GenerationS

#20вопросов Павлу Веселовскому, эксперту центра цифровых продуктов, PwC в России📊

Что мы знаем о PwC в России? Сеть фирм работает на российском рынке более 30 лет и предоставляет аудиторские и консультационные услуги, а также услуги в области налогообложения и юридические услуги публичным и частным компаниям разных отраслей.

Но это не все — в PwC в России активно процветают инновации, идет работа со стартапами, запускаются пилотные проекты. Для себя фирма выбрала модель "Открытых инноваций”, что вполне актуально и правильно.

Мы уже рассказывали ранее про то, какие у PwC в России планы на работу с инновациями в 2022 году. Сегодня мы зададим #20вопросов Павлу Веселовскому, эксперту центра цифровых продуктов PwC в России, о том, какие стартапы ищет компания, как проходит пилотирование цифровых продуктов и как мотивируют сотрудников на работу с инновациями.

Павел Веселовский
Эксперт центра цифровых продуктов, PwC в России

Что такое Venture Hub?

PwC Venture Hub (венчурный хаб PwC в России) объединяет технологические стартапы, корпорации, венчурные компании и инвесторов для создания новых продуктов и решений, реализует совместные проекты со стартапами. А еще это команда экспертов PwC в России в области венчурных инвестиций, создания цифровых продуктов и корпоративных инноваций.

Какую функцию в компании выполняет?

С 2018 года PwC в России проводится программа открытых инноваций для пилотирования решений стартапов как внутри фирмы, так и у наших клиентов и экосистемных партнеров. PwC Venture Hub стал "единым окном" для разных игроков российской экосистемы инноваций, в первую очередь для команд цифровых стартапов. На момент написания статьи запустили уже четвертый поток программы.

Кроме этого, задача команды PwC Venture Hub — получить понимание продукта стартапа и нюансов внедрения. Понять архитектурные требования или требования по информационной безопасности, и тем самым помочь клиентам снизить риски при тестовом запуске продуктов стартапов и на этапе контроля качества развертывания решения. Это инструмент работы с первым и вторым горизонтами инноваций в безопасной для экспериментов среде, инструмент для понимания технологий и клиентов.

Мы уже реализовали 37 пилотных и 7 клиентских проектов, выполненных совместно со стартапами. 65% — c таким количеством стартапов-выпускников продолжаем работать после завершенных трёх наборов программы (success rate). О том, как проходит программа, мы рассказывали на открытом вебинаре.

Как пришла идея его создать?

Так как в нашей фирме возросла потребность в цифровых решениях, то стали применять инструменты открытых и внутренних инноваций. Этот тренд пришел еще и благодаря новой стратегии фирмы, ориентированной на цифровизацию и развитие новых бизнес-моделей, отличающихся от Time & Material.

Венчурный хаб инициирован Алексеем Окишевым, партнером, руководителем Центра цифровых продуктов в декабре 2018 года, одновременно представлена программа открытых инноваций в формате запуска пилотных проектов. Идея заключалась в том, чтобы внедрить в фирме новые принципы работы, основанные на механизмах открытых инноваций, для поиска новых путей повышения качества услуг и развития внутренней культуры. Кроме этого, мы хотели дать позитивный сигнал технологическим компаниям ранних стадий, что готовы работать с ними. Похожие инициативы есть и в других фирмах сети.

Как строите работу с инновациями?

Известно, что для новых цифровых продуктов на стадии идеи важна, в первую очередь, обратная связь, а для проектов стадии первых продаж подходит акселерация. На каждой стадии инновационного процесса сотрудникам предлагаются мероприятия или программы, повышающие зрелость идеи или проекта. И главный компонент — люди-каталисты, которых мы обучаем и которые используют эту инфраструктуру. Программа инноваций для фирмы — стратегическая, и поддерживается топ-менеджментом. Кроме этого, фирмы сети PwC в России разрабатывают собственные цифровые продукты.

Мы выбрали экосистемный подход, в результате которого развиваем культуру инноваций внутри фирмы, а также кооперируемся с внешними игроками для поиска и адаптации передовых цифровых решений на открытом рынке. Кстати, трансформация фирмы и накопление продуктовых компетенций привели к изменениям в организационном дизайне компании, и в июле 2021 года создан Центр цифровых продуктов, который аккумулирует нужные компетенции и поддерживает бизнес-юниты в прохождении через discovery-процесс. Например, появились продукты для управления расходными договорами аренды и лизинга; автоматизации формирования отчетности; и проверки номера налогоплательщика для 150 юрисдикций в одном приложении.

Наши бизнес-подразделения за три набора программы уже инвестировали по меньшей мере 6200 часов в совместную работу со стартапами

Интересуют зрелые компании или можно любым?

В нашу ежегодную программу открытых инноваций рассматриваются технологические компании ранних стадий, спин-оффы зрелых компаний, предприниматели и фрилансеры из России, СНГ и других стран с готовым к выходу на рынок цифровым решением, которые желают расширить бизнес. Приоритетный сегмент — B2B цифровые решения. Мы не готовы рассматривать заявки с продуктом на стадии идеи. Минимальная стадия продукта для участия в программе — не ниже стадии первых регулярных продаж.

Работаете со стартапами из России или зарубежными тоже?

Так как программа проходит онлайн, то географических требований нет. Фирма по-прежнему готова пилотировать стартапы на общих условиях с учетом оценки возможных рисков и того, что программа проходит только на русском языке. Наличие юрлица в России необязательно.

PwC в России готова инвестировать в стартапы?

PwC в России не претендует на долю в стартапе и статус соучредителя (equity free). Мы инвестируем время наших директоров, менеджеров и консультантов для развития партнёрских отношений со стартапами и делимся индустриальной экспертизой. Наши бизнес-подразделения за три набора программы уже инвестировали по меньшей мере 6200 часов в совместную работу со стартапами.

Какая модель работы у вас с инновационными проектами?

Во-первых, финансируются пилотные проекты со стартапами, или покупается лицензия на продукт. В Venture Hub не учат предпринимательству. Здесь участникам помогают развивать бизнес. Во-вторых, связываем стартапы с нашими клиентами. В-третьих, знакомим участников с опытными инвесторами. А ещё участие каждого стартапа сопровождается услугами профессионального трекера.

Компании-выпускники, завершившие пилотный проект и показавшие экономический эффект от внедрения, сотрудничают с PwC в России в таких форматах, как:

● revenue sharing — разделение прибыли от проектов, реализованных совместно с нашими консультантами,

● покупка лицензии для использования в нашей фирме,

● интеграция сервиса в формате white label.

Подробно об историях успеха прочитайте в нашем блоге здесь и здесь.

Пилоты оплачиваете?

Да, через наш механизм прямых договоров (fast track).

Почему вы считаете это (оплачиваемый пилот) важным?

В нашем бизнесе мы придерживаемся платных пилотов с клиентами, и стартапам советуем то же. Убежден, что в неоплачиваемых пилотных проектах часто отсутствует энергия и желание достичь результата, как со стороны заказчика (корпорации), так и со стороны стартапа (вендора) — а пилот сам себя не сделает =)

Как измеряете успех пилотных проектов?

Под пилотным проектом мы понимаем тестовый запуск цифрового продукта в реальных условиях или приближенных к реальным условиям работы заказчика. По объему работ, времени (не более трех месяцев) и бюджету — это маленький проект со специфическими целями, призванный проверить работоспособность продукта и способность решать бизнес-задачу. Пилотный проект иногда может быть в формате Proof of Concept для демонстрации возможностей совместного интегрированного продукта (например, продукт стартапа + продукт или услуга PwC). Мы выбираем одну или две ключевых метрики, которые отслеживаются в течение фазы пилотирования, и по которым принимается решение об успешности пилотного проекта. Эти метрики порой отличаются от традиционных корпоративных метрик и определяются для каждого пилотного проекта индивидуально.

Как формируете запросы на инновации?

Мы не придерживаемся подхода "spray and pray", а ищем продукты в специфических направлениях, и выстраиваем программу так, чтобы и стартап и мы сами получили ценность от сотрудничества. Запрос на инновации формируется в результате:

● глубинных интервью с нашими аккаунтами и экспертами по технологиям;

● глубинных интервью с представителями клиентов;

● мониторинга венчурного рынка и технологических трендов;

● фокусного изучения публичных запросов на инновации топ-50 наших клиентов.

К этому добавляется проецирование на стратегию фирмы и мнение нашей команды по инновациям.

Развита ли система мотивации сотрудников по работе с инновациями и заложены ли цели по инновациям в бизнес-план компании?

Участие в инновационных активностях поощряется в виде денежных бонусов при успешной реализации цифровых продуктов или решений, а также баллов на специальной платформе, которые впоследствии обмениваются на сертификаты партнеров и призы. Сотрудники, номинированные на специальные роли каталистов, “ускорителей” изменений, до 25% рабочего времени тратят на роль владельца/менеджера/члена команды цифрового продукта, если эта роль не является их основной. Кроме этого, у большинства сотрудников заложены годовые цели по участию в проектах инновационной направленности и обучению в области цифровых технологий.

Есть ли внутренние конкурсы для сотрудников?

Да, конкурсы идей называются Digital Challenge. Они проводятся регулярно, как на уровне нашей фирмы в России, так и с участием фирм других стран. На специальной платформе сотрудник публикует идею цифрового продукта и получает возможность выиграть приз или денежный бонус. Собравшиеся вокруг идей-победителей команды могут получить гранты на создание MVP и тестирование гипотез. Платформа для сбора идей запущена в середине 2020 года. К августу 2021 года проведены 8 международных челленджей, куда из российской фирмы было подано более 100 идей, 17 из которых выбраны для дальнейшего внедрения и разработки. На момент написания этой статьи количество проведенных челленджей составило 18.

По шкале от 1 до 5 по уровню инновационной культуры — где ваша компания?

4 из 5.

Почему?

Так как наша фирма в России за неполных четыре года стала результативно использовать инструменты работы с инновациями — вовлекающие мероприятия на тему культуры инноваций, программу пилотирования стартапов, программу корпоративного предпринимательства, работу с внутренними продуктовыми командами в формате трекинга, venture building. В качестве метрик успеха фиксируются финансовый эффект, кейсы реализованных пилотов, операционная эффективность, новые продукты/услуги и маркетинговые эффекты. Мы всегда стремимся к улучшениям и в данный момент активно развиваем портфель цифровых продуктов.

За стартапами будущее?

Мне нравится, как на этот вопрос ответили авторы книги «От носорога к единорогу» — победитель премии PwC «Деловая книга года в России» 2021 года в номинации "Лучшая книга российского автора": "Единороги меняют правила игры и выигрывают у завтрашних конкурентов… открывая новые экономические возможности и в целом меняя мир к лучшему".

Проще работать с молодыми стартапами или с теми, у кого есть уже опыт работы с крупной корпорацией?

На практике, конечно же проще работать с теми, у кого уже есть опыт работы с корпорацией. Вы можете рассчитывать на готовые материалы для службы информационной безопасности, интеграции с ИТ-системами, а также типовые дорожные карты пилотных проектов. Думаю, что ни один бизнес-заказчик не хотел бы услышать от стартапа: "…Главное, что я сделал MVP, а о том, как это будет масштабироваться на всю фирму, пусть думают другие…" или "...У меня есть крутая технология, а что с ней делать пусть компания-клиент сама придумает…".

Какие решения сейчас востребованы?

Ниже приведу график со статистикой по популярности направлений цифровых решений и количеству заявок за четыре года программы:

Российский рынок инноваций на высоком уровне, как Вы считаете?

Оценить уровень трудно, это вопрос методологий и подходов к исследованиям. Российские исследования венчурного рынка известны. Я хочу поделиться менее распространенным исследованием компании Global Corporate Venturing, которая опубликовала итоги 2021 года в отчете The World of Corporate[1] Venturing 2022. Там приводится количество сделок с участием корпоративного венчурного капитала в регионах мира за прошлый год:

Полная презентация доклада доступна по ссылке.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null