Утопический город будущего по версии основателя Gillette — концепт 1894 года Статьи редакции
Из эссе The Human Drift.
В 1894 году будущий основатель компании Gillette (создана в 1901 году) Кинг Кэмп Жиллетт опубликовал свою первую книгу — The Human Drift. В ней он описал, как могло бы выглядеть утопическое социалистическое общество будущего.
В таком обществе, предполагал Жиллетт, установится идеальная экономическая система: производить и распределять все продукты будет только одна компания, на каждом континенте останется лишь по одному городу, а возможно — всё население планеты объединится в единственный город. Такой город предприниматель представил в главе «Метрополис».
Конечно, понадобятся и небольшие поселения для тех, кто будет находиться в других частях континентов по долгу службы, но огромный Метрополис должен стать единственным домом для всех.
Расположить такой город Жиллетт предлагал в районе Ниагарского водопада: «Вряд ли на всём континенте, а может быть и во всём мире найдётся место, которое объединяет столько природных богатств». Он считал, что энергией водопада и водой от двух прилегающих озёр можно будет обеспечить весь город, включая промышленные здания.
Жители города обитали бы в больших гостиницах или апарт-отелях («в роскоши они должны превосходить все современные гостиницы Нью-Йорка и отстоять друг от друга на таком расстоянии, чтобы было легко оценить их великолепие») и не сталкивались с необходимостью вести домашние дела.
Население должно быть распределено по городу равномерно, а за его занятостью следило бы Трудовое бюро.
За счёт большого расстояния между домов город легко будет наполнить парками и садами, считал Жиллетт. При этом он не только предложил концепты таких домов и карту их расположения, но и рассчитал, какую территорию займёт город в случае, если в него переедет 85% населения США на тот момент, а остальная часть предпочтет путешествовать, жить на побережье или перебраться на работу в другую точку континента.
Предприниматель также предложил концепты внешнего вида домов Метрополиса, но отметил, что окончательное решение об их конструкции, архитектуре, внутренних интерьерах и оснащении должно было бы принять Архитектурное бюро, выбрав специалистов через конкурс.
Такой конкурс дал бы стимул к развитию архитектурной науки и позволил бы обеспечить жителей домов всеми благами.
Все коммуникации — и транспортные, и бытовые — Жиллетт предложил провести под землёй на разных уровнях. Там же он предложил разместить ещё один, «прогулочный» уровень с искусственными парками.
На какие шиши все жили бы в роскошных отелях, интересно. :) Похоже на планы построения коммунизма в другой стране в чуть более позднее время.
"и не сталкивались с необходимостью вести домашние дела" - значит, и обслуживающий персонал предполагался. Не всем, однако, жилось бы роскошно в этом городе будущего.
Комментарий удален модератором
Про роботов ничего не написано — полностью роботизированный город — концепт, безусловно, интересный, но будущее, когда «труд» «разумного» робота станет дешевле человеческого и при этом появятся роботы, обслуживающие роботов, наступит нескоро.
Кстати, само слово «робот» появилось лишь 26 лет спустя после данного «плана».
Слово, но не идея! Оскар Уайльд в 1891 году:
Препротивное это занятие, восемь часов в сутки на студеном ветру расчищать от талого снега уличный перекресток. Человек рожден ради лучшего, нежели месить грязь. Всякую подобную работу должны выполнять машины. <...>
Весь неинтеллектуальный труд, всякая монотонная, нудная работа, производимая грубыми орудиями труда в отталкивающих условиях, должна выполняться техникой. Вместо нас машины должны трудиться в забоях, должны выполнять все санитарные работы, быть кочегарами на пароходах, чистить улицы и доставлять почту в ненастье — словом, делать все, что неприятно и раздражает человека.
Теперь машины доставляют спам на почту, убивают его посредством водителя или терроризируют бесконечным гулом (и неважно, холодильник это или зомбиящик, шумно доминирующий над своими рабами).
Идеальный прогноз будущего из 1891 года.
Оскар Уайльд, 1891 год:
До сих пор человек в какой-то степени являлся рабом техники, и нечто трагическое видится в том, что, придумав машину для облегчения трудов своих, человек немедленно столкнулся с нищетой. <...>
Сегодня техника и человек конкурируют друг с другом. В нормальных условиях техника должна служить человеку.
Ну так она и служит. Но на уровне государства