{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Тестирование и обеспечение качества (QA): когда это нужно

Для того чтобы исключить ошибки при создании IT-решений, бизнес обращается к экспертизе IT-компаний. Услуги тестирования и обеспечения качества (QA – Quality Assurance) сегодня предоставляют десятки компаний разного масштаба — от небольших до самых крупных. Мы в SimbirSoft много лет занимаемся обеспечением качества и в этой статье поделимся опытом, как выбрать надежного QA-подрядчика и организовать работу распределенной команды.

Согласно исследованию tAdviser, услуги QA востребованы практически во всех сферах бизнеса, включая банки и страховые компании, ритейл, телеком, а также в госструктурах. У многих крупных компаний есть собственные IT-отделы и специалисты по тестированию. При этом, в некоторых случаях компания приглашает внешних экспертов.

Рассмотрим несколько возможных ситуаций:

  • Скоро релиз продукта, нужно усилить команду или проверить ее работу.
  • Необходимо «спасти» продукт – например, обновить устаревшую систему, найти и устранить ошибки, пробелы в документации.
  • Аудит качества нужен для принятия управленческих решений.
  • Компания хочет оптимизировать свои процессы тестирования, автоматизировать их или повысить уровень навыков своих QA-специалистов.

Таких ситуаций на практике гораздо больше, поскольку у каждого бизнеса свои потребности. Общаясь с нашими заказчиками, мы в SimbirSoft выясняем, какие трудности у них бывают, когда они заказывают разработку или тестирование ПО у аутсорсеров. Предлагаем несколько наблюдений, которые помогут избежать типичных ошибок.

Заложите больше времени для выбора подрядчика

Найти QA-команду бывает сложнее, чем просто команду тестирования. Как показывает опыт наших клиентов, до 20% IT-компаний могут не отвечать на телефонные звонки и электронную почту, что дополнительно осложняет поиски аутсорсера. При этом заказчики стремятся сотрудничать с командами, которые уже работали на подобных проектах, имеют релевантный опыт, знают специфику отрасли и смогут решить проблему бизнеса.

Долговременное сотрудничество в приоритете

Зачастую минимальный срок сотрудничества составляет 6 месяцев, команда – от 3 человек. Как разработчику, так и QA-специалисту нужно разобраться в бизнес-процессах, задачах, предметной области, определить вероятные риски – даже если он ранее работал с подобными IT-решениями.

Специалист может быстро приступить к выполнению задач, но наиболее высокий уровень эффективности обычно достигается только после адаптации на проекте. Сроки погружения могут составлять от одного до 3 месяцев, в зависимости от сложности проекта и его состояния на старте.

Стоимость услуг – по запросу

На рынке QA в России выделяются те IT-компании, которые имеют наибольшие человеческие ресурсы и опыт тестирования крупных систем. Как правило, они либо не публикуют стоимость своих услуг на сайте, либо указывают только расценки на экспресс-аудиты (например, от 100 тысяч рублей).

Исходя из нашего опыта, средняя стоимость услуг тестирования и QA на аутсорсинге – от 800 до 2500 рублей за час работы специалиста. Но одни компании занимаются только тестированием, а другие – комплексно обеспечивают качество.

Сравнивая компании между собой, выясните состав услуг и какой именно сервис предоставляет компания, поскольку ценность сотрудничества может быть разной. Задачи тестирования и обеспечения качества тесно связаны. Бывает, что тестировщики называют себя QA-специалистами – и наоборот. Разница между ними следующая:

Задача тестировщика – дать оценку состояния продукта на текущий момент, сравнить ожидаемый результат с фактическим. Однако, как правило, тестировщик не может существенно повлиять на процессы и результаты.

QA-специалист выполняет все указанные выше задачи, а дополнительно участвует в выстраивании процессов разработки и тестирования на проекте. Он продумывает риски, формирует стратегию тестирования, подбирает наиболее подходящие инструменты, разрабатывает мероприятия по предотвращению появления багов, строит коммуникации с командой и заказчиками и в результате оказывает значительное влияние на конечное качество продукта.

Анастасия Леонтьева, Руководитель направления QA SimbirSoft

Как выбрать подрядчика

Услуги тестирования и обеспечения качества бывают необходимы всем владельцам IT-продуктов. При этом важно разобраться, как выбирать аутсорсера и на что обращать внимание.

Выбирая и сравнивая исполнителей, бизнес в первую очередь оценивает экспертизу и скорость обработки запроса. Если компания готова быстро разобраться в сути проблемы и сформировать рабочую группу – это большой плюс в глазах заказчика. В числе других важных факторов – количество специалистов, их квалификация, для каких отраслей бизнеса они выпускают продукты, насколько прозрачно выстроены процессы разработки и тестирования. Конечно, не менее важны и отзывы клиентов.

Масштабы бизнеса не играют большой роли при выборе подрядчика. Неважно, большая у вас компания или стартап со сжатым бюджетом, опытная команда QA-специалистов выстраивает единые правила работы с IT-продуктами.

Со стартапами мы советуем работать в формате MVP – минимально жизнеспособного продукта. В этом случае ПО содержит минимум функций, зато они качественно реализованы, time-to-market меньше, а владелец быстрее получает прибыль и возможность постепенно вносить улучшения. Специалисты при этом проходят все необходимые этапы работы, но в минимально необходимом объеме. Например, аналитик заменяет подробное техническое задание (ТЗ) на описание отдельных функций, а QA-специалисты составляют чек-листы вместо полного набора тест-кейсов.

Екатерина Ремизова, Руководитель Службы качества SimbirSoft

Как организовать работу команды QA

Обращаясь в IT-компанию, бизнес может использовать разные модели сотрудничества. Исходя из нашего опыта разработки и тестирования, мы в SimbirSoft считаем наиболее эффективными следующие форматы:

1) Усиление команды

Этот способ подходит бизнесу, которому нужно усилить свою команду QA. Приглашенные эксперты работают вместе со штатными, подстраиваются под процессы разработки и тестирования. С помощью опытного аутсорсера бизнес оптимальным образом выстраивает процесс работы совместной команды. Потребность в аутсорсинге может быть как временной (например, перед релизом продукта), так и постоянной – если у заказчика не хватает QA-специалистов нужного уровня.

2) Выделенный центр тестирования

Этот вариант подходит компаниям, у которых нет своих QA-специалистов. IT-компания, как правило, подключает свою команду тестирования и обеспечения качества от трех человек во главе с QA-лидом. Это «мозг» и «руки», которые анализируют и улучшают способы разработки в компании или выстраивают их с нуля.

3) Аудит приложения или процессов

Аудит приложения – это независимая оценка состояния продукта, которая бывает необходима, например, перед релизом. При этом специалисты проверяют продукт на соответствие требованиям, оценивают его, составляют отчет с описанием дефектов и предложений по улучшению. Также компании может быть нужен аудит процессов – если штатная команда не может достичь желаемого результата, есть проблемы в организации разработки или баги на проде. Цель аудита может корректироваться в зависимости от поставленной задачи со стороны заказчика.

4) Консалтинг QA

С помощью внешней QA-команды можно решить еще одну задачу – нарастить экспертизу внутри компании заказчика. Эксперты подключаются к штатной команде, анализируют их способы работы с продуктом и определяют, что можно улучшить. Они помогают наладить процессы, обучают и контролируют команду заказчика.

Чем раньше вы подберете потенциальных исполнителей, тем больше шансов на успешное сотрудничество. Не откладывайте эти вопросы до самого релиза, иначе вы можете просто не найти команду вовремя.

Подводя итоги

Для тестирования IT-продукта и обеспечения качества одни компании обходятся собственными силами, другие пользуются услугами аутсорсинга. В этой статье мы постарались рассказать о том, в каких случаях вам подойдет аутсорсинг, как избежать типичных ошибок и какими способами можно организовать работу QA-команды.

Надеемся, что эта статья была для вас полезна!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда