суперсовременные "платформы", предложенные вами, вряд ли чем-то помогут туризму в условиях, когда самолеты не летают, а курс рубля скачет.

Медицинский туризм - как минимум странно для России, где во всех регионах страны одинаково хреновое медобслуживание, а редкие хорошие клиники и так имеют очереди на месяцы вперед.

Фудтуры - тоже странно, у тех кто имеет средства на это (москвичей) и так полно гедонистических удовольствий рядом (ресторанов с самой разнообразной кухней в Москве немерено), а небогатые регионалы вряд ли заинтересуются этой темой, им бы до зарплаты дожить.

И так далее.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Железняк

а туалеты вы видели на Байкале, Карелии или Камчатке? я вот не видел и что там будет, когда туда поедут посмотреть?

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Voinova

вы же не туалеты туда едете смотреть, правда? имхо, на решение поехать куда-либо определяющим образом влияют уж точно не они. так-то и в Подмосковье не все WC очень чистые и комфортные. как и в других странах.
ваша аватарка мне знакома, кажется, еще по ЖЖ :)

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда