Туту.ру: как вдохновить людей на путешествия, или зачем бизнесу стратегия, выходящая за его границы

Рассказываем, как «Туту.ру» из студенческого проекта превратился в один из крупнейших сервисов на рынке туристических услуг и какие инициативы им в этом помогли.

Игорь Сивец, член совета директоров сервиса путешествий «Tуту.ру»

От амбициозной идеи до реализации

Онлайн-сервис для организации путешествий «Туту.ру» был придуман 20 лет назад студентами мехмата МГУ. Игорь Сивец и Дмитрий Храпов создали сайт с расписанием движения электричек, чтобы упростить себе жизнь и сделать более комфортными еженедельные поездки за город. Как показало время, они точно попали в интересы аудитории. Вокруг «Туту.ру» стало формироваться сообщество: сначала люди заходили на сайт, чтобы посмотреть расписание электричек, затем поездов, а впоследствии сервис превратился в солидный бизнес — платформу по продаже билетов, номеров гостиниц и туров. Сегодня «Туту.ру» является значимым игроком российского рынка туристических услуг и входит в десятку крупнейших в мире, а сайт проекта привлекает 40–50 миллионов визитов в месяц, обгоняя Аэрофлот и РЖД, — люди покупают билеты, бронируют гостиницы, изучают информацию про места отдыха, вдохновляясь на путешествия и поездки.

Дмитрий Храпов, директор по развитию сервиса путешествий «Tуту.ру»

Заняв лидирующие позиции в индустрии, компания «Tуту.ру» решила реализовывать стратегию первого игрока — внедрять новые услуги и технологии, наращивая конкурентное преимущество, одновременно формируя сам рынок. Команда проекта осознала необходимость способствовать развитию туризма в масштабах страны, ведь создание благоприятной и конкурентной среды в отрасли и ее модернизация будут напрямую способствовать процветанию их бизнеса. «Мы с коллегами очень любим учиться, у каждого из нас за плечами уже не одно образование. Поэтому, поставив для себя довольно амбициозную цель — спроектировать, а затем и воплотить в жизнь новый образ туристической отрасли в России, мы решили пойти учиться в СКОЛКОВО на программу Master in Project Strategy, которая помогла бы нам ее достичь», — вспоминает Игорь Сивец, член совета директоров сервиса путешествий «Tуту.ру».

Программа Master in Project Strategy (ранее — Master in Public Strategy, или MPS) оснащает слушателей инструментами и моделями мышления для работы с масштабными проектами, затрагивающими уровни целой отрасли, сферы или региона, а затем позволяет проверить разработанные в ходе обучения проекты на прочность перед ведущими управленцами страны, которые могут помочь в их реализации.

«Мы шли учиться с намерением в дальнейшем перейти в формат так называемого travel mall, комплексного решения из отдельных вертикалей, которые собраны и сшиты на единой платформе, но не очень плотно связаны друг с другом. Мы хотели превратить Туту.ру в экосистему туризма, в рамках которой пользователь мог бы приобрести билеты, найти необходимую информацию и обсудить с другими посетителями портала все интересующие его детали предстоящей поездки. Мы чувствовали, что готовы не только удовлетворять запросы на покупку билетов, но можем стать той самой отправной точкой, где у клиента зародится мысль о путешествии, а затем поможем быстро, удобно, эффективно и недорого все спланировать. В целом, основная идея, с которой мы пришли в СКОЛКОВО, была в том, чтобы развивать туризм у нас в стране, вдохновлять людей на путешествия. Параллельно мы собирались решить и свою бизнес-задачу — с помощью нашего сервиса удовлетворить этот растущий спрос», — рассказывает Игорь.

Туту.ру прокладывает пути в регионы России

Спроектировав на программе стратегию развития туристической отрасли с учетом собственных интересов, Игорь с коллегами приступили к ее непосредственной реализации на практике. Масштаб замысла определил необходимость выстраивания партнерских отношений с государственными структурами, формирования почвы для долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества с регулятором. Первой инициативой такого рода стало тревел-шоу «Чек-лист», созданное вместе с Ростуризмом и TV Brics. «Мы провели исследование и выявили, что люди в России не путешествуют, потому что не знают, куда поехать и что посмотреть. С этими данными мы пришли в Ростуризм и договорились о запуске совместного видео-проекта. Мы отправили в путешествие по России известного блогера, который получил от местных экспертов — министра туризма, мэра или губернатора — крутой маршрут, отвечающий важным для каждого путешественника параметрам: сочные фото, ограниченный бюджет, уникальный опыт и традиционные активности. Блогер проверял рекомендованные губернатором локации с точки зрения их соответствия интересам туристов и делился со зрителями честной обратной связью. Проект завершился в 2022 году, когда Ростуризм был упразднен», — пояснил суть проекта Игорь.

Сейчас «Туту.ру» вместе с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики готовит к запуску масштабный проект по продвижению туристического бизнеса в макрорегионе. Туту разрабатывает онлайн-платформу, на которой предприниматели смогут увидеть, насколько популярны регионы Дальнего Востока и Арктики, оценить динамику их развития, прочитать о достопримечательностях и интересных событиях. А те, у кого пока нет бизнеса, но есть потенциал для его развития, смогут посмотреть идеи, как это работает в соседних регионах, изучить возможности и доступные источники финансирования.

Как подойти к решению задач нового масштаба

Способность выйти за рамки собственной бизнес-стратегии и начать проектировать в масштабе отрасли или территории требует от руководителей специфического интеллектуального инструментария, стратегирования на горизонт в 5–10 лет, коммуникации и кооперации с другими игроками как частными, так и государственными. Без этого выхода за рамки привычной бизнес-реальности невозможно говорить об устойчивом развитии отрасли или региона присутствия компании. Это обусловлено несколькими факторами:

  • Устойчивость и долгосрочность: она позволяет компании задавать вектор движения отрасли вместо того, чтобы адаптироваться к постоянно меняющимся внешним обстоятельствам. Бизнесы, которые делают шаг в стратегии нового для себя масштаба, могут лучше удерживать свои позиции на рынке и быть конкурентоспособными в долгосрочной перспективе, вступать в эффективные кооперации.
  • Репутация и имидж: стремление компании принимать активное участие в решении общих проблем и вызовов отрасли подчеркивает ее ответственность и готовность внести вклад в общий успех. Это способствует привлечению новых клиентов, партнеров и инвесторов, а также укрепляет доверие.
  • Легитимность и социальная лицензия: когда компания ведет себя как субъект, ответственный игрок, который понимает и учитывает интересы различных групп и стремится к достижению общей пользы, ее переговорная позиция с стейкхолдерами как из бизнеса, общества, так и из органов власти, становится более фундированной.
  • Инновации и конкурентоспособность: переходя на новый уровень стратегического планирования можно увидеть новые возможности и рынки, сделать ставку на инновационные продукты или услуги, отвечающие этим вызовам.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда