Русский народный бизнес

Можно ли создать новый художественный промысел в России?

Георгий Семихов — основатель волгоградской компании «Царицынская игрушка». Иконописец, резчик по дереву, социальный предприниматель, преобразовавший свое увлеченность традицией в уникальный бизнес. Старт проекта пришелся на 2008 год, когда Георгий, вдохновленный идеей оживления и сохранения национальной культуры, начал свое дело в Волгограде. Итак, необычный бизнес-кейс, в основу которого легло возрождение народного промысла.

Переизобрести игрушку

Надо сказать, поначалу идея возрождения довольно быстро зашла в тупик. Когда энтузиасты вникли в вопрос, выяснилось, что возрождать в Волгограде (бывшем Царицыне) особенно нечего. Да, до революции в регионе существовало кустарное производство, но своего промысла, «бренда», наподобие богородской игрушки, здесь не было. Да и резали игрушки в основном не артели, а отдельные кустари. Однако Георгия этот досадный факт остановить уже не мог.

«Вместе с художниками, культурологами, историками, мастерами придумывали первые модели. Для этого посещали музеи, в которых хранятся изделия кустарей. Начали с фигурок животных (петушки, лошадки), деревянных погремушек, качалок. Ещё делали конструкторы. Ведь занятия с ними помогают развивать пространственное мышление ребят», — вспоминает мастер.

Постепенно, опираясь на известные народные промыслы — хохлому, гжель, палех и сохранившиеся местные игрушки XIX века, мастера нащупали свой стиль, собственный визуальный язык. И оказалось, что придуманная заново игрушка имеет не только коммерческий потенциал, но и художественную ценность в глазах экспертов.

Сегодня продукция «Царицынской игрушки» включает в себя более 200 различных наименований — от лошадок и волчков до замысловатых головоломок и кукол.

Бизнес-модель и производство

«Царицынская игрушка» – это и название зарождающегося промысла, и небольшая волгоградская фабрика по производству деревянных игрушек. Бизнес-модель предприятия можно описать в традиционной парадигме «традиции и современность».

С одной стороны, в основе производства лежит доскональное знание русских художественных промыслов и их особенностей. Каждая игрушка – результат продуманного технологичного подхода в сочетании с ручным трудом. Больше половины работ на предприятии выполняется вручную. Фабрика выпускает ограниченные партии — не более 200 штук каждого наименования, что делает каждую игрушку по-своему эксклюзивной. При этом лицами Буратино – «визитной карточки» компании – Георгий занимается лично. Всего же под его началом трудится больше 20 человек.

С другой стороны – «Царицынская игрушка» это уровень маркетинга, которым далеко не всегда может похвастаться «народное» производство. Например, продукция, в числе прочего, продается через маркетплейсы, что позволяет работать с покупателями изо всех регионов страны. Кроме того, сейчас компания находится в «голубом океане» бизнеса: эта ниша в стране практически свободна. Деревянные игрушки ручной работы выпускают считанные единицы производителей, и большая часть из них — частные мастера.

Продвижение и продажи

Реализация царицынской игрушки идет сегодня несколькими путями:

  • Выставки. Участие в разных мероприятиях помогает рассказать потенциальным покупателям о продукции и её особенностях. Это не только двигает продажи, но и повышает узнаваемость бренда.
  • Маркетплейсы. Царицынскую игрушку можно купить на Озон и Wildberries, где у компании открыты фирменные магазины под брендом ZARTOY. Здесь представлены детские игрушки и игры, фигурки и елочные украшения.
  • Прямые корпоративные продажи. Компания делает деревянные конструкторы на заказ. Они ориентированы на образовательные программы детских садов.
  • Размещение в уникальных локациях. Так, сувениры «Царицынской игрушки» можно приобрести в Третьяковской галерее. Такое позиционирование позволяет рассказать о бренде и обосновать стоимость продукции.

Также «Царицынская игрушка» выполняет разовые тематические заказы. Например, в преддверии Нового года был реализован проект для московского ГУМа: три величественные деревянные скульптуры коней, ставшие частью оформления торгового центра.

«Что будем делать сегодня вечером? – Попробуем завоевать мир!»

За вклад в сохранение русских традиций «Царицынская игрушка» получила статус социального предприятия. Это открывает перед компанией новые перспективы, включая государственную поддержку и участие в международных выставках. Также у Семихова появилась возможность привлекать дополнительные ресурсы, включая поддержку фондов, и – внимание к деятельности фабрики (например, посредством организации пресс-туров для СМИ). Так, недавно журналисты федеральных и региональных СМИ познакомились с производством «Царицынской игрушки» на пресс-туре, организованном Фондом «Наше будущее».

В перспективе социальный предприниматель планирует дальнейшее расширение своего дела и надеется, что рано или поздно царицынская игрушка станет неотъемлемой частью культурного наследия региона. Для этого фабрика должна проработать не меньше семидесяти лет – именно таков, по закону срок, за который производство может получить статус исторического промысла. Кстати, первые пятнадцать уже позади.

0
2 комментария
Brno

полезное дело, удачи вам!

Ответить
Развернуть ветку
Социальное предпринимательство
Автор

спасибо большое! абсолютно согласны:)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда