{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Человеческая система мотивации или на%$й ваш план продаж

"Позвони тому, не знаю кому,
Продай то, не знаю что"
Типичный РОП в классическом отделе продаж.

Недавнее общение в теме о работе с сотрудниками и позитивный фидбэк в комментариях подтолкнули оформить все мысли в отдельный пост. Кому-то, возможно, будет интересно.
Сама же идея системы ступенчатой мотивации сформировалась, после того, как неоднократно общался со "звездами" продажниками внутри клиентских ОП.

Почему классическая модель мотивации в ОП - зло?

Спуская очередные цифры плана продаж на месяц сотрудникам, РОП редко задумывается, как эта информация воспринимается "снизу". Встанем на место обычного менеджера и посмотрим, как это выглядит с его стороны. Но немного вводной информации:
- Не все сотрудники знают о сезонности продаж в своей же компании.
- Еще меньше знают о текущем состоянии бизнеса, планах руководства и пр.
- Если у компании отсутствуют повторные продажи, либо доля постоянных клиентов менее 40% - тут даже у "старичков" не будет уверенности в выполнении плана.
Вследствие этого фраза "Компания в этом месяце должна заработать 250 миллионов р., а это на 10 миллионов больше прошлого месяца. Так что вперед работать, сделаете - получите 10 000 премии!" воспринимается либо равнодушно (просто работаем работу, а там посмотрим что выйдет), либо в негативном контексте (и так кое-как прошлый месяц вытянули, куда еще больше).

Почему же я считаю, что такая система - зло?

- Сотрудники, особенно новички, не воспринимают эту цифру в контексте своей работы.
- Система не мотивирует тебя работать лучше, так как результат - командный. И даже если ты сделаешь 30%(50% или больше) плана, не факт, что остальные добьют выполнение.
- Система не мотивирует тебя к развитию как специалиста. Зачем лучше понимать особенности своей сферы. У тебя нет задачи разобраться:
1. Почему у нас клиенты покупают.
2. Почему у нас клиенты покупают.
3. Почему у нас клиенты покупают.

НО! Чтобы не быть пристрастным, обсудим и плюсы такой системы. Пусть со стороны сотрудника система недружелюбна, она:
- Максимальна проста в рамках "поставить глобальную цель на месяц";
- Не требует сложных расчетов;
- Максимально гибкая;
- Легко внедрить (она в этом особо и не нуждается);
- Не требует объяснений для стороны исполнителей.

Что же может служить альтернативой?

Система "Продал-заработал".

Можно придумать и более изящное название, добавить формализма, посыпать парой терминов. Но я люблю ее называть так.
Как же она выглядит?
Мы полностью убираем план продаж. Вообще. С сотрудниками мы о нем не говорим. Потому что он им и не нужен.
В простом изложении система будет выглядеть так:
- Ты продал продукт/услугу компании - заработал 5 тысяч рублей в зарплату. После 4 продаж ты получаешь уже не 5 тыс., а 8. А после 8 продаж - аж 12! Здорово? Еще бы. Вперед, бомби!

А теперь разворачиваем систему "внутрь" и копаемся, как же она устроена. В приведенном примере - 10 продаж это 100% плана сотрудника. То есть за выполнение 100% личного плана мы выплатим сотруднику 76к + 20к оклад = 96 тысяч, что плюс-минус и так является средней зарплатой (и не только в б2б). В чем же суть?
Менеджер сам определяет свою зарплату. Он не зависит от показателей других людей, от цифр сверху, погоды и прочих факторов. Он ответственен за то, сколько он денег заработает.

Суть системы мотивации - во внутренних ступеньках

После работы с этой системой с десяток лет, я пришел к наиболее простой и эффективной схеме:
- 2 интервала 0-100% плана и 100-150% плана
- 3 ступеньки в интервале 0-100% (40%, 80%, 100%)
- 2 ступеньки в интервале 100-150% (120% и 150%)

Логика системы:
- 1 ступенька на 40% - ее легко достигнуть и менеджер быстрее ощущает эффект от перехода на следующую
- 2 ступенька на 80% - как правило в среднем ОП большая часть менеджеров крутится на цифре 70-80% выполнения личного плана, так что здесь просто работаем с верхним показателем этого параметра.
- 4 ступенька на 120% - сюда привязываем "окно" для грейда сотрудника
- 5 ступенька на 150% - должна быть идеальным результатом, которого практически невозможно достичь.

Требования к ступенькам:
-
Самое главное - каждая ступенька должна быть значимой, то есть если за 40% мы даем условные 8 тысяч, а за 80% - 9 тысяч, у менеджера не будет никакой "пыхтеть ради тысячи".- Не нужно разгонять число ступенек/показателей, иначе сложно объяснить принцип ее работы, а еще сложнее корректно посчитать.

Минусы системы:
Самое интересное - напоследок.
- Самый главный минус - сложность. Для реализации и базовой развертки системы вам понадобятся.
1. Расчеты фонда оплаты ОП;
2. Знание или расчет пропускной способности менеджеров;
3. Знание или формирование бизнес-процессов менеджеров;
4. Знание фин. модели компании, а лучше пригласить фин. директора;
5. Понимание качества работы отдела маркетинга, а лучше дружить с его руководителем;
6. Обязательно - продуктовая матрица с отчетами продаж в разрезе до первого дня существования компании, или пригласить трейд-аналитика (первый вариант прокатит до 30-50 sku, больше - трейд-аналитик необходим);
7. Знание математики или пригласить бухгалтера.
И это только базовые вещи. Но дальше к минусам.
- Уязвимости системы. (5т, 8т и 12 я привел в качестве базового примера для простоты понимания. Естественно, практически в 99% случаях мы будем оперировать %. С целыми цифрами легко развернуть систему на услугах, причем под небольшой пул.)
1. Если вы недоработали систему с трейд-аналитиком - продажники будут гнать легкий в продаже продукт. На товарах-локомотивах быстро набьют "ступеньки" и все. Последствия несложно спрогнозировать. Да, придется посидеть, подумать, посчитать.
2. Если вы не дружите с руководителем отдела маркетинга - продажники будут гнать акционный товар, а если он еще и не сложен в продаже - последствия предыдущего пункта умножай на 2.
3. Гибкости системы достаточно сложно достигнуть. Так, чтобы без ежемесячного перетряхивания процентных показателей ступеней легко управлять вводом/выводом товаров и подстройкой под спрос.
4. Срок подготовки и развертывания - в самом легком исполнении от месяца. Но обычно два, если сам бизнес не начинает тонуть в согласованиях.
5. Необходимость иметь под рукой флакон валерьянки, в ответ на фразу генерального "вы что меня по миру пустить хотите с таким зарплатами в ОП". А если серьезно - неочевидно, но часто это становилось большой проблемой, если инициатором смены становились РОП или коммерческий директор.

Плюсов от системы огромное количество.
Часть я уже упомянул, добавлю пожалуй из неочевидного.
- Легкое внедрение системы грейдов. 2 месяца доходишь до 4 ступеньки - получай ведущего менеджера. Эффективные системы грейдов посложнее, но мы опять же о базовом уровне.
- Легкое внедрение наставничества. Во-первых система сама по себе обеспечивает хорошую прозрачность даже на уровне excel табличек, с crm системой можно творить чудеса. А без прозрачности про систему наставничества даже и думать не стоит.
- Легкое внедрение системы "горизонтального" развития менеджеров. Всех звезд РОПами не сделаешь. На самом деле это не нужно делать. Вы лишаете бизнес классного продавца и ждете пару месяцев, пока он освоится с менеджментом и управленческой отчетностью. В надежде на то хорошие навыки управления.

Если выкинуть сложность расчетов и получение "гибкости системы" - пожалуй все.

Пообщаться можно в комментариях, если же хотите обсудить - жду в личку в тг. Каналов не веду, только живое общение.

0
3 комментария
Игорь Богданов
за выполнение 100% личного плана мы выплатим сотруднику 76к + 20к оклад
Менеджер сам определяет свою зарплату

Я не соглашусь с этим утверждением в контексте премирования за количество сделок, а не процента от прибыли.

Что удерживает сотрудника работать за оклад 20к с плановым потолком 100к в B2B продажах?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Люкшенко
Автор

На количестве я просто привел как пример для общего понимания, (считай объяснение на пальцах) ниже в тексте как раз писал, что почти всегда мы работаем именно с процентами и от объемов. Количество сделок легко ломает систему.

А вот насчёт работы за оклад - да по сути ничего). Тут опять же желательно разобраться, это намеренное желание "отбыть" месяц за 20к или у человека сложности на каких-то этапах продажи.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Овчинников

Они продадут больше наличия товара, но только один раз.) План потому и план, что позволяет рассчитать оптимум.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда