Искусственный интеллект в образовании: примеряем на Россию
О развитии технологий персонального обучения рассказывает Алексей Полехин, руководитель направления «Программирование» университета «Нетология».
Два месяца назад администрация Фламандского региона Бельгии подписала контракт с британской ИИ-платформой Century Tech, использующей обучающие методики и решения, нейрофизиологию и обработку данных для персонализации процесса обучения в школах и университетах.
Эта новость о том, о чем мечтают родители почти каждого российского школьника: давать ребенку знания таким способом, чтобы он их усваивал в той манере, в которой это удобно его мозгу. Мы спросили экспертов, что это значит для России и когда нам ждать подобные технологии.
Как работает школа в любой стране? Учителя пытаются донести одни и те же знания до учащихся разного уровня, но часто терпят неудачу. А искусственный интеллект помогает адаптировать уроки под индивидуальные особенности каждого ученика.
Технология Century Tech будет развёрнута во всех 700 фламандских школах в ближайшие пять лет. В Century говорят, что это первый случай, когда власти приняли решение внедрить искусственный интеллект в школах в таком объёме.
Цель — заменить стандартную модель, когда преподаватели пытаются донести знания до учащихся разного уровня, но часто терпят неудачу, на принципиально новую, в которой искусственный интеллект помогает адаптировать уроки под индивидуальные особенности каждого ученика. Это подразумевает выявление тех областей знаний, с которыми он знаком или незнаком, где он чувствует себя уверенно или не очень, и оценку того, насколько ему нравится те или иные занятия. По сути, машина непрерывно анализирует прогресс каждого учащегося, выявляя тенденции потребления знаний и адаптируя уроки в соответствии с ними.
Другими словами, если ваш третьеклассник не может понять уравнения, ему не придется бежать вперед с остальным классом, а по вечерам слушать ваши объяснения про «чему равен Х». Искусственный интеллект выявит его проблему и в форме микроуроков позволит ему освоить материал.
Учитывая, что заявления о внедрении технологий, связанных с искусственным интеллектом, еще в прошлом году приходили из Австралии, соседней Белоруссии и даже Китая, мы поинтересовались у российских экспертов, насколько далека российская школа от иностранных инноваций.
Также Century применяет базовые принципы нейрофизиологии для определения наклонностей, уровня знаний и выносливости студентов, темпа и подходящего времени для обучения, скорости перемещения информации из кратковременной в долговременную память. Эта аналитика впоследствии включается в алгоритмы машинного обучения.
Кажется, что бельгийская инициатива вполне может стать российской реальностью, но не в самом ближайшем будущем. С другой стороны, индивидуальные образовательные траектории уже проникают в высшее образование. Такие вузы как ВШЭ засчитывают своим студентам онлайн-курсы, пройденные в других вузах по той специальности, которую осваивает студент. А это значит, что студент уже может в небольшой мере перекроить образовательную программу под себя и самостоятельно выбирать где и в каком объеме осваивать материал.
Нужно стремиться идти в ногу со временем. Школа и университет тому не исключение. Сейчас постоянно появляется что-то новое, знания надо постоянно обновлять, а с устаревшими учебниками это попросту невозможно.
Конечно! Необходимо внедрять новые технологии в образование! Не стоять на месте! Искусственный интеллект будет только в помощь педагогу! А задача учителя здесь организовать процесс так, чтобы он принес свои результаты, а не превратился в "галдеж" и игры.
Комментарий удален модератором