{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Виртуальная реальность против ваших страхов: интервью с командой PsyTech VR

В одном из дайджестов в Telegram-канале «Вестник VR» мы рассказали о стартапе, который помогает людям с помощью технологии виртуальной реальности избавляться от фобий. Теперь решили поговорить с командой PsyTech VR об эффективности такой терапии, о самом тренажёре и планах на будущее.

— Когда и почему вы начали заниматься VR?

— Наша команда насчитывает 12 человек. Вход в индустрию VR для каждого из членов нашей команды начался в разное время. Кто-то застал ещё первые очки виртуальной реальности Rift-DK1, кто-то и вовсе только приступил к знакомству с Quest. Но главным толчком индустрии стало зарождение эпохи автономных устройств с Quest 2.

Автономное устройство позволило закрыть практически все потребности аудитории в VR. Барьер входа в VR упал почти в 8-9 раз. Раньше для погружения нужен был мощный компьютер за пару тысяч долларов и HMD-устройство за такие же деньги. Сегодня же практичный, удобный и доступный Quest позволяет в любом месте, оперативно и бюджетно развернуть иммерсивное погружение почти для всех типов задач!

— Как появилась идея стартапа PsyTech для борьбы с фобиями?

— Инна Мальцева – CSO проекта PsyTech VR – психолог с многолетним стажем в когнитивно-поведенческой терапии. Однажды к Инне на приём пришёл мужчина, бизнесмен среднего возраста. Он поделился, что страх высоты не позволяет ему посещать встречи в небоскрёбах. Мужчина испытывает симптомы, которые мешают ему сконцентрироваться на рабочих встречах. Именно в этот день за семейным ужином с мужем Иваном (сегодня CEO проекта), сыновьями Даниилом (сегодня CPO проекта) и Николаем (сегодня CMO проекта) Инна рассказала о горе-сессии. Взрослый пациент никак не мог визуализировать свой страх в голове с помощью метода «мысленной экспозиции», что не позволяло ему столкнуться с объектом страха в воображении.

Прислушавшись к рассказу жены, Иван предположил, что с помощью технологий виртуальной реальности, которые являются отличным помощником в визуализации пространств любого формата, можно подменить муки воображения на виртуальную картинку страха. Пациенту не потребуется визуализировать страх в голове. Всё, что будет нужно, – это прожить виртуальную экспозицию при помощи контроллеров и небольшого количества отваги. Даниил знал, чем подкрепить слова отца, так как в тот момент уже успел развернуть образовательный VR-продукт на базе университета.

Так за семейным ужином зародилась концепция, которая легла в основу PsyTech VR.

Иван Андреев, Инна Мальцева, Даниил Андреев, Николай Андреев

— Сколько людей в мире страдают фобиями и какие советы дают психологи, чтобы справиться с фобиями?

— Многие люди испытывают тревогу при виде пауков и змей, при полётах на самолёте или нахождении в общественных местах. Человек не знает, как поведёт себя собака, которая встретилась по дороге в магазин, что скажут люди, перед которыми предстоит выступать с докладом и т.д.

Неопределённость и тревожность всегда были в нашей жизни. Под влиянием опасностей и угроз — болезней, голода и т.д. — у людей появились страх и, как следствие, осторожность. Это элементы инстинкта самосохранения и выживания. Эмоциональные переживания, при которых человек испытывает дискомфорт от неопределённости перспективы, называют тревожными расстройствами. Страхи и, тем более, фобии не дают человеку полноценно жить, эффективно работать, общаться с людьми, отдыхать и т.д. У людей, страдающих тревожными расстройствами, чаще развивается клиническая депрессия, и им приходится бороться уже с двумя недугами.

В психологии принято выделять следующие группы тревог:

  • Агорафобия и панические расстройства, боязнь собственных физиологических и психологических реакций на ситуации. Например, страх открытых пространств и других общественных мест, страх транспорта и толпы;
  • Социофобия, боязнь осуждения или негативной оценки. Это может проявляться при выступлениях на семинарах, знакомстве с другими людьми и т.д.;
  • Изолированные страхи и фобии, боязнь ситуаций или объектов — темноты, высоты, глубины, животных и насекомых, врачей, вида крови, лифтов и т.п.

По статистике Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), в среднем в каждой популяции людей страхами и фобиями обладают до 15% граждан. Так, например, примерно 12% жителей Земли страдают авиафобией (страх полёта), 3% — клаустрофобией и паническими атаками, а инсектофобия (страх насекомых) встречается у 8% населения. Основные причины появления фобий — тревоги из детства, психологические, социальные или физические факторы. Чтобы избавиться от фобии, необходима перезагрузка головного мозга, смена шаблонов и изменения стандартов поведения.

Применение психологами способа «мысленной экспозиции» страхов и фобий не может заменить практический реальный тренинг и терапию. Этот метод не всегда эффективен: люди по-разному представляют объекты или ситуации. Специалист не может проконтролировать «реальное» погружение пациента в предложенную им атмосферу, потому что не видит происходящего в воображении другого человека. Также невозможно объективно оценить уровень страха у пациента без мониторинга вегетативных показателей.

Сегодня к методам, применяемым психологами и психотерапевтами, присоединился новый инновационный инструмент — технология виртуальной реальности. Метод «экспозиции страха в виртуальной реальности» от PsyTech VR позволяет при помощи специального оборудования «погрузить» пациентов в реальные ситуации в домашних или кабинетных условиях.

— Как доказана эффективность VR-терапии?

— С конца прошлого века было проведено много научно-практических исследований эффективности применения виртуальной реальности. Рассмотрим на примере акрофобии.

В 1996 году появилась экспозиционная терапия виртуальной реальностью (VRET). Хотя виртуальная реальность стала областью технологического применения в исследованиях и клинической практике совсем недавно, многие из её основных концепций были изучены и разработаны за последние 50 лет. Корни исследований восходят к разработке авиасимуляторов в американской аэрокосмической и оборонной промышленности. Начиная с первого армейского цифрового компьютера (ENIAC) в 1940-х годах и заканчивая исследованиями ВВС в области шлемов визуализации (VCASS) в 1980-х годах, американские вооруженные силы всегда были основным источником финансирования наиболее важных инноваций в области компьютерных технологий. Также достижения в технологии компьютерной графики были обусловлены развитием кино и индустрии развлечений.

Военное происхождение виртуальной реальности позволяет нам сделать вывод, что она подходит для лечения страха полёта (аэрофобии) и боязни высоты (акрофобии). Во время тестирования устройства виртуальной реальности в 1992 году оно вызвало у участника эмоциональные и физические симптомы. Скорее всего, они были вызваны фобическим поведением — подобное происходит с человеком, который реагирует на пугающую ситуацию. Устройство представляло собой «ковёр-самолет», который летал в определённом направлении в зависимости от того, на какую область наступали. Затем наблюдатели поняли, что симптомы были вызваны не укачиванием, а реальным страхом.

В настоящее время VRET рассматривается как жизнеспособная альтернатива воздействию «in vivo» (терапии в реальной жизни). Оно может вызывать страх и тревогу, функционируя как альтернативный способ воздействия. При использовании системы виртуальной реальности терапевту и пациенту не нужно покидать консультационный кабинет. Это экономит время и деньги, а пациенты перестают стесняться. Виртуальная реальность становится промежуточным шагом в терапии страхов и фобий — шагом между полностью защищённым консультационным кабинетом и «угрожающим реальным миром». VR предлагает визуализировать различные ситуации, связанные с высотой, полётами, темнотой, хищниками, к которым не так легко получить доступ во время терапии.

У VR большие перспективы в качестве терапевтического инструмента для улучшения результатов лечения фобий. Технология виртуальной реальности быстро развивается: предполагаем, что скоро она станет экономически доступной не только для специалистов-частников, но и для домашнего использования. Стартапы на стыке психологии и VR уже ведут работу по направлениям: PTSD, расстройство пищевого поведения, сексуальная дисфункция, шизофренические галлюцинации и зависимости.

— Как работает ваш тренажёр? Что видит человек в VR-очках?

— PsyTech VR представляет собой VR-as-a-Service продукт, который основывается на трёх технологиях:

  • LMS-платформа с образовательными материалами;
  • иммерсивная VR-программа с фобиями и практиками релаксаций;
  • дэшборд, который открывает возможность наблюдать на статистикой тренингов страхов, может позволить записаться на приём к врачу, а для самого специалиста – запустить сеанс VR-телемедицины.

Есть несколько форматов работы с сервисом, основные — самостоятельная терапия фобий, а также консультации и терапия страхов со специалистом. В первом случае человек получает доступ к сервису, изучает материалы на платформе, тренируется в VR и далее отслеживает показатели своих тренировок в дэшборде. Но есть люди, для которых терапия с самостоятельностью не ассоциируется. В таком случае через тот же дэшборд можно записаться на приём к врачу. Психолог с другой стороны экрана получит доступ к трансляции вашего виртуального занятия и будет полноценно проводить консультацию с использованием инновационного инструмента.

PsyTech VR подходит как для домашнего использования, так и для частных кабинетов психологов и центров оказания соответствующих услуг. Мы уже приступаем к работе с корпорациями, потому что тренд заботы о ментальном здоровье сотрудников продолжает набирать обороты.

При входе в VR-приложение вы сталкиваетесь со входом в личный аккаунт, затем попадаете в современное hi-tech пространство. Там расположены блоки меню с фобиями, медитациями, курсами и т.д.

Исходя из ваших потребностей, вы переходите в нужный блок. Перед вами открываются окна с уровнями. При нажатии на уровень возникают описание и практические советы психологов-профессионалов. Мы смоделировали множество тематических VR-пространств, в которые пользователь погружается и борется там со своими страхами и фобиями. Каждый уровень по той или иной фобии разработан в уникальном оформлении: это может быть ресторан, расположенный на последних этажах небоскрёба с видом на захватывающую дух высоту, или прогулка по мосту через живописное и загадочное ущелье.

Уровень в Акрофобии (страх высоты) – мост над каньоном
Уровень в Никтофобии (страх темноты) – злачный подземный переход

— С какими страхами можно справиться с помощью тренажёра?

— На данный момент в нашей программе можно проходить следующие фобии:

  • акрофобия (страх высоты);
  • арахнофобия (страх пауков);
  • аэрофобия (страх полётов);
  • глоссофобия (страх публичных выступлений);
  • клаустрафобия (страх замкнутых или тесных пространств);
  • никтофобия (срах темноты, ночи).

Также есть комплекс майндфулнесс-медитаций, записанных профессиональными психологами, и арт-терапия в формате виртуальной реальности.

— Планируете ли вы добавить сценарии борьбы с другими фобиями и каким образом это будет осуществлено?

— Команда практикующих психологов совместно со сценаристами уже прорабатывает сценарии новых уровней фобий. Сейчас команда реализует годовой план по разработке 50 фобий с разнообразными уровнями. Большое обновление запланировано на начало осени. Список пополнится следующими фобиями:

  • кинофобия (страх собак);
  • инсектофобия (страх насекомых);
  • анемофобия (страх стихийных бедствий);
  • мизофобия (страх загрязнения) и т.д.

— Какие данные для аналитики вы собираете и как они помогают в дальнейшей работе?

— Мы собираем данные после прохождения каждого уровня фобии – определяем уровень страха по 10-балльной шкале, считываем данные с биодатчиков для визуализации уровня стресса. После этого все данные отображаются на нашей платформе с дэшбордом, где пациент может изучить их сам, а также показать своему лечащему специалисту для получения заключения.

— Каких результатов удалось достичь с помощью тренажёра?

— Проект PsyTech VR зарекомендовал себя как инновационное решение в борьбе со страхами и фобиями. Первым тестировщиком проекта стала Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП). АКПП объединяет профессионалов в области психического здоровья: психиатров, психотерапевтов, психологов, врачей других специальностей. У АКПП много единомышленников в регионах нашей страны и ближнем зарубежье. Впервые с проектом Ассоциация познакомилась на Питерском форуме когнитивной психологии, где мы презентовали продукт для психологов.

Дмитрий Ковпак (Президент Ассоциации КПП), Николай Андреев (CMO проекта), Даниил Андреев (CPO проекта), Аллен Р. Миллер (Директор программ обучения КПТ в Институте Бека)

Сегодня продукт PsyTech VR применяется на базе центров «BE CBT», любой желающий может пройти курс терапии страхов и фобий в VR вместе со специалистами.

— Где можно попробовать поработать с вашим тренажёром?

— Есть несколько способов попробовать наш продукт:

  • Самостоятельно скачать приложение для Oculus Quest 2 из магазина SideQuest. Для получения тестового личного аккаунта программы – направьте нам заявку через официальный сайт www.psytechvr.com;
  • Совместно со специалистом в центрах «BE CBT».

— Какие планы на будущее у вашей компании?

— Мы работаем в нескольких векторах, поэтому планируем укреплять сегменты B2B (появление продукта в частных кабинетах психологов, медицинских центрах и организациях) и B2C (самостоятельная терапия страхов и фобий в комфортных домашних условиях).

Также мы активно развиваем контент-составляющую нашего продукта и планируем достичь отметки в 50 различных фобий, расширить релаксационные практики и приступить к новым тренингам. Например, по стрессоустойчивости и коммуникации.

PsyTech VR хочет доказать людям, что забота о ментальном здоровье – это положительный тренд, который несёт за собой позитивные изменения в жизни каждого человека. А применение технологии виртуальной реальности делает этот процесс ещё более интересным!

0
1 комментарий
Moroshka O

Оставила заявку на сайте psytechvr однако никакой реакции на заявку нет) хотя приложение интересное, хотелось бы попробовать и даже оплатить

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда