Эта профессия популярна — особенно среди тех, кто хочет начать работать в IT-сфере и планирует стать тестировщиком с нуля. Интернет переполнен информацией, но как понять, чему верить? Правда ли, что для этой работы не нужны специальные навыки? Или что профессию QA-инженера выбирают те, у кого не получилось стать разработчиком?
Эксперты курса «Инженер по тестированию» собрали популярные мифы и прокомментировали их, опираясь на свой профессиональный и преподавательский опыт. Надеемся, что этот материал поможет вам принять взвешенное и объективное решение, стоит ли погружаться в мир тестирования. Но для начала немного расскажем о профессии в целом — основных функциях и задачах тестировщика.
Job Description инженера по тестированию
Job Description — требования к должности, описание навыков и обязанностей специалиста. Главная задача инженера по тестированию — проверить качество продукта и донести до команды информацию о его состоянии.
Тестировщик максимально погружается в продукт: его функциональность, внутреннюю структуру, рутинные и нестандартные пользовательские сценарии. Он изучает каждую строчку в требованиях, каждый пиксель на макетах, оценивает работоспособность каждого решения.
Конечно, если бы тестировщик наугад проходился по функционалу приложения — нажимал на кнопки, совершал какие-то действия, — вероятность наткнуться на баг была бы очень низкой, а значит, проверка сильно растягивалась бы по времени и была некачественной. Поэтому необходимо знать теорию тестирования: разбираться в его видах и знать техники тест-дизайна.
Тестирование бывает двух видов:
● Ручное (или мануальное). Специалисты проверяют всё самостоятельно: нажимают на кнопки, переходят между окнами, заполняют поля и формы, как обычные пользователи. Кроме этого, они используют базы данных, инструменты для тестирования API и перехвата трафика (Charles), инструменты разработчика (Devtools).
● Автоматизированное. Флоу проверки схож с ручным тестированием, но в этом случае проверяет функционал приложения и ищет ошибки специальная программа — специалист должен уметь писать код для неё.
Теперь, когда вы больше погружены в контекст профессии QA-инженера, предлагаем перейти к распространённым стереотипам и разобраться, насколько они соответствуют действительности.
Просто, быстро и дёшево всё сломать? Это точно не про тестировщика
Задачи QA-инженера более комплексные и сложные, чем принято думать. Это не «ассистент программиста», а полноценная профессия со своими плюсами и минусами. Не стоит безоговорочно верить рассказам об исключительной лёгкости и простоте работы — так же как не нужно полагаться на «страшилки» о невозможности найти работу или ответственности за все найденные ошибки.
Миф 1. Тестирование — самый простой способ старта в IT
Говорят, что тестировщик — самая простая IT-профессия. Она не требует специальных знаний — достаточно действовать по инструкции. Нет необходимости в длительном обучении — освоить скилсет можно за короткий срок. Так как выучиться на тестировщика легко — можно очень быстро выходить на рынок труда и искать первую работу. В общем, сплошные плюсы. Но всё ли так просто на самом деле?
Миф 2. Тестировщику нужно иметь технический бэкграунд
Безусловно, работа QA-инженера — техническая, придётся погружаться в аналитику, документацию, разбираться в терминах и системах. Но даже если вам никогда прежде не приходилось работать за компьютером, всему можно научиться.
Миф 3. Пропущенный баг — вина тестировщика
Жизненный цикл продукта — то есть его разработка, релиз и поддержка — состоит из множества этапов. Тестирование — лишь один из них, хотя, безусловно, очень важный. Пропущенная ошибка может негативно сказаться на пользовательском опыте, но действительно ли ответственность за это лежит только на инженере по тестированию?
Миф 4. Тестировщики всё ломают
Ещё одно популярное представление основано на том, что тестировщики ищут ошибки, а значит — намеренно «ломают» систему. На самом деле в этом утверждении неверно расставлены акценты: задача QA-инженера заключается не в том, чтобы найти ошибку, а в том, чтобы проверить работу продукта.
Миф 5. Тестировщики радуются, когда находят баг
Кажется, что если суть работы QA-инженера — проверять работу системы, то выявить как можно больше багов — главное достижение. На самом деле любое несоответствие означает доработку продукта — то есть трату ресурсов и задержку релиза. Даже если тестирование заложено в сроки, дополнительная итерация правок вряд ли порадует команду и самого тестировщика.
Миф 6. Тестировщик не обязан разбираться в коде
Считается, что тестировщик работает скорее с готовым продуктом, чем с его внутренним устройством, поэтому знать, что «под капотом», необязательно. Мнения на этот счет расходятся даже у специалистов, но в одном они точно согласны — чтобы развиваться в профессии, нужно расширять свои знания, в том числе технические.
Миф 7. У тестировщика мало возможностей карьерного развития
Пожалуй, один из главных мифов о работе QA-инженера. Также встречается мнение, что развиваться в этой профессии получится только в направлении автоматизации. Но путей развития больше — главное, чтобы у специалиста был интерес к работе и стремление к росту.
Миф 8. Время тестировщиков дешевле, пусть они и тестируют
Внутри продуктовых команд встречается убеждение, что даже в самые загруженные периоды задачи тестировщиков не стоит перераспределять. Рабочее время QA-инженеров дешевле, чем, например, разработчиков, а значит, команда сэкономит на стоимости внедрения изменения.
Миф 9. «Тестировщику сложно найти работу» или «Тестировщику легко найти работу»
Оба утверждения встречаются одинаково часто, и посмотреть на этот миф можно с разных сторон. Инженер по тестированию — популярная профессия, в том числе среди тех, кто только начинает свою карьеру в IT, поэтому конкуренция на рынке труда весьма высока. Но и предложений немало. Поэтому лучше сделать упор на качественное обучение и подготовку к тестовым заданиям и интервью, чем полагаться на удачу или заведомо опускать руки.
Выбирая профессию, доверяйте себе, а не стереотипам
Любой миф — вопрос восприятия. Преимущество можно превратить в недостаток и наоборот. Если вашей мотивацией будет «легкий заработок» или «простой вход в IT», вы столкнётесь с выгоранием быстрее, чем с успехом. Если поверить мифу об отсутствии карьерного развития, вы лишите себя возможности даже попробовать и не узнаете, что в реальности ситуация совсем не так печальна.
Мы разобрали лишь часть мифов о профессии тестировщика. И увидели, что большинство из них не соответствует действительности. Какие-то сложности действительно присутствуют, но они преодолимы для любого, кому интересно тестирование.
Начинать знакомство с профессией лучше через проверенные учебные материалы или интервью с действующими специалистами — так вы сосредоточитесь на сути работы тестировщика, а не на выборочном перечислении фактов без контекста.
Комментарий недоступен
Работы не найти
Эх, а ведь из янд могла получиться хорошая школа. Увы, но всё просрали. Типичный отмыв бабосиков.