(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(94795961, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(94795961, 'hit', window.location.href);

Учимся говорить про деньги: советы для HRов и руководителей

Как не разгребать тихие увольнения, сократить текучку и вести переговоры о карьере с сотрудниками? Об этом я расскажу в статье. Если ты — не HR, но тебя давно волнует вопрос о повышении ЗП, обязательно читай. Узнаешь, как добиться своего и перестать плакать в подушку после таких бесед.

Меня зовут Аня Скрыпник и я работала в компаниях, разных по численности, специфике и даже типу темперамента сотрудников. Поняла, что вне зависимости от отрасли, сотрудники и HRы сталкиваются с одинаковыми проблемами, запросами и совершают похожие ошибки.

Статья получилась объемной — оставляю кликабельную навигацию.

Самые популярные причины увольнения по итогам 2023

Опираясь на результаты опроса, мы можем увидеть основные боли сотрудников, самые популярные причины увольнения. Предупрежден — значит вооружен. Давайте разбираться вместе!

Сегодня мы разберем запрос, который занял топовую позицию в рейтинге причин увольнений — желание больше зарабатывать.

Когда проводить беседы о карьере и зарплате с коллегами?

1 этап. Интервью и онбординг

Бытует мнение, что в первые рабочие дни голову сотрудника необходимо забить только информацией о регламентах, дать разобраться с базовыми задачами, рабочими процессами. А заводить разговоры о карьерных перспективах — это уже потом, через месяцок.

Сотрудники не задают вопросы о перспективах, боясь торопить работодателя и показаться не сконцентрированным на рабочих задачах.

А руководство считает, что еще не время, сначала нужно разобраться с базой.

Вот только через месяцок эти ребята уже уходят в поисках перспективного работодателя, а затраты на найм у компании продолжают расти.

Я рекомендую поговорить о карьерных и зарплатных перспективах в первые три дня. Руководство получит мотивированного сотрудника, а тот поймет, чего от него хотят и в более быстром темпе начнет к этому идти.

Какие вопросы я рекомендую обсудить во время онбординга:

Карта развития/карьерный путь/систему грейдов. Подготовить, а затем рассказать и показать наглядное карьерное пособие, в котором указано:

  • кто, когда и как именно будет проверять показатели и давать обратную связь;

  • дедлайны для развития различных навыков и компетенций. Например, через неделю мы ждем, что ты будешь уметь… знать… делать…;

  • оценку эффективности результатов. Расскажите, как именно специалист подтвердит свои скиллы.

Как в рамках компании можно передвигаться по карьерной лестнице. Упомяните, что руководящие должности всегда занимают сотрудники, которые показали хорошие результаты как в хард, так и в софт-скиллах. Можете обратить внимание на коллег, у которых есть чему поучиться. Приведите пару примеров повышения среди ваших действующих сотрудников.

Донесите ценность проактивности. У всех есть прямые рабочие задачи. Когда новенький хорошо справляется с ними, да еще и предлагает нововведения, его старания поощряются руководителем. Не забудьте и тут привести реальные примеры.

Расскажите, с кем вам НЕ интересно сотрудничать. Обсудите эту позицию со своим руководителем и доносите мысль всем сотрудникам. Например, в «Rocket Business» я всегда рассказываю ребятам, что у нас в коллективе нет места сплетникам, негативщикам и демотиваторам, с ними мы точно попрощаемся. Определите, с какими людьми не готова работать ваша компания и транслируйте эту позицию.

2 этап. One-to-one

One-to-one беседы проводят все. Это хорошая возможность подготовиться к разговору, проанализировать обстановку, собрать обратную связь об эффективности работы сотрудника, а также предположить, кто в группе риска — задумывается над увольнением.

Если четкого запроса на смену места работы нет, будет здорово узнать у сотрудника его успехи: каких результатов удалось добиться, есть ли какие-то трудности, к чему в работе он стремится сейчас. Нативно и без принуждения разговор one-to-one выльется в беседу о карьерных перспективах.

Но свои советы по ведению таких бесед я дам ниже.

3 этап. Кризис-менеджмент

Это момент, когда обстановка накалилась. Сотрудник решает сменить место работы или в разговоре с вами ищет помощь. Причины могут быть разными: самые популярные мы видели в начале этой статьи. Давайте обсудим, каким моментам в разговоре следует уделить особое внимание.

Как НЕ надо?

  1. Сразу говорить, что сначала вам нужно обсудить ситуацию с руководителем.

    Почему так не нужно? Есть риск поставить себя в позицию некомпетентного или растерявшегося человека. В том числе из-за того, что диалог наступает неожиданно и вы не успеваете к нему подготовиться. Поговорить с директором вам точно предстоит, вот только позже.

    Как лучше? Для начала рекомендую разобраться в ситуации, узнать сторону собеседника, попытаться понять, с чем связаны те или иные мотивы. Именно эту информацию стоит обсуждать с его руководителем. Взглянув на обе стороны, вы сможете быстрее и эффективнее прийти к решению.

  2. Подхватывать настроение сотрудника и начинать вместе с ним хейтить компанию.

    Почему так не нужно? Думаю, ответ очевиден. HR-менеджеру необходимо быть work friendly. В таких диалогах важно не нарушить тонкую грань между дружелюбием и профессионализмом. Ваша эмпатия не должна превратиться в совместный хейт.

    Как лучше? Принять позицию: «Я могу понять твои переживания сейчас. Давай вместе попробуем разобраться и придумаем, что сделать, чтобы тебе было комфортно». Зачастую все оказывается не так, как кажется.

  3. Обесценивать работу и заслуги сотрудника.

    Почему так не нужно? Предположим, что вы заранее знаете про проблемы в работе этого сотрудника. Он действительно не дотягивает до каких-то показателей, но кажется перспективным. Ему лишь нужно время, чтобы прокачать навыки. В таком случае не нужно перегибать палку и начинать обесценивать работу этого человека.

    Как лучше? Дайте совет о том, как развиваться внутри компании, порассуждайте вместе над плюсами и минусами его работы, дайте порефлексировать.

  4. Откладывать разговор на неопределенный срок.

    Почему так не нужно? В кризисных ситуациях важна своевременность. Есть риск, что за день сотрудник сгоряча уже оставит кучу откликов на вакансии конкурентов или примет окончательное решение.

    Как лучше? У всех есть важные задачи в течение дня, особенно если они касаются договоренностей с другими людьми. Постарайтесь найти возможность сместить несрочные задачи, чтобы вы смогли поговорить в тот же день, когда узнали о проблеме коллеги.
  5. Обещать золотые горы.

    Почему так не нужно? Во-первых, вы не единолично принимаете решение о повышении зарплаты. Во-вторых, следует сначала получить подробную обратную связь о работе от его руководителя. Будет ошибкой сказать что-то вроде: «Да ты же правда хороший сотрудник, столько проектов ведешь, неужели тебе директор зарплату не поднимет? Давай я поговорю, все решим, не переживай!».

    Как лучше? Сказать, что стремление повышать свой доход — это нормально, правильно и здорово. Предложите подумать вместе, какие свои рабочие заслуги уже сейчас может назвать и аргументировать сотрудник. Спросите, обсуждал ли он ранее с руководителем перспективы карьерного роста. Узнайте и ожидания руководства: совпали ли они с реальными заслугами?

    Пройдитесь и по негативным сторонам работы, вспомните, были ли в последнее время трудности и замечания. Это поможет взглянуть на свои достижения в реальном времени и увидеть точки роста. По итогам оценки обсудите этот вопрос с руководителем.
  6. С ходу говорить про заявление на увольнение.

    Почему так не нужно? Есть риск, что этот разговор сразу пойдет не в то русло. Не все сотрудники имеют смелость обсуждать с руководством свои проблемы. Ситуация, в которой сотрудник приходит с запросом «я хочу уволиться, как оформить заявление?», не редкость.

    Как лучше? Сказать: «Если ты окончательно принял решение, то, конечно, я обязательно отправлю шаблон заявления и помогу тебе. Давай обсудим, что произошло? Почему ты решил сменить место работы?». Вы многое сможете узнать и, возможно, решить.
  7. Принимать итоговые решения за руководителя или ментора.

    Почему так не нужно? Позиция HRа в данном случае — советник и помощник. У каждого члена команды есть свой непосредственный руководитель, который постоянно коммуницирует с подчиненным и знает все нюансы работы с ним.

    Как лучше? Поддерживать рабочую связь с руководителями отделов, менторами направлений, обмениваться друг с другом performance review на каждого сотрудника.

                                                 Забирайте сокращенный чек-лист

Как надо?

Определи нужное позиционирование и верные причинно-следственные связи.

Сталкивалась с ситуацией, когда сотрудник путал причину и следствие. Например: «Я не готов выполнять эти задачи за такие деньги», «Если бы мне платили больше, я бы тратил время на саморазвитие». Я рекомендую в таком случае увести разговор из негатива в мотивацию к действиям.

Разберитесь в причине негодования, предложите взглянуть на ситуацию с другой стороны: «Как думаешь, по каким показателям сейчас твой руководитель оценивает твои успехи в работе?». На этой стадии у сотрудника начинается первичная рефлексия — то, что нужно.

Итогом вашего разговора должна стать мысль: «Может быть, со стороны руководителя эта ситуация выглядит по-другому? Что, если я сейчас покажу свои успехи и старания, и правильно обосную просьбу о повышении зарплаты?».

Дай советы о том, как и когда лучше поговорить с руководителем.

Сработает, если вы хорошо знаете внутреннюю кухню. Например, в какие дни начальник подводит итоги месяца или фиксирует результаты работы отдела. Возможно, вы знаете, что сразу после отпуска или перед стартом важного проекта лучше не нагружать руководителя такими вопросами.

Это работает и в обратную сторону. Посоветуйте коллеге, какой посыл ему следует донести. Есть большая разница между «Я бы хотел попросить обратную связь о моей работе и узнать, каким образом могу повысить доход в компании» и «Я хочу повышение зарплаты, мне уже сделали пре-оффер в другой компании».

Помни, что HR — советник, а не лицо, принимающее решения.

Это действительно так. Все финальные решения, связанные с работой сотрудника, принимаются только совместно с руководителем.

Задавай наводящие вопросы, чтобы человек сам пришел к нужному тебе выводу.

Легкая, но всегда действенная вещь. Если указать сотруднику на его минусы, вероятнее всего, он примет оборонительную позицию. Нам это не нужно.

Вместо «Конечно, тебе не повысили зарплату: в пятницу ты не закрыл важную задачу, сегодня опоздал на полчаса, а в среду забыл о дедлайне», лучше спросить: «Как думаешь, что сейчас мешает тебе расти по карьерной лестнице в компании? Есть ли какие-то софт или хард скиллы, которые тебе нужно прокачать, чтобы руководитель оценил твой вклад?».

— Чаще общайся с тимлидами, менторами и наставниками.

Эти люди постоянно отслеживают результаты своей команды, знают все их сильные и слабые стороны. К ним первым делом обратятся сотрудники с проблемой. Наладьте коммуникацию так, чтобы вы с ментором всегда обменивались друг с другом позитивной и негативной обратной связью от своих сотрудников. Также научите их правильно вести беседы с коллегами. Здорово, если они будут приходить к вам за советами.

Ты получил от руководителя отрицательный ответ? Преврати негатив сотрудника в мотивацию и подскажи конкретные шаги решения проблемы.

После разговора с руководителем вы пришли к выводу, что повышать зарплату еще рано. Просто сообщить об этом сотруднику — вероятнее всего, потерять его, да еще и с негативом. Для начала обсудите с руководителем, какие именно результаты вы хотели бы видеть. Что необходимо исправить, а что — раскачать?

Затем рекомендую донести до сотрудника позитивный месседж: «Это здорово, что ты сейчас стремишься развиваться! Теперь мы выяснили, какие навыки стоит подкачать, у тебя все получится».

Порассуждайте, что для этого нужно. Расскажите, как будут оценивать работу сотрудника, похвалите его, напомните про сильные стороны.

— Будь френдли, но в меру.

Коллеги, я надеюсь, что мои рекомендации будут полезными для вас и ваших сотрудников! Если при прочтении статьи вам вспомнились интересные примеры или захотелось дополнить этот список, пишите в комментариях, буду рада обсудить. Хорошего завершения рабочей недели!)

0
32 комментария
Написать комментарий...
Arion

Ожидала воды, но было пару советов дельных. Спасибо, что подчеркиваете роль HRов. Они советники, да, но точно не люди, которые лично определяют размер зп и премий. Многие из ваших коллег об этом забывают.

Единственное: в пункте про первый этап "интервью" в подзаголовке есть, а в самом пункте только про онбординг.

Ответить
Развернуть ветку
Анна

Спасибо, Арион!)

🔥Статья получилась достаточно объемной, поэтому часть информации сократила. Что касается интервью. Я не люблю устраивать на нем спектакль в духе: «-Ты скажи первый свои зарплатные ожидания! -Нет, ты скажи первый вилку!».

Считаю, что с самого первого интервью необходимо показывать человеку реальные карьерные перспективы и рассказывать, как именно можно расти. Об этом можно долго говорить, тянет на отдельную статью! 😂

Ответить
Развернуть ветку
Arion

Ну тогда надо начинать еще с составления текста вакансии, там кринжа полно. Либо не пишут конкретики вообще, либо ищут самородка 20-летнего с опытом 12 лет. Хотя это тоже фильтр для соискателей - сразу понятно, где лучше не откликаться

Ответить
Развернуть ветку
eugenicx

Статья дельная и хорошая, но в большинстве случаев - всем пофиг, во многих компаниях цветет и пахнет "эффективный менеджмент" и вся работа с кадрами существо чисто для галочки. Самое интересное - что дефицит кадров почти ничего не меняет. Интерес мне кажется должен исходить от владельцев, чтобы продвигать такие решения - нет интереса от руководства (а чаще даже нет понимания что они там - сотрудники делают - какие усилия прикладывает каждый из них, какие спецы у него работают по каким направлениям - главное прибыль, результаты и т.д.).

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Gubaev

Спасибо большое за данную публикацию. Всё к месту и всё как надо!

Ответить
Развернуть ветку
Igor

Походу мой эйчар вообще не в курсе про такое. 1,5 месяца назад подошел сказал, что хочу больше зп, что можно сделать. Она сказала, что поговорит с директором и ушла в туман. 1,5 месяца ждал, уже написал заявление. На прошлой работе такое же отношение было, непонятно нахуя вообще эйчары эти нужны.

Ответить
Развернуть ветку
Анна

Жаль, что у вас был такой опыт (( Может быть, в след раз при такой беседе со своей стороны постарайтесь для руководителя сформировать верный запрос. Рекомендую попросить у руководителя обратную связь о своей работе и самому подготовиться. Зафиксируйте свои рабочие достижения, уточните у него чего именно он от вас ожидает, чтобы смог принять положительное решение о повышении вашей зп. Сопоставьте ваш вклад и его цели. Если все сходится-здорово, мб сразу повысят. Если нет, то хоть узнаете что конкретно нужно «прокачать». А эйчары, кстати, много для чего нужны, но это уже отдельная тема. Успехов вам на новой работе!)

Ответить
Развернуть ветку
Igor

Та похер на них, уже нашел место где предложили больше. А так норм руководители должны сами раз в квартал мониторить эффективность сотрудника и повышать мотивацию.

Ответить
Развернуть ветку
Arion

О боже, только в одной статье девочку-эйчара засрали, теперь и тут начинается. А на кого вы хотите вешать поиск сотрудников? Собеседования, прозвоны, онбординг? Ведение кадровой документации? Корпоративы, праздники? Собственно, разговоры о зп, о чем и идет речь в статье.

Руководители отраслевые на себе это все не вытащат. Вы бы лично как гипотетический начальник отдела согласились бы это все делать?

Ответить
Развернуть ветку
Igor

За допплату- да, вполне. я куда лучше разберусь, какой мне спец в отдел нужен, чем непонятные девочки двадцатилетние, которые вообще не шарят, чем занимается компания, какой стек должен быть у работника и какую зп ему предлагать.

А праздники все эти в компаниях вообще трата времени, денег и сил. Ненужную херню подарят и думают что у всех лояльность сильно выросла

Ответить
Развернуть ветку
Arion

Ага, попробуйте. Вангую: проработаете месяц и взвоете. Так всегда говорят люди, у которых вообще не было опыта работы руководителем.
Такой типаж обычно сидит безвылазно дома на удаленке, проявляет ноль инициативы и еще жалуется, что его никто не повышает. Плавали, знаем.

Ответить
Развернуть ветку
Igor

Да, на удаленке, а вы похоже каждый день в вонючем автобусе туда ездите. Мне вот не хочется. И как это отменяет факт того, что эйчары не нужны?

Ответить
Развернуть ветку
Arion

Ну так и вы ответили только про подбор сотрудников. Но если бы вы реально этим занимались, то не успели бы отделом руководить.

А раз праздники такие ненужные, посмотрите опросы работников. Сколько из них недовольны отсутствием минимального человеческого внимания на рабочем месте? Может и работодателям пора вспомнить, что на них пока что не машины работают? И не циклиться на мнении таких затворников как вы?

Ответить
Развернуть ветку
Igor

Работодатели только и делают, что мнение нытиков учитывают. Вы на работу приходите пиво пить или все же деньги зарабатывать? Не логичнее ли тогда не тратить время на корпоративную хуету, а распределить функции бесполезных эйчарок между руководители и поделить зп стандартную на них?
Попробуйте на работе не жаловаться, а обязанности выполнять. Удивитесь сколько времени свободного появляется

Ответить
Развернуть ветку
Arion

Ну смотрите. Мы тут с вами оба в вечер пятницы в рабочее время в комментах на vc. Оба не похожи на продуктивных и успешных. Так что давайте такие оценки не давать, глупо будем оба смотреться)

Отвечая на ваш вопрос: нет, не логичнее. КПД от таких метаний разных руководителей будет в несколько раз ниже, чем у профессионального HRа. А еще у них не будет знаний о том, как отсекать неподходящих кандидатов по софт скиллам, какие моменты акцентировать на собеседовании, какой вид мотивации подходит каждому сотруднику. Потому что сюрприз - люди не одинаковые. И разобраться в их потребностях - целая наука. Толпа руководителей с собственными представлениями о том, как правильно, превратят нормальный коллектив в сборную солянку из неподходящих кадров.

Ответить
Развернуть ветку
Igor

Так если вы считаете своих руководителей тупыми, какие вообще вопросы могут быть? Тут уже не только эйчарку, тут весь коллектив надо чистить.

А про вечер пятницы - я в него никогда и не работал, у меня свободный график.

Ответить
Развернуть ветку
Arion

Нет, руководители не тупые. У них просто свои функции. И сильные софты в том числе - они должны знать, как своим отделом управлять. Но искать новых работников, объяснять им все нюансы, оформлять их документы - это трата ценного времени специалиста, которого на работу брали вообще не для этого.

Ответить
Развернуть ветку
Igor

Ой, да какое там время. Заполнить три бумажки? Показать, где столовая и туалет? Это типа кучу часов занимает? И все равно начальник будет натаскивать новичка, а не эйчарка.

Ответить
Развернуть ветку
Arion

А, ну если вы себе так представляете онбординг сотрудника, у меня больше вопросов нет)))

Вообще вам будет проще жить, если вы примете мысль о том, что вы не можете знать все. В психологии вы явно хромаете, позвольте такими вещами заниматься профессионалам. А вы - как и заявляли - будете отлично справляться со свими непосредственными рабочими обязанностями. Вы же за этим на работу ходите, да?)

Ответить
Развернуть ветку
Igor

Буду, не переживайте. А вы тоже эйчар видимо раз их так рьяно защищаете?

Ответить
Развернуть ветку
Arion

Нет, я SMMщик. Но кучу раз сталкивалась с ситуациями, когда мне ставили нереалистичные планы, загоняли в дикий стресс на рабочем месте и единственный, кто мог эти проблемы адекватно разрулить, был HR. Вернее, была, чаще это действительно женщины. Не хочу представлять, с каким скандалом бы я уходила от своих бывших работодателей, если бы не они.

Ответить
Развернуть ветку
Igor

Так если хочется отовсюду уходить со скандалом может в вас проблема? Подумайте, может случиться момент переосмысления. Я просто указываю на бесполезность некоторых людей в индустрии, но во всех своих проблемах их не обвиняю. Каждый деньги получает как может

Ответить
Развернуть ветку
Arion

Нет, со всеми руководителями я хорошие отношения сохраняла. Имею в виду не натянуто-хорошие, а реально хорошие. Но это стало возможным при модерации конфликта с нормальным HRом. В этом и есть их большая заслуга и работа. И поэтому всегда их защищаю, если вижу, что кто-то опять пытается это все обесценить

Ответить
Развернуть ветку
Igor

Ок ради бога защищайте. Но порог входа в эту "профессию" слишком низкий. Поэтому их и уважает такое маленькое количество людей

Ответить
Развернуть ветку
Кот С Зубами

Ооооо, уважаемый)))) у вас просто эйчара нормального не было😁 по вашей логике, если вам попался плохой сантехник и плохо поменял кран, который вы и сами могли заменить, то сантехники не нужны в принципе? 🤔
А если серьёзно, если вы подбиратете 1 сотрудника в квартал, то проблем может и не быть. Иногда можно и переработать, потому что задачи по подбору и вводу будут идти допом к уже имеющимся задачам. Но если это постоянная история, то это ерунда получается.
Могу сделать предположение, что вы или очень редко нанимаете людей, либо ввод в работу выглядит, как "ну спроси у кого-то". Такое же отношение и к праздникам — на отвали. Что-то подарили чисто формально и все
Это же статья о том, как хорошо делать свою работу, чтобы не было таких ситуаций, как вы описываете

Ответить
Развернуть ветку
Igor

Ооо защитники набежали. ок, ок, пусть работают ваши эйчары, но мнение мое вы не измените. большинство из них бесполезны и точка.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

HR наверняка просьбу передала, а твой руководитель решил, что тебе и так хорошо ) Это менталитет владельцев и менеджмента компаний, там где нет креатива, а жалкая имитация в бизнес, там всегда упор на рост в EBITDA делают через поиск «более выгодных рабочих ресурсов» и кидалово партнеров. Не стоит даже расстраиваться по этому поводу, пусть такие компании гибнут, а их деньги переходят в более успешные компании с классными специалистами, которые могут придумывать что-то новое.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Самсонов

А другое при увольнении по собственному желанию целых 11 % это что же интересно? Можно хотя бы парочку примеров?

Ответить
Развернуть ветку
Анна

Это результаты опроса, который проводит сервис "Работа.Ру", у нас нет точных ответов из этого пункта. Думаю, там разнообразные непопулярные причины, вроде "Переехал в другой город"

Ответить
Развернуть ветку
Николай Самсонов

Или что-то из серии "за миллион просмотров на ютубе")

Ответить
Развернуть ветку
Anton Katerin

Очень мало сотрудников видят перед собой реальную цель, из этого следует, что они не могут четко сформировать свои представления о профессии и соглашаются на все, а потом начинают бунтовать и высказывать негодования, что же делать в такой ситуации?

Ответить
Развернуть ветку
Rocket Business
Автор

Помогать сформулировать профессиональные цели и разбить путь к ним на конкретные задачи. Это тоже часть большой и важной работы HRов.

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Раскрывать всегда