Почему лидер точно будет совершать ошибки, но это нормально

Это третье интервью нашего мини-проекта «Беседы о лидерстве». Вот первое и второе. Оно будет полезно и тем, кто даже не представляет, что может оказаться на первых ролях.

Познакомьтесь с Еленой Хасановой — наставником на курсе «Инженер по тестированию». Она была тимлидом по тестированию и заместителем директора компании по аутсорсу тестирования, а также продакт-менеджером. Сейчас запускает пет-проекты, выступает как ментор по тестированию, консультант по карьере и построению процессов на проектах.

Елена Хасанова
наставник на курсе «Инженер по тестированию» в Яндекс Практикуме

— Почему интересно или полезно быть лидером?

— Интересно создавать команду людей, с которыми у вас схожие цели и есть возможность производить какой-то важный и полезный продукт. Интересно расширять кругозор, узнавать другие взгляды и мнения — люди делятся своим опытом, которого, возможно, у вас нет, также анализ ситуации с разных сторон часто даёт новые пути решения.

— Можно ли быть лидером в команде, где вы не являетесь главным?

— Да, конечно. Если вы не стремитесь быть именно руководителем, но обладаете знаниями и опытом, то всегда можно ими делится, быть техническим лидом. Для меня лидерство — это скорее не про личную власть, а про то, чтобы вести за собой, помогать, делиться опытом или знаниями, про уважение и некую заботу о людях.

— Что значит «вести себя как лидер»?

— Например, как лидер реагирует на конфликт или проблему: спокойно делает анализ текущей ситуации, а не ищет виноватых. Если это конфликт, то надо поговорить со всеми сторонами конфликта, расспросить их о причинах — ясно, по существу проблемы, спокойно, без оскорблений, переходов на личности и манипуляций чувством вины. Если это проблема, то требуется анализ ситуации, определение причин и «масштаба бедствия». И уже потом планирование каких-то действий, расчёт рисков и т. д. При этом лидер всегда чётко и ясно обосновывает свои решения. Это помогает привлечь сотрудников в качестве сторонников.

— Как лидер дает обратную связь?

— Хвалит за какие-то достижения, успехи, обращает внимание на дальнейшие точки роста. Если есть какие-то проблемы, то нужно описать их, обсудить причины и варианты решения. Главное, дать сотруднику мотивацию для дальнейшего развития. Люблю руководителей, которые никогда не повышают голос, не оскорбляют, не переходят на личности, — это качества настоящих лидеров.

— Расскажите, а как вы сами действуете в качестве лидера?

— Мне кажется, что тяжело и неправильно руководить только одним стилем. Лидер должен быть гибким. Мой стиль зависит от множества нюансов, — если команда зрелая, самостоятельная, то я выбираю скорее либеральный. Если команда не совсем самостоятельная, то я буду действовать демократично. А если команда совсем молодая или ситуация критичная, то я скорее стану авторитарной. Но во всех случаях я много обучаю, рассказываю, объясняю, если в моменте не получается, то после, в спокойном режиме, я всё-таки стараюсь это сделать. Я наблюдаю за каждым в команде, стараюсь выявить сильные стороны — и мы вместе обсуждаем, как их можно развить. Например, один сотрудник очень хорошо систематизировал информацию и рисовал прекрасные схемы, диаграммы, ему нравилось это делать. И я дала ему спецзадание по проекту, которое он выполнил, представил команде и получил много положительных отзывов.

— У вас есть ещё такие кейсы?

— Конечно, я же, как говорят друзья и коллеги, училка до мозга костей — с детства хотела быть учителем, работала педагогом более 10 лет и с первых шагов в IT постоянно кого-то обучаю. Мое первое мероприятие — семинар на тему мотивации/стимуляции. Поэтому у меня было много случаев, когда я как руководитель видела в своих подчинённых задатки лидера и предлагала ребятам такой путь развития. При этом многие даже не задумывались об этом — не верили, не видели своего влияния на людей.

Вспоминаю первый случай — я тогда занимала позицию проджект-менеджера, у меня в одной команде был разработчик. Очень умный парень и очень спокойный, немного интроверт, я заметила, что к нему приходят за советом даже более опытные разработчики. При обсуждениях он всегда внимательно выслушивал всех, анализировал и мог привести решение, которое устраивало большинство. Его уважали, к его мнению прислушивались. Я предложила ему попробовать себя в качестве техлида, он сомневался, не верил, что это возможно. Но в итоге, по истечении нескольких лет, стал техлидом (архитектором), ему нравится. Кстати, я сейчас в Яндекс Практикуме предложила одну студентку в качестве лида — уже работает, вроде справляется, ей нравится.

— Посоветуйте, с чего начать путь к лидерству?

— Я предлагаю — с малого, например, принять под своё крыло новичка, затем уже двух-трех, а после можно попробовать себя в качестве лида команды. Или потренируйтесь на нерабочих активностях — возьмите ответственность за какое-то мероприятие, подготовьте семинар или вебинар и т. д. Всё это лучше делать под патронажем более опытного сотрудника. Также можно попробовать участие в различных хакатонах, и, конечно, полезно читать информацию в интернете для руководителей и лидов, в особенности про назначение задач / контроль в зависимости от психотипа сотрудника и т. д.

— Что ещё важного нужно сказать про лидерство, о чём обычно забывают?

— Есть люди, которые не уверены в себе, сомневаются, боятся брать на себя ответственность. Особенно если они один раз попробовали, ошиблись, а их не поддержали и даже, наоборот, унизили. Но мы всегда делаем ошибки. ВСЕ и ВСЕГДА. Такова жизнь. Не ошибается тот, кто не работает. Меня, например, ошибки только злят и заводят. Здорово, если рядом будет хороший лидер, коллега или наставник, кто поддержит, поможет разобрать ситуацию и подскажет варианты решений. Сейчас наставничество очень развито, можно дать пост в специализированных каналах или на платформах для поиска менторов и найти таких людей.

В Яндекс Практикуме для экспертов открыта бесплатная Школа наставников и есть много возможностей, как советует Елена, «взять под крыло новичка». Присоединяйтесь!

0
1 комментарий
Андрей Самойлов

На самом деле, увлекательно узнавать о том, как Елена Хасанова реагирует на конфликты и проблемы в команде

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда