{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Образование для прагматичных: чему учиться, чтобы не оказаться под забором через 4 года

Елена Лукашина, главный редактор журнала TeachLine Media об образовании и будущем.

Красивая картинка с обложки доклада

Тут Всемирный экономический форум выпустил доклад о будущем рынка труда в ближайшие годы. Из-за развития искусственного интеллекта в к 2022 году мир потеряет 75 млн рабочих мест. Зато приобретет 133 млн. Но не спешите обольщаться, не все так просто.

Если не хотите читать много-много букв на английском, очень коротко перескажу основные тезисы.

· ИИ начнет влиять на наши рабочие места уже в ближайшие несколько лет: если сейчас компьютеры выполняют 29% рабочих операций, то 2025 году – 52%. Это очень серьезно поменяет рынок труда.

· Дело не в том, что роботы вытеснят нас с рабочих мест, скорее просто изменятся условия игры: для выполнения той же работы потребуются совершенно иные знания.

· Компаниям в России проще нанять новых сотрудников, чем переучивать старых. Эти данные получены на основании опросов работодателей.

Если интересны цифры и пруфы, обратитесь к оригиналу. А я пока перейду к рубрике «Что вам с этого».

Что вам с этого

Спецы из WEF, в общем-то, не сказали ничего нового: историй о том, что искусственный интеллект скоро отберет наши рабочие места в интернете полно. Верить им или не верить – а хз. Но лучше подстелить соломки. 10 лет назад мы не было никакого ИИ, теперь мы сталкиваемся с ним каждый день, через 10 лет мир будет зависеть от него сильнее, чем от людей – почему бы и нет.

Аналитики просто провели масштабные исследования и облекли эти данные в цифры. Причем, доклад даже получился утешительным. Ничего страшного, мир развивается, будет только лучше. Интересных деталей здесь две.

Во-первых, 4 года. Раньше все говорили о 10–50 годах. А теперь всего 4 года, уже в 22 году реально начнутся довольно глобальные потрясения во всем мире. При этом не доверять выводам доклада тоже нет оснований.

Во-вторых, новые правила игры. Что вообще потребуется от человека будущего? Авторы исследования тут не очень оригинальны. Самое важное – скоростная и непрерывная переквалификация. То есть способность к тому самому lifelong education, о котором много писал, например, The Economist.

Авторы доклада даже говорят, какие навыки будут главными через 4 года (в порядке убывания значимости):

1. Умение самостоятельно решать нестандартные задачи.

2. Критическое мышление.

3. Креативность.

4. Умение управлять людьми.

5. Координация действий в группе.

6. Эмпатия.

7. Умение самостоятельно принимать решения.

8. Клиентоориентированность.

9. Умение вести переговоры.

10. Гибкость мышления.

А что теперь делать-то?

Учиться. Исследователи из WEF говорят, что тот, кто сможет непрерывно учиться, будет в шоколаде. Если не верите им, то все равно учиться. Лишним точно не будет.

Кстати, из того же доклада. Вам стоит запариться насчет обучения если вы работаете в сферах:

· Финансов и инвестиций.

· Производства и инфраструктуры.

· Транспорта и логистики.

· Информационных и коммуникационных технологий

· Маркетинга и рекламы (черт, это же я).

· Менеджмента и HR.

· Энергетики.

· Торговли и сельского хозяйства.

· Здравоохранения.

· Медиа, информационных служб и развлечений.

Если не нашли свою сферу, можете пока не париться. До вас в ближайшее время перемены не дойдут. Хотя, по-моему, список охватывает почти всех, кроме водопроводчиков.

Чему именно учиться

Самое смешное, что никто так и не может объяснить, чему конкретно надо учиться. Это как подготовиться к вторжению инопланетян, о которых мы ничего не знаем. А вдруг там музыкальный ценз, и они на месте аннигилируют всех, у кого нет слуха?

Но попробуем логически помыслить и поделим все образование на три части: базовые навыки, общие навыки и специальные навыки.

Базовые навыки

Это знания уровня младшеклассников. Если их нет, то дальше особо не поучишься.

Хорошая новость в том, что если вы здесь, то с чтением, письмом и владением компьютером у вас все в порядке – это как раз три главных базовых навыка.

Плохая в том, что четвертый – это знание английского языка. Если раньше тянули с его изучением, то как раз сейчас самое время подтянуть инглиш. Большинство информации в интернете написано на английском, большинство научных статей написано на английском, большинство курсов, о которых я говорю ниже, проводится на английском. Так что без него никак.

Общие навыки

Есть такие данные, что в ближайшее время самыми востребованными профессиональными навыками станут любопытство и эмпатия. По сути, все навыки из доклада WEF, которые я перечисляла раньше, можно разделить на несколько групп: умение работать с людьми (эмпатия), самоорганизованность, нестандартное мышление, умение учиться (любопытство).

Ну вот в этих направлениях и важнее всего прокачивать скиллы. И не важно, кем вы работаете, хоть программистом, хоть журналистом – эти навыки вам все равно пригодятся.

По умению учиться могу посоветовать легендарный курс Coursera «Learning How to Learn».

Общение с людьми – это все та же психология, тут, к счастью, полно курсов, тренингов и университетских программ.

Развить креативное мышление помогает творчество. Живопись, литературное мастерство, да хоть бы и кулинария, лишь бы научиться мыслить нестандартно.

Самоорганизованности и личной эффективности тоже посвящено огромное количество книг, просто теперь реально стоит обратить на них внимание. Мне, например, понравилась книга Криса Бэйли «Мой продуктивный год».

Профессиональные навыки

Здесь сложнее. У вас есть два варианта: или совершенствоваться в своей профессии, или забить на все и пойти получить новую.

Если выбрали второй путь, идите в специалисты по машинному обучению. Сейчас это максимально востребованная профессия. И через пять лет она такой же останется. Вот уж у кого точно никаких проблем не будет. Можно еще пойти в садовники и воспитатели детского сада – это профессии, которые очень сложно автоматизировать. Там можно обойтись и без постоянной переподготовки.

Если пока не готовы к таким переменам, становитесь профессионалом в своей области. Крутых профессионалов не увольняют и не заменяют искусственным интеллектом.

Сейчас учиться стало очень просто. Можно найти курсы по любым профессиям. Самые известные площадки для онлайн-образования дают знания бесплатно. Это, например, уже упомянутая Coursera, «Академия Хана», Udacity. Там даже некоторые курсы есть на русском языке (по крайней мере, с русскими субтитрами), но на английском выбор больше.

Стоит ли снова идти в университет?

Можно попробовать, но особого смысла в этом нет. Вузовская система знаний хронически не успевает за развитием технологий, на зарплату диплом тоже не влияет. Машинное обучение, большие данные и облачные технологии в университетах начнут изучать лет через 50.

Разве что вы хотите изучить что-то очень специфическое, вроде программы MBA. Таким вещам действительно сложно научиться самостоятельно. Все остальное легко заменяется курсами.

Мораль

Вложить деньги и время в свое обучение – это лучшее им применение. Особенно с учетом того, что мир начал как-то уж чересчур быстро меняться.

0
62 комментария
Написать комментарий...
Aleksandr Mrykhin

Пока этот так называемый «ИИ» не научится самостоятельно думать (самостоятельно обучаться, а не адаптироваться в заранее установленных кем-то рамках) и не осознает себя как личность (новая форма жизни, мать ее…) - вся эта технология не умнее паровоза 19 века, просто кусок железа, который кому-то нужно содержать и настраивать.

Как инструмент - да, прекрасная технология, облегчит многие рутинные задачи. Но по сути - это очередная эволюция "молотка", просто гвозди стали другими и нужен новый молоток, чтобы забивать их.

Технологии безусловно развиваются, но как по мне, вся эта шумиха вокруг «ИИ» на данный момент просто PR и грязные маркетинговые технологии чтобы повысить «удой» у инвесторов.

Но в одном вы правы - нужно учиться. И не важно чему, главное уметь это делать.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лукашина
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Mrykhin

Прочитал. Хорошая статья. Эволюция "молотка" продолжается)))

Елена, я не против вашей статьи. Более того - она мне даже нравится по причине того, что я сам обеспокоен тем, что УЖЕ происходит. А происходит то, что США развязали торговую войну с Китаем.

Как мне видится, это стало возможным по одной единственной причине - уровень роботехники и автоматизации на сегодняшний день таков, что США ничего не мешает перенести все производство обратно к себе. А теперь вопрос: что будет делать 1 млрд голодного населения? И более всего, меня напрягает то, что они наши соседи.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лукашина
Автор

Андрей, спасибо. Это была интересная дискуссия, но я больше не вижу смысла ее продолжать. Мы зашли в тупик. Останемся каждый при своем мнении.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Mrykhin

Да нет никакого тупика)) Я просто (в силу наличия свободного времени) пытаюсь донести мысль, что в очередной раз изменяться вспомогательные инструменты для работы, но сама работа останется.

Помните, раньше были пленочные видеокассеты? Потом появились компакт-диски, но и сейчас и они отмирают. Фильмы смотреть никто не перестал.

Меняются форматы, подходы, но сама суть остается.

И да, с Андреем я не знаком))

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда