{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Отчет о пилотируемой программе США: критика NASA, дешевые корабли SpaceX и партнерство с Роскосмосом

NASA OIG (Управление генерального инспектора) опубликовало детальный отчет о программе СCP (Commercial Crew Prgram).

В отчете указаны вероятные сроки запуска пилотируемых кораблей SpaceX и Boeing, подсчитана приблизительная стоимость за место для астронавтов, а также содержится критика решений NASA после выделения дополнительных средств для Boeing.

​Boeing Starliner и SpaceX Crew Dragon spacenews.com

Согласно отчету, текущее давление NASA на подрядчиков для соответствия графику может иметь негативное влияние на безопасность будущих миссий. В свою очередь представители NASA указали, что их приоритет — безопасность. Агентство разрешит пилотируемые пуски лишь в том случае, если будет уверено в их безопасности.

Предполагаемые сроки пусков Crew Dragon и Starliner

На данный момент Boeing готовится к первому беспилотному пуску корабля Starliner. SpaceX уже прошли этот этап и ведут подготовку к пилотируемой миссии. Тем не менее, в OIG уверены, что, ввиду большого количества необходимых для сертификации тестов, оба подрядчика получат разрешения для пилотируемых пусков не ранее лета 2020 года.

Несмотря на отчет OIG, администрация президента США Дональда Трампа придерживается прежнего графика и ожидает осуществление пуска к весне 2020 года. Вице-президент США Майк Пенс уверен, что американские астронавты отправятся в космос на американских кораблях до весны 2020 года.

​График запланированных пусков пилотируемых кораблей к МКС.  NASA Office of Inspector General

Сокращение экипажа США на МКС

Сегодня стандартный экипаж МКС включает 6 космонавтов, среди которых присутствует трое американцев. Начиная с весны 2020 года NASA придется сократить количество астронавтов с трех до одного ввиду задержек в графике пилотируемой программы CCP и сокращения пусков Союзов российскими партнерами.

Исправить ситуацию может покупка дополнительных мест на Союзах, если они еще будут доступны в столь позднем периоде. Также, может рассматриваться вариант более длительного пребывания астронавтов на МКС. Минимальный период сокращения американского экипажа или его отсутствие будет лишь в случае успешного пилотируемого запуска Crew Dragon к лету 2020 года.

В противном случае NASA придется сократить количество своих научных исследований. Стоит отметить, что агентство планирует тестировать на МКС новые скафандры для миссии Артемида.

Стоимость мест на Crew Dragon и Starliner

В 2014 году NASA выбрала SpaceX и Boeing из 8 претендентов для реализации проекта пилотируемых кораблей. По состоянию на май 2019 года Boeing и SpaceX получили финансирование в размере $4.3 млрд и $2.5 млрд соответственно. Расходы на разработку и тестовые полеты составили $2.2 млрд и $1.2 млрд соответственно.

​Основные данные о транспортных системах CCP NASA Office of Inspector General

Контракты для каждого из подрядчиков включали по 6 пилотируемых миссий с 4 астронавтами на борту. На основе публичной информации NASA OIG подсчитали, что средняя стоимость одного места на Boeing Starliner составит $90 млн, на SpaceX Crew Dragon — $55 млн.

​Сравнение кораблей Starliner, Crew Dragon, Союз и Space Shuttle Everyday Astronaut

Сравнение с текущими пусками на Союзах

С 2006 года NASA приобрело у Роскосмоса 70 мест для астронавтов на общую сумму в $3,9 млрд. Средняя стоимость одного места составила $55,4 млн. За это время цена варьировалась от $21,3 млн до $86 млн. С учетом графика планируемых пилотируемых пусков SpaceX и Boeing, NASA приобрело у Роскосмоса 12 дополнительных мест на сумму в $1 млрд при средней стоимости в $79,7 млн.

Учитывая начало пусков по программе NASA, с января 2020 года Роскосмос планирует сократить количество пусков Союзов с двух до одного каждые 6 месяцев. Поскольку наиболее вероятным сроком пуска пилотируемого американского корабля является лето 2020 года, до этого периода экипаж станции сократится с 6 до 3 человек. Если корабль SpaceX или Boeing начнет пилотируемые пуски в 2020 году, МКС сможет содержать экипаж из 7 человек с одновременно пристыкованным Союзом и американским кораблем Crew Dragon или Starliner.

Если же SpaceX и Boeing не смогут отправить астронавтов на МКС до октября 2020 года, для американцев не будет мест на российских Союзах. Однако Роскосмос и NASA уже ведут переговоры о возможном безопасном продлении пребывания Союзов на МКС выше текущего максимума в 200 дней.

NASA переплатили Boeing для устранения паузы в пусках

Контракт каждого из подрядчиков включает 6 пилотируемых миссий. В первоначальном планируемом графике Boeing содержалась 18-месячная пауза, вызванная 13-месячным отставанием от графика сертификации. Чтобы устранить этот разрыв, получить больше гибкости в пусках и сохранить Boeing как второго подрядчика пилотируемых пусков на этот период, для 3-6 миссий NASA доплатили компании еще $287,2 млн к стандартному контракту. Соответственно, цена каждой миссии увеличилась на $71,8 млн.

Менеджеры агентства испытывали давление со стороны правительства для сохранения запланированного графика пусков. Даже с учетом этого давления и на основе собственного анализа, в NASA OIG решили, что NASA могло сэкономить $144 млн, заказав лишь 3 и 4 миссии, отложив на более поздний срок миссии 5 и 6.

Также, NASA оплатило третью миссию на год ранее, поэтому фактически не использовало $43 млн, оплаченных Boeing для получения гибкости в графике.

Соответственно, из дополнительной суммы, выплаченной Boeing, NASA OIG считает сомнительными $187 млн. Это ненужные расходы, которых можно было избежать.

Более того, NASA не обратилось к SpaceX, чтобы узнать, какие решения подрядчик может предложить агентству, несмотря на то, что компания ранее предлагала более короткие сроки производства, нежели Boeing.

0
82 комментария
Написать комментарий...
Stas Klymenko
Автор

Эффективность российских пусков не падает. Да, Союзы уже устарели, но свои функции выполняют. Поэтому сам Роскосмос и планирует реализацию Федерации. 

Снижение количества пусков связано с заинтересованностью со стороны США. Поскольку им места на Союзах не нужны, необходимости в частых пусках Союзов тоже нет. Задержки у SpaceX и Boeing, конечно, немножко сдвигают график. Но у SpaceX по факту уже практически все готово, остались тесты для сертификации. С Boeing - не знаю. Надеюсь, хотя бы до конца 2020 пустят. 

США не будут отправлять одновременно 7 человек, хотя оба корабля и могут это сделать. Контракты предполагают отправку 4 человек в каждой миссии. Это МКС в текущей конфигурации может содержать до 7 человек экипажа. Поэтому, ожидается, что на станции будет 4 астронавта США, а остальные 3 места могут занимать космонавты других стран. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

Союзы устарели для чего? Для мифических полетов на Марс или Европу? ) 

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko
Автор

Для полетов либо куда, за исключением МКС. Если все так сладко, зачем Роскосмосу рассматривать реализацию Федерации? 

Ну и самим космонавтам наверняка не в кайф летать в консервной банке. 

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
не в кайф летать в консервной банке.

Только в Союзах объем больше на человека, чем в Драгоне.
Там есть еще бытовой отсек.

Получается 2 "комнаты" на троих, против одной на семерых.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko
Автор

Красивые рендеры. Только де-факто космонавты летают так, как показано на скриншоте ниже. Это Союз МС-09, который запустили 6 июня 2018 года. 
Рядом фото Crew Dragon и то, как будут сидеть космонавты в нем. И не трое, а четверо.

Я не знал, сколько свободного места в общих кораблях. Пошел смотреть. 
Поправьте меня, если в чем-то ошибаюсь:

Как вы указали выше, у Союзов "pressurized" объем разделен на две части: жилой и бытовой. Жилой на предыдущей версии (ТМА) был 3.5 м3, бытовой ~5 м3.
- У Союза МС, модифицированной версии, 10.5 м3 в общем. 
- У Crew Dragon - 9.3 м3.

Разница между кораблями - 1 м3. Но, Союзы вмещают только экипаж из 3 человек, и все они находятся в жилом блоке. Объем жилого блока - меньше половины от общего. Поэтому космонавты и летают в условиях, которые видны на скриншоте. 

Даже для 7 космонавтов в Crew Dragon более комфортные условия, нежели для троих в Союзе. 

P.S. Я не намекаю на то, что Союз - говно. Это хороший корабль, который до сих пор выполняет свою функцию. Просто он уже устарел и его нужно сменять новыми разработками. 

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
Только де-факто космонавты летают так, как показано на скриншоте ниже.

На фото они в креслах в спускаемой капсуле, сидят они вот так, как на скриншоте, только при старте и посадке.

Как вы указали выше, у Союзов "pressurized" объем разделен на две части: жилой и бытовой.

Не на жилой и бытовой, а на спускаемый аппарат и бытовой отсек.

и все они находятся в жилом блоке. Объем жилого блока - меньше половины от общего

Нет, на орбите используется полный объем, а не половина – и спускаемый аппарат и бытовой отсек.

В итоге в Союзе получается до 2 раз больше места на человека (при полной загрузке Драгона и Союза), и плюс 2 помещения вместо одного – что решает вопрос например с пользованием туалета, в Драгоне это надо делать при всех.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko
Автор

При полной загрузке - конечно, 7 vs 3 человека. 
Насколько я знаю, объем указывается в чистом виде, без установленного оборудования (поправьте, если ошибаюсь). С учетом оборудования, думаю, разница в 1м3 нивелируется и при загрузке по 3 человека на каждого космонавта будет припадать приблизительно такое же количество места. 

В Crew Dragon туалет и вовсе над головами. Но это не значит, что испорожняться вы будете у всех на глазах.

Ответить
Развернуть ветку
79 комментариев
Раскрывать всегда