{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Найм и обучение сотрудников ресторана: проблемы и решения

Продолжаем серию статей о трендах в найме и обучении сотрудников ресторанов. Рекомендуем к прочтению HR, сервис-менеджерам и специалистам по обучению в HoReCa, владельцам ресторанов и управляющим.

Вместе разберёмся, что происходит, с какими проблемами сталкиваются рестораны, как их решают, и что ждёт нас в ближайшем будущем.

Сергей Горбунов

20 лет в ресторанном бизнесе. ServiceGuru, r-Keeper, Чайхона№1, Якитория. Автор книги "Ресторан. От одного до сети"

Команда ServiceGuru опросила 5309 менеджеров ресторанов. Рассказываем, о каких проблемах говорили чаще всего, и как их решать.

Текучка персонала больше 100% в год

Причём проблема возникает ещё на этапе найма. Мы провели собеседование, договорились. Но сотрудник просто не вышел на смену. Приходится искать нового. И так изо дня в день. Чтобы не попадать в День сурка, нужно подходить к найму иначе.

Подробно про кадровый голод рассказывали в статье “Текучка в ресторанном бизнесе: тенденции последнего года”

Последствия:

  • Снижение качества обслуживания
  • Рост расходов на найм и обучение
  • Ухудшение внутреннего климата
  • Потеря постоянных гостей
  • Репутационные риски

Телеграм-канал, в котором находят сотрудников в рестораны по всей России

Нет допродаж и фудпейринга

Сотрудники не умеют продавать. Распространенная ситуация: в ресторане всё хорошо с дневными продажами за счёт ланчей, вечером посадка тоже обычно полная, а вот с 16 до 18 гостей мало.

Что делают рестораторы? Начинают вводить дополнительные акции, бранчи, скидки и т.п.

Что нужно делать? Повышать оборачиваемость столов в интенсивные периоды. Особенно, если в ресторан стоит очередь.

В телеграм-канале Адепты сервиса рассказываем о том, как обучать гостецентричных сотрудников, делимся лайфхаками и анонсируем бесплатные мероприятия. Подпишитесь, чтобы не пропустить другие статьи цикла.

Как это сделать? Высокий темп обслуживания — это не только бизнес-процессы на кухне и быстрая отдача, но и работа с гостем:

  • оперативный приём заказа
  • допродажи (сразу предлагать дополнения и food-пары)
  • быстрый и точный вынос заказа

Чем точнее, быстрее и внимательнее вы обслуживаете гостя. тем быстрее он, сытый и довольный, освобождает столик.

Сотрудников обучают наставники

На самом деле, система наставничества – это круто. Но только в том случае, если речь именно о системе. На деле же обычно стажёра учит старший официант, за которым он бегает, как хвостик, чтобы посмотреть, как тот работает. А старший раздражается, что ему мешают зарабатывать.

В системе обучения должна быть:

  • теоретическая часть
  • практическая часть, которая отрабатывается с наставником
  • логика приёма аттестации

У правильного наставника чётко прописана система, и он знает, что ему делать с новичком.

Учебные материалы хранятся как попало

Частое явление: на доске объявлений в служебке висят выцветшие и часто неактуальные меню, технологические карты и т.п. Либо материалы хранятся на облаке, пересылаются друг-другу в чатах и т.п.

К чему это приводит?

  • Сотрудники тратят время на поиск нужной информации
  • Снижается качество обучения
  • Увеличивается срок адаптации
  • Снижается мотивация сотрудников учиться
  • Сложно оценить прогресс сотрудников в обучении

К тому, же, когда нет системы, мы часто зависим от того, кто лидирует обучение в данный момент.

К примеру, пришёл к вам менеджер, которому нравится обучать сотрудников: он выстроил систему, прописал все шаги, структурировал материалы. А потом уволился. Пришёл другой менеджер, фокус которого — не на сотрудниках, а на гостях. В этот момент вся ваша система обучения мгновенно рушится.

Несистемная адаптация и обучение

И снова про систему. При отсутствии чёткого плана адаптации:

  • Сотрудники не доходят до стажировки или уходят в первые дни
  • Они недостаточно подготовлены
  • Нет единого уровня и стандартов обслуживания
  • У сотрудников нет мотивации профессионально расти и развиваться

ServiceGuru - платформа для обучения, мотивации и заботы о сотрудниках. Получите бесплатный демо-доступ.

Приходит новый сотрудник, его добавляют в рабочие чаты и пересылают 800 сообщений с меню, стандартами, материалами и технологическими картами. Сотрудник на всё это смотрит, пугается и не выходит на работу, потому что уверен, что выучить это всё просто невозможно. А при кадровом голоде это становится огромной проблемой.

Не нужно всё скопом взваливать на новичка, информация должна поступать логично, структурировано и поэтапно. Стажёр не должен чувствовать себя растерянным и брошенным.

Какой выход?

Развивайте HR-бренд

Это не только реклама в социальных сетях и спецпроекты. А, прежде всего, уважение к своему HR-бренду. Атмосфера, которую вы создаёте внутри компании, правила и ценности, которых вы придерживаетесь в коллективе. Их нужно сформулировать, оцифровать и доносить до каждого сотрудника.

Я считаю, ценностей должно быть не меньше трёх (чтобы они отражали разные аспекты) и не больше семи (чтобы не распыляться, а выделить главное и придерживаться этого)

Соберитесь с командой, обсудите и договоритесь: вы формулируете свои ценности не просто, чтобы их записать, а чтобы следовать им. К примеру, если одна из ваших ценностей – это честность, договоритесь не врать на планёрках, а честно говорить о своих проблемах.

Распечатайте и повесьте на видном месте. Пусть эти правила и ценности станут вашим внутренним уставом и мерилом справедливости.

Довольные сотрудники=Благодарные гости

Это тренд на 2024 год. Если раньше мы говорили о том, что нам нужно делать хороший продукт и давать хороший сервис, чтобы получать довольных гостей. То сейчас мы говорим о подходе human to human.

Когда у нас бешеная текучка, не хватает людей, сложности с набором, проблемы с обучением, когда мы теряем сотрудников на каждом шагу, подход “люди для людей” – это ключевое, на что нужно обратить внимание, с учётом тех трендов, о которых мы говорили выше.

В телеграм-канале Адепты сервиса рассказываем о том, как обучать гостецентричных сотрудников, делимся лайфхаками и анонсируем бесплатные мероприятия. Подпишитесь, чтобы не пропустить другие статьи цикла.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда