Образование для прагматичных: чему учиться, чтобы не оказаться под забором через 4 года
Елена Лукашина, главный редактор журнала TeachLine Media об образовании и будущем.
Тут Всемирный экономический форум выпустил доклад о будущем рынка труда в ближайшие годы. Из-за развития искусственного интеллекта в к 2022 году мир потеряет 75 млн рабочих мест. Зато приобретет 133 млн. Но не спешите обольщаться, не все так просто.
Если не хотите читать много-много букв на английском, очень коротко перескажу основные тезисы.
· ИИ начнет влиять на наши рабочие места уже в ближайшие несколько лет: если сейчас компьютеры выполняют 29% рабочих операций, то 2025 году – 52%. Это очень серьезно поменяет рынок труда.
· Дело не в том, что роботы вытеснят нас с рабочих мест, скорее просто изменятся условия игры: для выполнения той же работы потребуются совершенно иные знания.
· Компаниям в России проще нанять новых сотрудников, чем переучивать старых. Эти данные получены на основании опросов работодателей.
Если интересны цифры и пруфы, обратитесь к оригиналу. А я пока перейду к рубрике «Что вам с этого».
Что вам с этого
Спецы из WEF, в общем-то, не сказали ничего нового: историй о том, что искусственный интеллект скоро отберет наши рабочие места в интернете полно. Верить им или не верить – а хз. Но лучше подстелить соломки. 10 лет назад мы не было никакого ИИ, теперь мы сталкиваемся с ним каждый день, через 10 лет мир будет зависеть от него сильнее, чем от людей – почему бы и нет.
Аналитики просто провели масштабные исследования и облекли эти данные в цифры. Причем, доклад даже получился утешительным. Ничего страшного, мир развивается, будет только лучше. Интересных деталей здесь две.
Во-первых, 4 года. Раньше все говорили о 10–50 годах. А теперь всего 4 года, уже в 22 году реально начнутся довольно глобальные потрясения во всем мире. При этом не доверять выводам доклада тоже нет оснований.
Во-вторых, новые правила игры. Что вообще потребуется от человека будущего? Авторы исследования тут не очень оригинальны. Самое важное – скоростная и непрерывная переквалификация. То есть способность к тому самому lifelong education, о котором много писал, например, The Economist.
Авторы доклада даже говорят, какие навыки будут главными через 4 года (в порядке убывания значимости):
1. Умение самостоятельно решать нестандартные задачи.
2. Критическое мышление.
3. Креативность.
4. Умение управлять людьми.
5. Координация действий в группе.
6. Эмпатия.
7. Умение самостоятельно принимать решения.
8. Клиентоориентированность.
9. Умение вести переговоры.
10. Гибкость мышления.
А что теперь делать-то?
Учиться. Исследователи из WEF говорят, что тот, кто сможет непрерывно учиться, будет в шоколаде. Если не верите им, то все равно учиться. Лишним точно не будет.
Кстати, из того же доклада. Вам стоит запариться насчет обучения если вы работаете в сферах:
· Финансов и инвестиций.
· Производства и инфраструктуры.
· Транспорта и логистики.
· Информационных и коммуникационных технологий
· Маркетинга и рекламы (черт, это же я).
· Менеджмента и HR.
· Энергетики.
· Торговли и сельского хозяйства.
· Здравоохранения.
· Медиа, информационных служб и развлечений.
Если не нашли свою сферу, можете пока не париться. До вас в ближайшее время перемены не дойдут. Хотя, по-моему, список охватывает почти всех, кроме водопроводчиков.
Чему именно учиться
Самое смешное, что никто так и не может объяснить, чему конкретно надо учиться. Это как подготовиться к вторжению инопланетян, о которых мы ничего не знаем. А вдруг там музыкальный ценз, и они на месте аннигилируют всех, у кого нет слуха?
Но попробуем логически помыслить и поделим все образование на три части: базовые навыки, общие навыки и специальные навыки.
Базовые навыки
Это знания уровня младшеклассников. Если их нет, то дальше особо не поучишься.
Хорошая новость в том, что если вы здесь, то с чтением, письмом и владением компьютером у вас все в порядке – это как раз три главных базовых навыка.
Плохая в том, что четвертый – это знание английского языка. Если раньше тянули с его изучением, то как раз сейчас самое время подтянуть инглиш. Большинство информации в интернете написано на английском, большинство научных статей написано на английском, большинство курсов, о которых я говорю ниже, проводится на английском. Так что без него никак.
Общие навыки
Есть такие данные, что в ближайшее время самыми востребованными профессиональными навыками станут любопытство и эмпатия. По сути, все навыки из доклада WEF, которые я перечисляла раньше, можно разделить на несколько групп: умение работать с людьми (эмпатия), самоорганизованность, нестандартное мышление, умение учиться (любопытство).
Ну вот в этих направлениях и важнее всего прокачивать скиллы. И не важно, кем вы работаете, хоть программистом, хоть журналистом – эти навыки вам все равно пригодятся.
По умению учиться могу посоветовать легендарный курс Coursera «Learning How to Learn».
Общение с людьми – это все та же психология, тут, к счастью, полно курсов, тренингов и университетских программ.
Развить креативное мышление помогает творчество. Живопись, литературное мастерство, да хоть бы и кулинария, лишь бы научиться мыслить нестандартно.
Самоорганизованности и личной эффективности тоже посвящено огромное количество книг, просто теперь реально стоит обратить на них внимание. Мне, например, понравилась книга Криса Бэйли «Мой продуктивный год».
Профессиональные навыки
Здесь сложнее. У вас есть два варианта: или совершенствоваться в своей профессии, или забить на все и пойти получить новую.
Если выбрали второй путь, идите в специалисты по машинному обучению. Сейчас это максимально востребованная профессия. И через пять лет она такой же останется. Вот уж у кого точно никаких проблем не будет. Можно еще пойти в садовники и воспитатели детского сада – это профессии, которые очень сложно автоматизировать. Там можно обойтись и без постоянной переподготовки.
Если пока не готовы к таким переменам, становитесь профессионалом в своей области. Крутых профессионалов не увольняют и не заменяют искусственным интеллектом.
Сейчас учиться стало очень просто. Можно найти курсы по любым профессиям. Самые известные площадки для онлайн-образования дают знания бесплатно. Это, например, уже упомянутая Coursera, «Академия Хана», Udacity. Там даже некоторые курсы есть на русском языке (по крайней мере, с русскими субтитрами), но на английском выбор больше.
Стоит ли снова идти в университет?
Можно попробовать, но особого смысла в этом нет. Вузовская система знаний хронически не успевает за развитием технологий, на зарплату диплом тоже не влияет. Машинное обучение, большие данные и облачные технологии в университетах начнут изучать лет через 50.
Разве что вы хотите изучить что-то очень специфическое, вроде программы MBA. Таким вещам действительно сложно научиться самостоятельно. Все остальное легко заменяется курсами.
Мораль
Вложить деньги и время в свое обучение – это лучшее им применение. Особенно с учетом того, что мир начал как-то уж чересчур быстро меняться.
Краткое содержание: никто точно не знает и ничего конкретно сказать не может, но понятно, что гуманитарные софт-скиллы и умение крутиться в приоритете. Короч, со времён мамонтов ничего по-сути не изменилось.
Комментарий недоступен
Если учесть российский сегмент, то профессия "полицейский" достаточно перспективна. Работы хватит
Я верю в пришествие робокопа)
Комментарий удален модератором
Судя по всему текст ради рекламы...
Я готова на все, лишь бы прорекламировать интеллект.
Вот объясните одну вещь. В современной экономике обычный человек выполняет две функции: наемный работник и потребитель товаров / услуг. Утром я работаю в банке, а вечером ем в макдаке, а ты работаешь в макдаке, а вечером платишь по кредиту и т.п. Сокращая и автоматизируя за счет ИИ рабочие места, компании сокращают издержки и повышают эффективность, но при этом сокращают общую "кормовую базу", т.к. каждый уволенный сотрудник временно или безвременно выпадает их экономической цепи. Так что системно компании не выиграют, ведь ИИ в макдак не ходит и кредит не берет. Я не слышал, как эту проблему планирую решать, если только не с помощью "базового дохода", но даже в этом случае вал должен сократиться, а с ним и прибыль, и тогда вопрос, а нафига?
Вы слышали о глобальном потеплении? В конечном итоге оно теоретически может устроить нам Армагеддон. Но заводы все равно работают.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Английскому.
Короче, все по заветам Дарвина и Ленина получается)
Все на своих местах, и, надеюсь, жить станет хотя бы проще, и не будет причин устраивать забастовки, как в Детройт Бикам хьюмэн
Пустая статья. Где напирмер обсуждение российских реалий ? Может сейчас выгоднее лезть в гос.темы? Как ? И тд. Написать "станьте специалистом по маш.обучению" это офигенная рекомендация, спасибо кэп.
А вот и нет.
На китайском информации больше всего.
Просто вы этот гигантский пласт не видите.
Опять та самая "ошибка выжившего". Кругом она.
Кстати, моим детям с первого класса преподают китайский. В московской школе.
Крутяк. Но исследователи с вами не согласятся. В 2017 году 51% информации в интернете был написан на английском. Китайский на третьем месте. После русского. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B5
вечная фраза: "деньги надо инвестировать в ум"
Он или есть, или отсутствует. Деньги не помогут.
У нас в офисе, извините, унитаз забился. Приехал мужичек и за 14 К за два часа прочистил засор. Я ни на что не намекаю, но все же...Не все работы замесят роботы.
Так я же написала, что водопроводчик - профессия будущего. Мужичка чрезвычайно сложно автоматизировать.
а вы знаете сколько он на рекламу из этого отдает, чтобы оказаться на видном месте чтобы вызвали именно его?
"Стоит ли снова идти в университет? Можно попробовать, но особого смысла в этом нет. Вузовская система знаний хронически не успевает за развитием технологий".
Спорное утверждение. Зависит от вуза. Я вот планирую идти на магистратуру в Вышку, там всё ок с актуальностью образования. Плюс можно поступить на бесплатное, т.к. магистратура во многих случаях не считается вторым высшим, при этом есть возможность идти учиться предмету, не связанному напрямую с моим первым образованием
Статья гуманитария для гуманитариев. Кругом происходит цифровизация, роботизации, автоматизация, чипизация и прочая гаджетизация. Мы давно живём в техномире. Техникой напичкано все вокруг, и с каждым годом ее будет все больше.
Тем не менее, автор делает ставку на обаяние и умение творчески мыслить. Никто не отрицает важность коммуникативной магии, но в ближайшем будущем "технари" гарантировано выглядят предпочтительнее
Это не я. Это суровые исследователи Всемирного экономического форума, опросив представителей компаний, чей общий оборот составляет 70% мирового ВВП, пришли к выводу, что гуманитарное знание все еще важнее. Я просто их процитировала.
ну это уже бред. компам 70 лет и за это время ни на порядок подняли проихводительность труда любого белого воротничка. просто прикиньте как вы скажем эту статью бы 70 лет написали и до нас донесли
ИИ - это расплвчатый термин. в 60-х и 80-х он был моден, сейчас снова, но сам по себе он ничего не значит. Соответственно как они считают сколько некий ИИ выполняет рабочих операций??. И как оно всего ха 8 лет увдовится, если до сих пор акого не происходило?
В последние три года произошли два очень важных события: появились нейросети и сразу стали офигеть какими умными. Раньше ничего подобного никогда не было.
Пока этот так называемый «ИИ» не научится самостоятельно думать (самостоятельно обучаться, а не адаптироваться в заранее установленных кем-то рамках) и не осознает себя как личность (новая форма жизни, мать ее…) - вся эта технология не умнее паровоза 19 века, просто кусок железа, который кому-то нужно содержать и настраивать.
Как инструмент - да, прекрасная технология, облегчит многие рутинные задачи. Но по сути - это очередная эволюция "молотка", просто гвозди стали другими и нужен новый молоток, чтобы забивать их.
Технологии безусловно развиваются, но как по мне, вся эта шумиха вокруг «ИИ» на данный момент просто PR и грязные маркетинговые технологии чтобы повысить «удой» у инвесторов.
Но в одном вы правы - нужно учиться. И не важно чему, главное уметь это делать.
Почитайте: https://www.economist.com/science-and-technology/2018/08/30/a-sense-of-curiosity-is-helpful-for-artificial-intelligence. Они стали любопытными.