{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Кейс «Лотерей Москвы»: Как увеличить торговую сеть в 10 раз и сделать ее прибыльной

Чтобы рост торговой сети был успешным и принес компании увеличение выручки, недостаточно просто открывать новые точки в разных регионах страны. Только учитывая особенности локальных рынков и повышая качество сервиса можно добиться главной цели компании – роста оборота. АО «Лотереи Москвы», собственная розница распространителя гослотерей «Столото», за два года выросла от 110 точек продаж и выплаты выигрышей до 1100. О том, как торговая сеть осваивала новые для себя регионы РФ, сохраняя прибыльность, и искала «формулу успеха» рассказал гендиректор сети Виктор Луканин.

В чём вызов

Все лотереи в России с 2014 года являются государственными (организует их Минфин и Минспорт) и проводятся под надзором ФНС. «Столото» – крупнейший распространитель. Всего в России функционирует более чем 110 тысяч точек продаж лотерейных билетов (включая Почту России, продуктовые магазины и АЗС), в 45 тысячах точек «Столото» можно получить выигрыш. Компания «Лотереи Москвы» долгое время представляли собой лишь 100-120 собственных точек, расположенных в столице. Но в 2019 году было принято решение о реализации стратегии федерального развития. В итоге сегодня сеть присутствует уже в 66 субъектах РФ, а свое представительство в Москве увеличили до 200 точек.

Просто открывать большое количество новых точек при неограниченном бюджете совсем несложно. Наша задача заключалась в том, чтобы эти точки были прибыльны, отвечали потребностям и людей, и самой компании. За первые несколько месяцев активного роста сети мы смогли учесть все ошибки и сделать выводы для дальнейшей работы

Единый стандарт сервиса

Сегодня «Лотереи Москвы» – это полноценный сервис для участия в гослотереях. Здесь можно получить всю необходимую информацию о продукте, принять участие в лотерее, оперативно получить выигрыш наличными в установленные законом сроки – не позднее 180 календарных дней с даты предъявления лотерейного билета, лотерейной квитанции или информации о приобретении электронного лотерейного билета. Кроме того, в случае выигрыша от 15 000 рублей и выше в точке «Столото» можно пройти требуемую законодательством идентификацию. При этом продажа билетов во всех точках происходит с обязательной фискализацией и строго в соответствии с законом «О лотереях».

Чтобы обеспечить единый высокий стандарт сервиса и обслуживания посетителей во всех точках, сеть перестроила внутреннее взаимодействие с сотрудниками и особое внимание уделила обучению персонала, так как большая доля успеха зависит от их квалификации.

Мы унифицировали и упростили все взаимодействие внутри компании. Теперь коммуникация между сотрудниками происходит в нашем собственном мобильном приложении. Через него ведется отчётность и осуществляется контроль территориальных менеджеров за работой персоналом. В режиме реального времени сегодня есть возможность оперативно менять выкладку лотерейных билетов и информационных материалов на витрине по единому для всех стандарту.

Дизайн точек "Лотерей Москвы"

Для создания позитивной атмосферы использованы цветовое кодирование, унифицированный дизайн всех зон торговой точки и комфортное освещение. Что касается цветового оформления, «Столото» транслирует ощущение хорошего настроения, веселья и счастья при помощи своего фирменного желтого цвета, который у всех ассоциируется с теплом, внушает оптимизм и стимулирует активность как физическую, так и ментальную.

Несколько форматов для развития

Расширяя торговую сеть, мы опытным путем изучали качество локаций в регионах и отношение потребителей к продукту. Первые точки «Лотерей Москвы» позволили нам сделать для себя определенные выводы и понять, где лучше люди реагируют на продукт и чаще покупают лотерейные билеты. Такими «экспериментальными» зонами были точки в формате острова внутри торгового пространства или в формате стрит-ритейла.

Остров посреди торговой площади, в первую очередь, позволяет привлечь трафик. Здесь важно учесть направление потока посетителей ТЦ. Например, вставая в прикассовой зоне супермаркетов, мы заметили рост продаж лотерейных билетов у партнеров в федеральной рознице. Потребители видят точку «Столото», где участники лотерей могут получить выигрыш. Так постепенно растет доверие к продукту. В итоге люди начинают чаще покупать лотерейные билеты на кассе у партнеров. Затем выручка растет и у нас. Кроме того, мы предоставляли возможность предпринимателям продавать лотереи на своей уже функционирующей точке как сопутствующий товар. Таким образом, на этом месте появлялась наша вывеска, шли продажи, а продавец получал увеличение среднего чека.

Другой формат – лотомаркет, который представляет собой самостоятельное торговое пространство на 10-20 квадратных метров. Сюда участники лотерей могут прийти, чтобы приобрести билеты, сыграть, получить выигрыш. И, наконец, самый крупный формат – это Центр выплаты крупных выигрышей, где победители лотерей могут быстро оформить выигрыш на сумму до 600 000 рублей, пройти необходимую по закону идентификацию для получения выигрышей от 15 000 рублей, а также получить консультацию по вопросам, касающимся гослотерей. Такие центры уже есть в Москве и Санкт-Петербурге. Этот опыт мы планируем в ближайшее время распространить и на другие города-миллионники.

"Лотомаркет" в Санкт-Петербурге

Кстати, в лотомаркетах, где позволяла площадь, и Центрах получения крупных выигрышей мы обустроили «зону игры». Ведь несмотря на то, что в лотереи сегодня все чаще играют онлайн, около 50% потребителей по-прежнему предпочитают приобретать именно типографские лотерейные билеты. Поэтому мы решили оборудовать комфортное место, где можно принять участие в лотерее, насладиться процессом игры.

С какими проблемами столкнулась сеть при открытии новых точек

Исторически основу продаж составляли билеты тиражных лотерей. Участие в них можно принять, купив билет на конкретный розыгрыш. Но, приобретая такой билет, вам еще предстоит дождаться тиража. А после того, как в тиражных лотереях снимается большой накопленный или гарантированный суперприз, первое время продажи идут медленно – пока не накопится новый большой суперприз. Но операционные расходы на точку сохраняются. Кроме того, люди, если они в принципе не знают продукт достаточно хорошо, не готовы его активно приобретать. Перед нами стояла непростая задача – при средней стоимости билета 90 рублей и расходах на точку примерно в 500 000 рублей, необходимо было выйти в прибыль.

Мы пересмотрели наш продуктовый портфель и добавили фокус на моментальные лотереи – те, где, стерев скретч-слой, участник сразу узнает, выиграл он или нет. Эти лотереи хорошо знакомы старшему поколению по популярному в СССР «Спортлото». То есть мы взяли старый продукт, известный людям советского поколения, и предложили его молодежи, но в новом современном дизайне в соответствии с дизайн-кодом целевой аудитории. Сегодняшние «моменталки» – это многослойный технологичный с точки зрения производства продукт.

Моментальные лотереи бренда "Столото"

Постепенно люди стали знакомиться с лотереями, доверять бренду и присматриваться к другим продуктам «Столото».

Моментальные лотереи позволили нам обеспечить операционную выручку, которая не зависела от дат проведения розыгрышей. Чем чаще потребители покупали билеты моментальных лотерей, тем больше становилось обладателей крупных выигрышей в «моменталках». А благодаря расширению сети с правильным дизайном и клиентским опытом также ширилась не только география узнаваемости, но и доверительное отношение к лотереям, что в итоге привело к увеличению оборота компании в пять раз, и это при том, что значительная часть сети – новая и находится еще в состоянии раскрутки. Кроме того, более 90% новых точек продаж и выплаты выигрышей выдерживают плановые показатели по выходу на плановый оборот и окупаемость. Это позволяет планировать дальнейшее развитие сети с учетом региональных особенностей. Мы видим, что не во всех регионах одинаковое отношение к лотереям, поэтому для каждого города предусматривается разный набор продуктов и формата торговых объектов, чтобы достичь плановых параметров окупаемости.

Наш опыт показал, что повышение качества сервиса с учетом особенностей локальных рынков поможет бизнесу успешно развиваться и наращивать обороты компании. Опираясь на эти принципы, торговая сеть может быстро расти и достигать поставленной цели – увеличение выручки.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Alex Play

Если честно, то впервые слышу о «Столото» и уж открытием для меня стало, из прочитанного, что все лотереи в России, являются государственными.

Ответить
Развернуть ветку
Антоха

Необходимо реализовать, чтобы в каждом федеральном округе было по одному центру выплаты крупных выигрышей. И продумать идею, проведения розыгрышей по разным городам. Тогда уровень доверия станет еще выше

Ответить
Развернуть ветку
Знатный Тролль

Достали уже эти мошенники.

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Ильина

Знаю не по наслышке, что лотерии государственные. А это значит, намного больше доверия становится у людей к лотереям. Сама частенько участвую в лотереях и уже несколько раз выигрывала.

Ответить
Развернуть ветку
Александра Лазунова

На мой взгляд установить остров посреди торговой площади, это наиболее удачный и перспективный вариант.

Ответить
Развернуть ветку
Рита Балашова

Да, важно понимать что к чему. Многие не знают как анализировать и поэтому у многих к сожалению провал.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Определенную моментальную лотерею по всему городу искал. Не думал, что по ним такой спрос большой.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда