Тестирование и обеспечение качества (QA): когда это нужно
Для того чтобы исключить ошибки при создании IT-решений, бизнес обращается к экспертизе IT-компаний. Услуги тестирования и обеспечения качества (QA – Quality Assurance) сегодня предоставляют десятки компаний разного масштаба — от небольших до самых крупных. Мы в SimbirSoft много лет занимаемся обеспечением качества и в этой статье поделимся опытом, как выбрать надежного QA-подрядчика и организовать работу распределенной команды.
Согласно исследованию tAdviser, услуги QA востребованы практически во всех сферах бизнеса, включая банки и страховые компании, ритейл, телеком, а также в госструктурах. У многих крупных компаний есть собственные IT-отделы и специалисты по тестированию. При этом, в некоторых случаях компания приглашает внешних экспертов.
Рассмотрим несколько возможных ситуаций:
- Скоро релиз продукта, нужно усилить команду или проверить ее работу.
- Необходимо «спасти» продукт – например, обновить устаревшую систему, найти и устранить ошибки, пробелы в документации.
- Аудит качества нужен для принятия управленческих решений.
- Компания хочет оптимизировать свои процессы тестирования, автоматизировать их или повысить уровень навыков своих QA-специалистов.
Таких ситуаций на практике гораздо больше, поскольку у каждого бизнеса свои потребности. Общаясь с нашими заказчиками, мы в SimbirSoft выясняем, какие трудности у них бывают, когда они заказывают разработку или тестирование ПО у аутсорсеров. Предлагаем несколько наблюдений, которые помогут избежать типичных ошибок.
Заложите больше времени для выбора подрядчика
Найти QA-команду бывает сложнее, чем просто команду тестирования. Как показывает опыт наших клиентов, до 20% IT-компаний могут не отвечать на телефонные звонки и электронную почту, что дополнительно осложняет поиски аутсорсера. При этом заказчики стремятся сотрудничать с командами, которые уже работали на подобных проектах, имеют релевантный опыт, знают специфику отрасли и смогут решить проблему бизнеса.
Долговременное сотрудничество в приоритете
Зачастую минимальный срок сотрудничества составляет 6 месяцев, команда – от 3 человек. Как разработчику, так и QA-специалисту нужно разобраться в бизнес-процессах, задачах, предметной области, определить вероятные риски – даже если он ранее работал с подобными IT-решениями.
Специалист может быстро приступить к выполнению задач, но наиболее высокий уровень эффективности обычно достигается только после адаптации на проекте. Сроки погружения могут составлять от одного до 3 месяцев, в зависимости от сложности проекта и его состояния на старте.
Стоимость услуг – по запросу
На рынке QA в России выделяются те IT-компании, которые имеют наибольшие человеческие ресурсы и опыт тестирования крупных систем. Как правило, они либо не публикуют стоимость своих услуг на сайте, либо указывают только расценки на экспресс-аудиты (например, от 100 тысяч рублей).
Исходя из нашего опыта, средняя стоимость услуг тестирования и QA на аутсорсинге – от 800 до 2500 рублей за час работы специалиста. Но одни компании занимаются только тестированием, а другие – комплексно обеспечивают качество.
Как выбрать подрядчика
Услуги тестирования и обеспечения качества бывают необходимы всем владельцам IT-продуктов. При этом важно разобраться, как выбирать аутсорсера и на что обращать внимание.
Как организовать работу команды QA
Обращаясь в IT-компанию, бизнес может использовать разные модели сотрудничества. Исходя из нашего опыта разработки и тестирования, мы в SimbirSoft считаем наиболее эффективными следующие форматы:
1) Усиление команды
Этот способ подходит бизнесу, которому нужно усилить свою команду QA. Приглашенные эксперты работают вместе со штатными, подстраиваются под процессы разработки и тестирования. С помощью опытного аутсорсера бизнес оптимальным образом выстраивает процесс работы совместной команды. Потребность в аутсорсинге может быть как временной (например, перед релизом продукта), так и постоянной – если у заказчика не хватает QA-специалистов нужного уровня.
2) Выделенный центр тестирования
Этот вариант подходит компаниям, у которых нет своих QA-специалистов. IT-компания, как правило, подключает свою команду тестирования и обеспечения качества от трех человек во главе с QA-лидом. Это «мозг» и «руки», которые анализируют и улучшают способы разработки в компании или выстраивают их с нуля.
3) Аудит приложения или процессов
Аудит приложения – это независимая оценка состояния продукта, которая бывает необходима, например, перед релизом. При этом специалисты проверяют продукт на соответствие требованиям, оценивают его, составляют отчет с описанием дефектов и предложений по улучшению. Также компании может быть нужен аудит процессов – если штатная команда не может достичь желаемого результата, есть проблемы в организации разработки или баги на проде. Цель аудита может корректироваться в зависимости от поставленной задачи со стороны заказчика.
4) Консалтинг QA
С помощью внешней QA-команды можно решить еще одну задачу – нарастить экспертизу внутри компании заказчика. Эксперты подключаются к штатной команде, анализируют их способы работы с продуктом и определяют, что можно улучшить. Они помогают наладить процессы, обучают и контролируют команду заказчика.
Подводя итоги
Для тестирования IT-продукта и обеспечения качества одни компании обходятся собственными силами, другие пользуются услугами аутсорсинга. В этой статье мы постарались рассказать о том, в каких случаях вам подойдет аутсорсинг, как избежать типичных ошибок и какими способами можно организовать работу QA-команды.
Надеемся, что эта статья была для вас полезна!