Почему айтишники получают 500К в мес за 2 часа работы в день, избегая ответственности: вся боль IT-рынка в одной статье
Сколько на рынке по-настоящему крутых разработчиков, почему так сложно нанять сеньора, что бизнесу делать со всем этим и причем тут арабы.
Привет! Я основатель IT-компании Satori, мы создаем, развиваем и поддерживаем сложные проекты компаний, а еще развиваем DLH — собственную low-code платформу, которая автоматизирует сбор, обработку, хранение и использование корпоративных данных.
Как и многие собственники бизнеса, я страдаю оттого, что не могу вот так просто нанять в свою команду опытного айтишника. Мне приходится растить специалистов изнутри, а потом засекать время до того, как они катапультируются в какой-нибудь зарубежный стартап.
Я понял, почему опытные спецы так делают, и хочу обсудить с вами — что думаете на этот счет. Предлагаю обсудить потребности айтишников, их мотивацию брать ответственность за крупные задачи (или хоть за что-нибудь). Выясним, кто вообще такие эти «крутые айтишники», какие условия предлагает им рынок, и что с этим всем делать.
Алга на 5 минут чтения («Алга» по-татарски — это «вперед»).
Крутых айтишников всего сорок тысяч на всю Россию
По данным вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, в России всего 800 тысяч программистов. Надеюсь, что в это число входят специалисты, которых я перечислю ниже.
Кажется, что и для айтишников верно нормальное распределение: больше всего мидлов, меньше всего джунов и сеньоров. Но это не так.
Из-за того, что сейчас повсюду кричат про онлайн-курсы «войти в айти», джунов стало немерено. Из джунов в мидлы переходят небольшая часть. А из мидлов в сеньоры переходят избранные — у них шило в жопе, аутизм и неведомая потребность во всем разобраться.
Тогда реальное распределение, навскидку, выглядит так:
- 60% джунов,
- 30% мидлов,
- 10% сеньоров.
По моим подсчетам, сеньоров в 5–10 раз меньше, чем джунов. Но, конечно, никакой реальной статистики нет — если не согласны, велкам в комментарии :-)
При этом сеньор сеньору рознь. Крутыми я называю сеньоров в любом направлении: аналитики, тестировщики, разработчики, архитекторы, DevOps’ы. Как по мне, критерии крутости у них такие:
✅Минимум два раза от начала до конца делали enterprise-проект, выводили его в промышленную эксплуатацию (aka PROD). А потом какое-то время выгребали баги и исправляли их.
✅Работали в качестве лидов.
✅У проектов была высокая нагрузка: большое количество данных (> 100Tb основных данных), надежность не ниже 95%.
Под эти критерии не подходят:
❌Ребята, которые сделали простенькие интеграции на сайт.
❌Сеньоры, которые работали пять лет на 1-2 проектах на одном стеке технологий.
Не подходят, потому что в этом случае понадобится от трех месяцев до полугода, чтобы вкатиться в проект. Даже если ты назывался сеньором раньше, экспертности не хватит. Чтобы вырасти в эксперта, нужна усидчивость и удачные обстоятельства — редко когда эти два фактора совпадают.
Так из всех сеньоров отпадает примерно половина (мне кажется, это даже оптимистично). В итоге остается 5% от числа всех программистов — а это сорок тысяч человек на всю Россию.
Поймать таких айтишников в свою компанию невозможно из-за раздутого ФОТ крупняков
За этими сорока тысячами гонятся все вменяемые компании в России. Крупные компании готовы платить им 600-700 тысяч в месяц. Как живет такой айтишник:
😌Работает с устаревшими технологиями два-три часа в день.
😌Еще четыре часа в день тратит на «левак».
😌И еще часок на поспать после обеда.
Что предлагаете такому айтишнику вы (и мы):
🥱Взять ответственность за новый проект в качестве лида или СТО.
🥱Получить в случае успеха премию в миллион рублей.
🥱Работать с 10 джунами.
🥱Сдать проект через три месяца.
Очевидно, что специалисту проще в первом проекте. Зарплату там не снизят — главное, чтобы все работало, а бюджеты осваивались. Ответственности меньше, сроки не такие сжатые.
И компаниям это выгодно. В них всегда держат больше специалистов, чем нужно — чтобы даже если весь отдел уволился, в компании справились. К тому же, чем больше компания, тем проще выбить высокий ФОТ и нанять крутого эксперта, чтобы он помогал со сложными вопросами. А сложных вопросов не так много — сеньорам нужно два часа в день, чтобы их решить. Тем более, они просто эксперты — отчитываться не нужно, защищать что-то на комитетах тоже. Отвечай на вопросы да рисуй схемы.
Еще одна угроза — зарубежные компании
Пока крутой сеньор прикидывает, что заработает с вами за несколько месяцев лям, к нему приходят «арабы». Предлагают новый проект, в котором за те же два часа в день готовы платить $5000 в месяц. Тут айтишник думает: «Это тебе не рубли. Это никакой ответственности — будут просто приходить с вопросами. Я же эксперт, ё-моё».
Тут вы его и потеряли. А у айтишника — никакой лишней ответственности, гемора с джунами и шанса получить по шапке. А у вас — проект, который запускают без него, но за год.
Варианты решений
Не платить такие деньги ИТ-экспертам. Или платить, но за ответственность и KPI.
На данный момент это не реализуемо: крутые айтишники уже сейчас, работая из СНГ, получают по $15 000 в месяц от зарубежной компании. В России даже Сбер не может платить такие бабки.
Давать крутым айтишникам долю в бизнесе. Так у них будет хоть какая-то мотивация тратить время и брать ответственность.
Так себе идея: никакой вменяемый бизнесмен, который кровью и потом зарабатывает по 500 тысяч в месяц, не даст долю ИТ-эксперту.
Растить экспертов внутри. Как по мне, это самая здравая мысль.
Но, к сожалению, потом они уйдут в Сбер, Яндекс или МТС.
В общем, нам с нашей бутиковостью, сложной разработкой в банкинге, финтехе и государственном управлении, просто так найти крутого айтишника не светит. Будем строить «конвейер» по выращиванию спецов внутри и, скорее всего, привлекать инвестиции.
А вы как думаете поступать?
В Телеграм-канале «Бэк, дата, 2 апи» делюсь внутрянкой IT-бизнеса и наблюдениями чаще — заглядывайте туда.
Хочется выговорится, поэтому напишу коммент ниже. Дегроднул рынок в целом, во всех направлениях.
Например, мы с товарищем, работая вместе более 5 лет, немного оторвались от рынка. Работали с немцами до 2022 года и после, но уже со сложностями в оплатах и в целом охладело всё. В процессе работы удалось выработать эффективный подход (DDD, Микросервисы, Event-Driven и т.д и т.п) к разработке, который СФОКУСИРОВАН на бизнесе. Немного сложный порог входа, но в целом человекопонятный для стейкхолдеров. С этим стеком решили выйти на рынок РФ, хотя бы по сарафанке и среди тех, кто к нам приходил, мы не нашли вообще никакого понимания. Приходили амбициозные говношлёпы, кому по дешевле. Мутные чуваки из iGaming'а. Просто мимокроки.
Сейчас мы решили разделиться и выйти на рынок найма как отдельные специалисты. Я как бизнес-аналитик и пм попал в один стартап, где царит полный бардак. Стейкхолдеры крутят всех пальцем и вмешиваются в работу буквально каждого специалиста. CTO с устаревшими подходами и пониманиями, назвал чистую архитектуру — устаревшей. Ладно я хер с горы, обычный манагер. Мой товарищ фуллстек ища работу, на тех собеседованиях получал вопросы из разряда «Что такое куки»? Другие технические специалисты (CTO, Лиды) просто не понимали (-ют), когда речь заходит об архитектурных патернах, сложных инстурментах и в целом современных подходах. В текущей конторе, в которую он устроился, работая с гитом, даже пулл реквесты не делаются.
Пока мы блаженно выращивали экспертизу, работая с немцами, не заметили как выросла новая генерация HR'ов (рекрутёров). Которые стали новыми «риэлторами», только в мире айтишечки. У нас у двоих процент отказов на hh до смешного огромный. Подозреваю, что не проходим какие-то фильтры, но я не хочу заморачиваться с этим говном. Поэтому просто фигачу встречные вопросы, сразу так сказать предвкушая нового рекрутёра.
Отсюда сделал вывод, что дегроднули абсолютно все: разрабы, менджмент, стейкхолдеры, инвесторы, и перечислять можно бесконечно.
Разве что уборщица всё также превосходно выполняет свою работу. Бомбануло у меня короче)))
К сожалению, есть такие кандидаты, которые типа мидлы плюс, но не знают, что такое куки. Разговариваешь, бывает, с таким, он одно делал, другое разрабатывал, третье, куберы, докеры, микросервисы и т.д, а потом спросишь что-нибудь типа а как jwt передаёте, и тут-то всплывает, что человек не знает, что такое куки, заголовки и вообще какие бывают методы запросов. Потому что он всегда работал с какой-нибудь либой, в которой jwt это просто параметр, а как там под капотом, он не знает. Ну и нафига такой мидл?
С постом согласен.
Но нужно понимать, что пример который я привёл, это ведь часть диалога. То есть вопрос про куки прозвучал, был получен ответ. Дальше попытка найти общий язык на технические темы и абсолютная пропасть между специалистами (моим товарищем и нанимателями).
Мой посыл о том, что вроде ждёшь от специалистов на рынке зрелости, самое главное понимания и адекватности. Но всем как будто бы плевать. Плевать на современные подходы и инструменты, практики, люди конференции пилят, стараешься быть в авангарде, но не терять связь с бизнесом, потому что всё для него вообще-то.
Только самый-самый крупняк (x5, Евраз, Тинькофф и т.п.) задумывается об этом. Да оно и понятно, это же экономит огромные деньги. Когда денег нет, то и экономить нечего выходит :)
Почему бы не продолжать работать дальше на иностранном рынке? Зачем это все?
Да мы дураки, за именем не следили и не формировали его. По сути ситуативная сарафанка получилась, которая сдулась в итоге
¯\_(ツ)_/¯
Мне кажется лучше продолжать там дальше, учтя ошибки, при этом не выбиваясь из современных наработок.
В любом случае удачи на выбранном пути.
Вот я читаю здесь критерии отбора наших стартаперов и компаний, и понимаю, что таким маразматическим нормам даже пытаться соответствовать нет смысла. Пусть найдут себе «специалистов» по свой картине мира, и делают дальше свой говно-продукт. Борятся с логичной (но только не для них) текучкой кадров, и тд.
Требований неадекватных много, критерии отбора далеки от нужных для выполнения поставленной задачи, а оплата всего этого абсолютно не конкурентноспособна.
Ну и да и нет. Потому что рынок, то есть и вот он, и никуда не денется. Нужно как-то переучивать или встраиваться, у меня здесь ответа нет.
Пусть найдут себе «специалистов» по свой картине мира, и делают дальше свой говно-продукт. Борятся с логичной (но только не для них) текучкой кадров, и тд.Да, но тут скажу прозаично: «кушать то хочется» и время идёт.
- - -
В целом то я согласен, но чё делать ваще хз.
Свой продукт делать, ну или хотя бы работать в компании с привычным видением, в вашем случае в иностранной.
Если из компаний в России выбирать, то к сожалению получается либо только в крупных, либо долго и больно искать адекватных мелких.
Хотя в такие легче попасть если начать делать что-то свое, хотя бы на уровне фриланса. То есть в обход стандартного HR процесса.