{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

ТОП-5 ошибок, которые нельзя допускать в анкете по изучению вовлеченности

Вы решили проводить исследование вовлеченности и согласовываете анкету с провайдером. Рассказываем, на какие «подводные камни» в ней стоит обратить внимание, прежде, чем пускать анкету в ход. В противном случае вы рискуете получить недостоверные результаты исследования.

Я-конструкции

Иногда клиенты спрашивают, почему, задавая вопросы по чувствительным темам, мы предпочитаем не использовать в вопросах анкеты вопросы, которые направлены лично на конкретного респондента, например, через «Я-конструкции». «Я-конструкции» помогут правильно выразить свою точку зрения в личном споре, но в опросе вовлеченности могут сделать ответы респондентов более социально-желательными, в особенности, когда предмет вопроса является чувствительным или сотрудники считают, что негативные ответы каким-либо образом дискредитируют их самих. В результате, то, что подходит для успешной психологической практики, может "выйти боком" в социологическом опросе.

Сравните фразы:

а) "Я следую установленным регламентам"

б) "Мои коллеги следуют регламентам"

в) "В компании принято следовать регламентам".

С вариантом а) согласится больше респондентов просто потому, что это социально-желательное поведение – соблюдать принятые в организации правила.

В таком случае стоит задавать вопросы об окружении сотрудников, как в б) и в), чтобы снизить градус социальной-желательности и респонденты чувствовали, что признание проблем не «бросает тень» на их собственную работу.

Фактор Х

Вопросы анкеты — это строительные кирпичики, из которых формируются факторы рабочей среды, представленные в отчетах. Факторами чаще всего называются важные аспекты работы: доход, карьерное продвижение, взаимодействие с коллегами и т.д. Удовлетворенность сотрудников этими аспектами может повысить их вовлеченность и внутреннюю мотивацию прикладывать дополнительные усилия для достижения успеха в работе.

Обращайте внимание, насколько раздроблена анкета по факторам или, наоборот, насколько обобщена. Из результатов по факторам рабочей среды должно быть понятно, "в какую сторону смотреть" и с какими направлениями в дальнейшем работать. Если на каждый вопрос приходится свой фактор — пропадает смысл обобщения и каждая тема рассматривается слишком узко.

С другой стороны, когда между собой объединяются совсем разные темы (например, вопросы дохода, условий труда и карьеры) - получается среднее по больнице, с которым невозможно работать.

Терминология важна

При формировании анкеты необходимо заранее определиться, о каких именно темах необходимо спросить сотрудников и договориться о значении конкретных терминов.

Например, в группе компаний сотрудники могут интерпретировать термин "Компания" как дочернее предприятие, а не всю группу — в таком случае имеет смысл уточнить конкретное название или даже использовать два разных вопроса.

Термин "высшее руководство" может быть понят сотрудниками как руководители крупного департамента, директора предприятия или акционеры группы - в результате их ответы (например, на вопрос «насколько высшее руководство погружено в проблемы «на местах») могут кардинально различаться.

Проблему интерпретации помогут решить пояснения в самой анкете, чтобы сотрудники не запутались.

Удалить нельзя оставить

Можно ли в принципе убрать конкретный фактор из анкеты? Все зависит от ситуации и контекста, а также методологии провайдера. Обращайте внимание, насколько анкета поддается такого рода правкам. Ведь некоторые темы и вопросы подходят только для конкретной специфики.

Например, было бы странно спрашивать про удаленку у сотрудников производства или про обеспеченность СИЗами у специалистов из офиса.

С другой стороны, иногда, чтобы получить более высокие результаты, ответственные со стороны клиента решают убрать факторы, по которым в компании все не так «гладко», и результаты могут быть заведомо ниже. При таком подходе проблемные направления не попадают в планы по работе с вовлеченностью, на них закрываются глаза, и в результате сложности только усугубляются.

Денежный вопрос

Стоит обратить внимание на фактор «Доход». Спрашиваете ли вы о том, насколько сотрудникам понятно, как он формируется? А о том, насколько сотрудники удовлетворены самим уровнем дохода? Иногда вторая тема намеренно игнорируется, т.к. HR опасаются создать неверные ожидания или заставить работников задуматься, а не пора ли поискать работу с большей зарплатой.

Однако в результате есть риск не замерить важный «симптом» и пропустить момент, когда сотрудникам предельно понятно, как формируется оплата их труда, но она их в корне не устраивает. В ином случае получение низких результатов по фактору стало бы основанием начать работу заранее и избежать накопления недовольств и повышения риска текучести.

Учитывайте эти моменты в анкете, чтобы получить действительно информативное исследование и понять, в каком направлении работать для улучшения вовлеченности.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда