Стоит ли программисту «покорять» Америку
Х. работает в «американской мечте» программистов — Кремниевой долине. Он поделился своим собственным взглядом на жизнь в Америке, где большие зарплаты, но плохой сервис; прекрасная природа, но ужасные отели; много возможностей, но сложно достичь вершины. А также почему Америка — страна дряхлых технологий, и в чем не прав Дудь. Передаем ему слово.
Из руководителя — в инженеры
В IT я больше 20 лет. Сейчас я в основном фронтенд-разработчик, в прошлом был опыт работы в бэкенде. Основной язык — JavaScript, вернее, его типизированная версия — Flow. Иногда вношу правки на Hack. В России несколько лет я работал в компании Mail.ru. До этого — в студии Артемия Лебедева.
В какой-то момент предложили поработать в США. Переезжать туда особо не хотелось, но рекрутер меня убедила. В США сначала работал контрактором, но сразу понял, что в долине контракторам достаются неинтересные и не слишком важные задачи, да и компенсация была далека от рыночной. После этого поработал пару лет в одной из крупных американских ритейл-компаний, которая пыталась активно конкурировать с Amazon на рынке e-commerce. Работал техлидом одной из команд, помогал с задачами подчиненным, был архитектором на новых проектах, а вот кодил уже довольно мало, больше было организационной работы и совещаний. В какой-то момент я почувствовал, что проект, над которым работаю, идет не в том направлении. Мне стало неинтересно продолжать — я понял, что хочу снова больше кодить, и принял предложение от Фейсбук*.
Шестеренка в большой корпорации
Когда я перешел в Фейсбук, у меня не было цели руководить. Уже более года я просто шестеренка в огромном механизме компании, от меня глобально ничего не зависит. И новая работа на данный момент меня более чем устраивает. Фейсбук — прекрасный работодатель. Здесь нет такой практики, как во многих компаниях: сделай или умри. На самом деле, трудно судить по себе, потому что кому-то — тяжело, кому-то — легче. Кто-то задачу выполняет за день, а кто-то — за полчаса. Все очень субъективно, но, по моим ощущениям, в Фейсбуке нет сильного давления. Если ты работаешь в таком умеренном темпе, это уже достаточно хорошо.
Конечно, это не значит, что можно филонить и ничего не делать в течение дня. Это не приветствуется. Есть практика Performance Review каждые полгода для всех, включая менеджеров. Это отчет, в котором ты пишешь о том, что сделал за эти полгода, чего добился, и дальше руководство оценивает твои результаты. Но в течение всего времени над тобой нет жесткого контроля, никто не заставляет тебя работать.
Я нарочно взял должность на одну позицию ниже, потому что хотел просто программировать. Это не значит, что я больше не захочу руководить никогда. Скорее, устал немного на предыдущем месте, захотелось побыть просто инженером и снова окунуться в технологии. Во время работы на предыдущем месте я больше занимался менторскими делами, собеседованиями, частично — менеджментом, и так далее. Все эти вещи мне на самом деле не так интересны. Кроме того, я почувствовал, что уже стал отставать, потому что сфера IT развивается очень быстро, и, чтобы успевать за технологиями, нужно постоянно держать руку на пульсе.
Кремниевая долина: ожидание и реальность
Фильм Юрия Дудя «Как устроена IT-столица мира» некоторые критикуют за подачу, идею и в целом непонятный и очень узкий круг специалистов, которые выбраны для интервью. Полностью с ними согласен.
После просмотра может создаться впечатление, что, как только ты приехал, сразу создашь стартап и начнешь зарабатывать миллионы. Думаю, что просто так приехать в долину со своей идеей и получить инвестиции от бизнес-ангела невозможно. Если просто так ходить и просить деньги, то это ничего не даст. Не получишь, скорее всего, ответа ни от людей, ни от компаний. Чтобы получить финансирование, нужна не только удача, но и встреча с правильными людьми, которые тебе подскажут и направят. Вообще, людей с деньгами много, готовых вкладывать. В принципе, все возможно, но нужны связи.
Люди с деньгами знают им цену. Раньше было достаточно MVP, а сейчас уже мало принести продукт, которым пользовались трое твоих друзей и сказать «у меня готово приложение, дайте миллион». Сейчас инвесторы больше ждут, что у тебя будет юзерская база, приложение, которое реально тестируется людьми и имеет реальный прототип.
Стоимость жизни в силиконовой «деревне»
В Америке очень дорого, хотя, конечно, все зависит от штата. Поскольку большую часть времени я прожил в Калифорнии, то могу рассказать про жизнь здесь. Я думаю, для нормальной финансовой жизни нужно не меньше 10,000$ в месяц после налогов, чтобы ни в чем не ограничивать себя и не экономить на еде, жилье, развлечениях, иметь возможность что-то откладывать. При этом про сферу услуг можно сказать одно: все очень дорого и очень плохо.
Медицина. Мне нужно было вылечить зуб. Я попросил пломбу, но меня уверили, что нужна коронка. Причем это заняло у меня примерно шесть или семь визитов, и все равно сделали плохо. В итоге плюнул и ушел к другому врачу по совету знакомых — все переделывать. Как я потом узнал, это стандартная практика, потому что со страховой за коронку они получают куда больше денег, чем за пломбу. Интересы пациента здесь вторичны. Это довольно частая ситуация, и контакты хороших врачей передают друг другу, чтобы не опростоволоситься, как я.
Еда. Для меня еда в Америке приемлема только в ресторанах верхней ценовой категории. В заведениях, так сказать, «средней руки» еда просто несъедобна для меня. Лично мой базовый уровень с американским не сходится. Не хочу выглядеть снобом, но то, что они готовят — отвратительно. А поесть нормально мне стоит бешеных денег. Здесь люди приходят в эти рестораны отмечать какие-то свои праздники, а я иду просто поесть. И речь идет не о каких-то деликатесах, а об обычном стейке, умело приготовленном и хорошо поданном. Но это может стоить сотни долларов за ужин!
Повторюсь, не хочу выглядеть снобом, но какой-то нормальный уровень в Америке начинается на очень высокой финансовой планке. И то минимальное качество услуг, которое должно, как мне кажется, быть базовым, в Америке считается как топ-уровень и стоит очень дорого. Конечно, есть элитные рестораны со звездами Мишлен, где запись за месяц и ужин стоит около тысячи долларов, но я не про это. А про то, чтобы просто нормально поесть не фаст-фуд.
Отели. За время жизни в США я много путешествовал и часто жил в отелях. Выбирал сначала наугад, но результат всегда был сюрпризом, поэтому в итоге выбрал для себя пару сетевых отелей с более-менее стабильным качеством и жил только в них. По моему опыту, три звезды в США — это очень часто довольно старый и грязный отель, четыре — такой же, но почище, а пять — это уже очень дорого, мне такие отели не по карману. Сотни, иногда и тысячи долларов за ночь. И при этом не означает, что отель будет прям лакшери, скорее просто нормальным, чистым, более-менее свежим и с приемлемым сервисом. Если же брать вот эти мотели стоимостью в пределах ста долларов за ночь, то там можно ожидать чего угодно. Это и клопы в кроватях, и грязь в номере, и опасная публика. Впрочем, пару раз попадались и приличные, тут уж как повезет.
Безопасность. Я бы не сказал, что в США я чувствую себя небезопасно, но бывало, что мне было некомфортно даже в машине. В такие места люди предпочитают не соваться. В хороших районах достаточно безопасно, хотя инциденты случаются везде. Несколько лет назад была стрельба прямо у офиса YouTube в Cан-Бруно. Селиться люди предпочитают в районах с хорошими школами, и их дороговизна — это в каком-то смысле фильтр, который ограждает район от нежелательной публики.
Жилье. Сначала я жил в Пало-Альто, но приличное жилье в этом городе стоит слишком дорого. На первый месяц квартиру мне оплатила компания, и я хотел было снять аналогичную в том же доме, но 6,000$ в месяц для меня было неподъемной суммой. Впрочем, тут цена была обусловлена близостью к Стэнфорду и центру города. Посмотрев другие квартиры в округе, я понял, что выбирать придется между «плохо» и «дорого», поэтому переехал в Саннивейл. Тут я снял квартиру за 3,000$.
В США, снимая жилье, ты подписываешь контракт на определенный срок, обычно год, а потом его постоянно продлеваешь. На срок договора цена фиксированная, но потом ее повышают и у тебя выбор: либо платить больше, либо съехать. Они понимают, что людям зачастую неудобно переезжать — это хлопотно, финансово затратно, люди привязаны к офису, школе, и они останутся и будут платить. Впрочем, бывают и нюансы. Например, когда начался ковид и все дружно разъехались из долины в разные стороны, то цены сильно упали. Но это только для новых жильцов, мне же цену на следующий год подняли как обычно, на тот момент до 3,400$. Я предпочел съехать, и мою квартиру на сайте они выставили за 2,400$.
А я просто уехал путешествовать по Америке. Машину и многие вещи продал, какую-то часть оставил на хранение, воспользовавшись услугой Public Storage — стоит очень дешево. Сейчас у меня практически нет имущества, работаю удаленно, а путешествую на арендованном авто.
«Good enough» как обратная сторона Америки
В период пандемии я был практически во всех штатах. Полгода жил на Гавайях, потому что власти штата сделали возможным жить в штате до 200 дней, не становясь его налоговым резидентом, что сильно упрощает налоговую отчетность.
Американские города мне не нравятся. Большинство из них грязные и неуютные, много бомжей, но это мое субъективное мнение. Многие фанатеют от Нью-Йорка, а я бы ни за какие деньги там жить не стал. Останавливаюсь там, где захочу, живу в основном в отелях.
В целом Америка очень старая, я бы даже сказал, дряхлая. Здесь устаревшая инфраструктура, и я не вижу, чтобы активно развивались новые технологии. Тот же Нью-Йорк до сих пор отапливается паром, возможно, вы видели в кино этот пар на дорогах. Жилые дома там столетней давности. Или вот другой пример: недавно мой банк прислал новую карту с буклетом, в котором порадовал меня тем, что у этой карты теперь доступны бесконтактные платежи. Такая карта в России у меня была 10 лет назад. Я какое-то время жил в Азии, и по сравнению с ней бытовая Америка лет на 20 отстала. Разница чувствуется моментально: все эти высокоскоростные поезда, автоматизация всего и вся, повсюду тачскрины, электроникой напичкано вообще все. В Америке такого вы не увидите.
Америка хорошо описывается фразой «good enough». Если достаточно карточку вставлять чипом, то никто не будет переделывать свой терминал, чтобы он принимал бесконтактную карточку. Типа и так сойдет. Если это экономически не оправдано, никто ничего не будет делать, даже для собственного комфорта.
Лично для меня Америка не такая уж крутая страна для жизни. Я в принципе даже собирался уехать, но коронавирус внес свои коррективы. Мне нравятся здесь две вещи: зарплата в IT и природа. Здесь ее берегут. Национальные парки — это просто сказка. Они всегда чистые и ухоженные, за этим строгий контроль. Все регламентировано, природа бережется здесь просто на «пятерку».
Куда поехать, что посмотреть и сколько заплатить
Если хочется потусоваться, то это точно Ки-Уэст — самый южный город США, находится на острове под Флоридой. Там действительно такая тусовочная атмосфера курорта. При этом город сам красивый, старинный.
Что касается природы — это запад США. Природа запада действительно разнообразна. Особенно впечатлили Долина Смерти и парк Йеллоустоун с совершенно потрясающими видами на кальдеру. Это очень крутой опыт, потому что там пустыня и из-за этого возникает ощущение, будто находишься на другой планете. Достаточно странный выбор для отдыха, но я бы хотел еще раз туда съездить, а это уже знак качества, если хочется вернуться. Еще есть интересное место Bonneville Salt Flats — это высохшее соленое озеро недалеко от Солт-Лейк-Сити. Абсолютно плоское, покрытое сотами высохшей соли.
Я называю наиболее впечатлившие меня, уникальные места, которые нигде больше не увидишь. Потому что, если взять тот же Ист Кост, да, тут есть леса и горы, но он более скучный. Едешь, там какая-то гора, там какой-то лес. Но леса везде есть. А вот Йеллоустоун или Бонневилль — редкость. Например, кальдера — это просто фантастика, и единственная в мире.
Все парки в США платные, но стоят они по меркам Америки недорого. Вход в основном 37 долларов. У меня есть годовой абонемент, который стоит, если я не ошибаюсь, 80 долларов. Абонемент позволяет посещать национальные парки в течение года. Он отбился буквально за два-три посещения. Поскольку я любитель природы, то быстро компенсировал его стоимость. Конечно, здесь есть и рукотворные памятники, но в большинстве случаев их значимость высосана из пальца.
Например, вот эта гора Рашмор, где высечены лица президентов. Ее история создания объясняет практически все рукотворные достопримечательности США. Пришел человек к руководству штата и сказал: «— Наш штат беден, давайте высечем в скале головы президентов, чтобы привлечь туристов. — Ну давайте».
На этом построено большинство знаменитых памятников страны. Их создают сразу с целью привлечения туристов, у них изначально нет своей истории. Поэтому мне такие места не особо нравятся, в то время как природа здесь очень богатая и интересная.
Другие статьи по теме:
* На всякий случай упоминаем, что Фейсбук запрещён на территории РФ 🤔
Комментарий удален модератором
Американцы прагматики до мозга костей, если что-то работает, зачем менять?
Собственно так нация и богатеет, а не спешит за понтами ради понтов продавая почку.
Это работает не всегда и не везде. Из за такого подхода автомобили у них говно, авиалинии обслуживают старые самолеты и не очень дешево, метро хуевое — лучше уж «понты» как в Москве, чем тот пиздец что я видел в НЙ. Инфраструктурно без машины в большинстве городов делать нечего — опять же работает и ладно. В этом есть минусы и их очень много. Фейсбук тот же наглядный пример.
С другой стороны американцы работяги, поэтому и натягивают весь мир.
Что за дичь насчет автомобилей? Езжу на самом американском автомобиле, которые только бывают вот уже 10 лет - jeep wrangler, полет отличный, сделано там все очень крепко, по надежности разве что тоета может обойти.
PS В Москве не просто понты, всю страну раком нагнули ради Москвы, в штатах такое представить нереально, страна развивается адекватно и равномерно, нет такого дикого различия в уровнях жизни.
Джип рэнглер говнище из хуевых материалов, мертвых жрущих моторов и никакущей эргономикой. По лесам, да по полям гонять на нем норм, в городе это шляпа полная. И про все остальные автомобили из США можно так же сказать: материалы говно, моторы говно, надежность не лучше остальных. Мультимедиа, расход топлива, абсолютно клоунская эргономика — можно перечислять вечно. Ни одного автомобиля, с нормальной шумкой нет, кроме Эскалейда в максималке.
по надежности разве что тоета может обойтиНадежность Тойоты это стереотипы мамонтов, которые не хотят видеть реальность.
У меня стоит пентастар 3.6, 284 силы, чистый атмосферник с хорошим ресурсом, у автомобиля 2.5 тонны с аэродинамикой кирпича расход на трассе 12 литров.
Шумки сейчас у большинства автомобилей нет, так как там дороги уже почти идеальные, нет смысла + гонятся за экономичностью.
Че ты несешь пешеход?
Шумки нет только у американцев и японцев, которые хуй кладут на своих клиентов, а те с радостью жрут что дают. У Лексуса пока еще оставили нормальную шумку. Тоже самое с материалами, которые есть только у лексуса. Рекомендую взять тест драйв и проехать на последних кузовах Ку5, х3-х5 и понять что американцы говно выпускают.
За пешехода можешь не переживать, у меня G20 тройка и она натягивает по всем пунктам любого японца и американца одноклассника и не только.
P.S. Расход у тебя печальный, на моей такое будет только если топить 160+, потому что кто то задумывается при проектировании машины, а кто то американец.
У тебя вес почти вдове меньше и идеальная аэродинамика, потому и расход ниже.
Немцы забили на надежность и ресурс в последние годы, 100к пробега и лучше избавляться, машины для очень богатых или ебнутых.
Ты очень богатый?
Ты носитель стереотипов времен начала 10х годов. У немцев есть неудачные моторы, типа как у бмв 4.4, которые говно. Или 1.4 турбо у вага ранних генераций. И так же с коробками. Все что дальше ЕА211 ездит и ездит заебись.
Аналогично с коробками. DQ500 на дизельных пассатах вечная. Точно так же как и двухлитровые и трехлитровые дизеля у БМВ, обслуживай раз в 7-10 тысяч и мозг тебе мотор мучать не будет. Автоматы ZF, которые где только не ставятся и тоже все с ними заебись.
И личный опыт с 2014 года об этом тоже говорит. В окружении были Polo 1.4 + dsg, Passat битурбо дизель, а4 б8, б9, две тройки F и G, x5 на три турбины, amg gt63s, ку5 2 литра 249. И проблемы были только у А4 Б8, коробка которой не пережила стейдж 2. Все остальное отходило от 130 до 200к и было продано без каких либо проблем.
Не нужно столько букв писать, чтобы узнать ресурсная машина или нет, все очень просто, смотришь как быстро машина теряет в цене с годами и становится все понятно, немцы чемпионы по потерям, даже французы так быстро не дешевеют.
Когда аргументов нет, начинают на ходу выдумывать что-то, не связанное с ресурсностью. Чемпионы по потерям как раз американские машины, Субару, альфы, Теслы и топовые немцы на максимальных моторах. Потому что нах никому не нужны. И то не все, Порше в цене так сильно не теряет. Или Тигуаны-кодиаки в цене не теряют особо. Поло, гольфы туда же. В общем, ты живешь в каком то свое мирке, посмотри рынок реальный и узри. Японцев в РФ любят как раз такие носители стереотипов, остальные не настолько ебанутые чтобы покупать сопливый пластик по цене нормального авто.
Ты на полном серьезе будешь утверждать, то мерсы, бмв и порше не теряют в цене больше всех?
Потеря цены с годами всегда была главным маркером ресурса, потому как кроме двигателя, там дофига чему ломаться и цена ремонта будет космос.
Условные тоеты и американцы на 300к пробеге будут вполне живые, тогда как у немцев уже под 150-200к труп.
Немцы давно на ресурс забили, их волнует экономичность, экология и электронные навороты, все.
Да да, очередные стереотипы ничем не подтвержденные. У тебя причина и следствие вообще никак не связаны. У нас в РФ такие вот любители стереотипов как раз и держат цену на Камри и/или Крузак. Только вот у нас микрорынок. В Европе Тойота нах никому не сдалась, особенно во Франции или Германии. Все ездят на Гольфах, Пассатах и Е-классах. Тебе просто удобно: ты сам как мамонт, считаешь Тойоту надежной и подпитываешь свои стереотипы статистикой нашего рынка.
Ну вот опять, миллионы ошибаются, один Милфхантер прав.
В Европе стоимость автомобиля в соотношении к зарплате значительно ниже чем у нас, многократно, их там не сильно парит, что повозка сильно подешевеет, да и пробеги у них небольшие за год, так как ОТ сильно развит, в крупных городах проще на мопеде, чем на машине.
Комментарий недоступен
Так и есть, у нас автомобили слишком дорогие по отношению к ЗП, чтобы брать авто с малым ресурсом, от того только понторезы-долбоебы связываются с немецким автопромом, ну либо реально богатые люди, которым пофиг цена км пробега.
Да да, прямо собрал бинго стереотипов. Немцев только долбоебы и богатые выбирают. Что не сделаешь, чтобы оправдать свой унылый выбор американца, в котором ниче кроме пластика уровня жигулей и вялого атмосферника без динамики нет. И неоднородные пруфа про малый ресурс не привел, только сказки из 2012