Карьера
HackerU HackerU
425

9 ошибок из-за которых вы не можете найти работу в ИТ, и они не связаны с вашим профессионализмом

Асель Дегтярева, директор по персоналу международной школы ИТ и кибербезопасности HackerU в России, создала на базе школы карьерный сервис для выпускников, начинающих карьеру в ИТ. Она разобрала самые распространенные ошибки, которые совершают те, кто ищет свою первую работу в IT и рассказала, как их избежать. Этот материал будет полезен тем, кто недавно пришел в отрасль и хочет понять, как думает HR.

В закладки

Моя работа связана с тем, чтобы находить подходящие компании для кандидатов и подходящих кандидатов для компаний, работающих в сфере ИТ. Уже 20 лет я провожу собеседования, консультирую работодателей и соискателей и выстраиваю коммуникации между ними.

Я подбирала IT команды для крупных компаний, работающих в сфере информационных технологий, металлургическом сегменте, сфере обращения с отходами и, конечно, для партнеров HackerU — МТС, Альфа-Банка, Лиги цифровой экономики и многих других.

За это время я обнаружила, что 80% начинающих специалистов, которые подходят компаниям, остаются без оффера. И главное — по причинам, совершенно не связанным с их компетенциями. Чтобы решить эту проблему мы в HackerU создали Карьерный сервис, в рамках которого помогаем правильно оформить резюме и тренируем выпускников правильно проходить собеседование.

Вот основные этапы, на которых может “провалиться” начинающий специалист:

Резюме

Этот документ ломает многие карьеры на взлете, из-за нескольких очень простых вещей.

Во-первых, забудьте про одно резюме на все случаи жизни. Старайтесь понять, чего хочет каждая конкретная компания, куда вы подаетесь и кастомизируйте его под конкретную вакансию и позицию.

Во-вторых, большинство соискателей почему-то не ставит в резюме фотографию. И совершенно напрасно. Рекрутеры каждый день просматривают сотни резюме. Фотография — это способ привлечь их внимание именно к вашему. И, конечно, фотография должна быть не на фоне гор, достопримечательностей или увеселительного заведения. Лучше всего выбрать снимок на светлом фоне по плечи, в кэжуал или деловой одежде.

В-третьих, практически никто не указывает результаты своей деятельности на предыдущих местах работы. Понятно, что вы решили сменить сферу и считаете, что все, чтобы было в прошлом, должно остаться в прошлом. Вот только работодатели ищут специалистов, готовых работать на результат. Правильно показанные результаты предыдущей работы, даже если это была стажировка или студенческая активность, помогут вам кастомизировать резюме.

Если у вас уже есть какой-то опыт в отрасли, и работодатель увидит в вашем резюме реализованные проекты, под которые он сейчас ищет себе человека, - это будет большим плюсом.

Если релевантного опыта совсем нет, через резюме нужно показать аналогию со схожими проектами. Или хотя бы ориентированность на конечный результат, а не на сам процесс.

Например, если мы говорим про позицию тестировщика, результатом может быть: “Нашел столько-то багов”, или “Написал код за такое-то время”.

Или “Этот код позволил сократить издержки компании на Х% или привел к тому-то и тому-то”. Вот это важно указать. Это лучшим образом раскрывает кандидата.

Последняя часто встречающаяся ошибка в резюме, из-за которой вас могут не пригласить на собеседование — отсутствие данных о сфере деятельности компаний, в которых работали. А ведь для новичка — это возможность показать, что вы знаете отрасль. Эйчару некогда сидеть и гуглить все названия. И ООО “Ромашка”, например, вообще ни о чем не скажет. Поэтому просто описав, чем занимались компании, в которых вы работали раньше, вы можете привлечь внимание и получить приглашение на собеседование.

Сопроводительное письмо

Обязательно должно быть. Именно оно мотивирует работодателя пригласить кандидата на собеседование. Большинство кандидатов почему-то пишут в письме о себе и своих достоинствах. А нужно - о том, чем вы можете быть полезны потенциальному работодателю, какие из задач, под которые он ищет человека, вы сможете решить.

“Прошу рассмотреть мое резюме” - это не сопроводительное письмо.

Вот пример хорошего сопроводительного письма:

Добрый день.

Меня заинтересовала позиция "специалист по анализу уязвимостей", размещенная на сайте www.имясайта.ru

Я имею опыт работы системным администратором N лет, за это время решал вопросы по защите сетей, работал с таким-то оборудованием, столько-то серверов, ОС Windows, Linux. Нашел и устранил критические уязвимости в корпоративной сетевой инфраструктуре, Настроил политику безопасности согласно требованиям ИБ .

Более подробно о моих навыках и реализованных проектах можно посмотреть в прилагаемом резюме.

Буду рад встрече и готов более подробно ответить на возможные вопросы

Иванов Иван Иванович, +7 ХХХ ХХ ХХ.

Собеседование

Собеседование состоит как минимум из общения с HR-менеджером и техническим директором. И если второй оценивает ваши Hard skills и умение находить решение задач, то первый - ваши soft skills и мотивацию.

Именно собеседование с HR — это возможность получить первую работу для новичков, которые еще не могут предъявить много проектов и hard-skills. И именно на нем проваливается абсолютное большинство.

Первая типичная ошибка — приходить на собеседование неподготовленным. Если вы хотите получить работу, нужно собрать информацию о сфере деятельности компании и задачах, которые сейчас перед ней стоят, а также о том, какие функции необходимо будет выполнять новому сотруднику. Обычно это понятно уже из описания вакансии.

Когда мы отправляем наших слушателей в компании партнеров, всегда рассказываем, куда они идут, что компания ждет от кандидата, какие ключевые требования. А еще учим наших кандидатов учитывать пожелания работодателей при общении.

Например, один из наших заказчиков не предъявлял высоких требований к hard-skills. Нужны были базовые знания SQL и Python. Очень важна была ориентация соискателей на бизнес-результаты, даже на junior-позициях. Проговорив со слушателями школы, которых мы отправили на эту позицию, что в данном случае подразумевалось под ориентацией на бизнес-результат и как правильно эту компетенцию демонстрировать в своих ответах, мы за несколько дней закрыли вакансию. Эти сотрудники успешно работают в компании по настоящее время.

Вторая проблема — внешний вид.

Как ни странно об этом напоминать, человек должен быть опрятно одет. В идеале, когда вам звонит эйчар и приглашает на собеседование, вам стоит поинтересоваться какой дресс-код принят в компании. Среди разработчиков это, несомненно, не так важно, как среди представительских функций продавцов. Но уточнить правила компании будет нелишним.

Костюм надевать не нужно. Но вынуть тоннели из ушей, надеть рубашку с длинным рукавом и поло, джинсы или брюки однозначно стоит. Смешные вещи, футболки с “оригинальными” надписями, спортивные костюмы - лучше оставить на потом. Особенно, если вы претендуете на позицию, например, в информационной безопасности, или просто идете в крупную компанию. Ваш внешний вид должен быть вашим помощником в достижении цели. Используйте этот инструмент.

Если вы опаздываете

Если вы по каким-то причинам опаздываете - предупредите об этом того, с кем договаривались о собеседовании или перенесите встречу. В жизни все случается, но потенциальный сотрудник, который не может прийти вовремя даже на собеседование, скорее всего получит отказ.

Каверзные вопросы

Эйчары и технические директора часто задают каверзные вопросы, на которые у вас может не быть ответа. Эйчары могут спрашивать о личном, тимлиды - предлагать решить какие-то задачи, с которыми вам придется столкнуться на первых порах.

Таких вопросов не стоит бояться, даже если опыта у вас совсем нет. Для вас это возможность продемонстрировать ваше умение думать и решать сложные, непонятные кейсы.

Когда вам задали каверзный вопрос, важно не теряться и открыто сказать, что вам нужно время его обдумать. Если не можете сразу что-то придумать, можно прямо об этом сказать. И порассуждать, как можно решить задачу. Это позволит показать логику мышления, то, как вы думаете и принимаете решения.

На моей практике клиенты - наши партнеры - могут давать логические задачки, не имеющие никакого отношения к той работе, на которую вы себя пробуете. Но, например, если вы претендуете на позицию системного аналитика, то умение выстраивать логические связи - крайне важно. Да и в принципе, логика в бизнесе и в программировании, она очень востребована. Поэтому решая задачу от технического директора, например, как перелить жидкость из одного стакана в другой за несколько действий, вы показываете как раз уровень своей логики. И очень важно не бояться этих задач.

Что касается сложных вопросов от эйчара, они, конечно, будут касаться образования, выбора профессии, причин, по которым вы меняете карьерную траекторию. На некоторые из них вам может быть некомфортно отвечать. Ведь кажется, что это - очень общие вопросы, не несущие никакой важной информации, относящейся к вашему трудоустройству.

На самом деле эйчар из ваших ответов может вытащить очень многое. То, о чем вы сами открыто вряд ли скажете.

Например, человек рассказывает: “Я отучился в вузе на одном курсе, потом бросил, пошел учиться в другой вуз на другую специальность, потом нашел себя в программировании и вот уже год работаю или учусь на программиста”.

Эйчар скорее всего здесь сделает следующий вывод: "Да, безусловно, человек в поиске себя. Нет гарантии, что через год он бросит программирование. Потому что это - тоже не его".

Вывод - нестабильный кандидат. Дальше на собеседования в эту компанию его не позовут.

Поэтому к таким вопросам стоит готовиться заранее. Если вы резко меняли направления работы или учебы - объясните почему, покажите результаты, расскажите о долгосрочных планах. Это поможет развеять сомнения эйчара и пройти на следующий этап.

Наконец, и у эйчаров и у технических директоров и тимлидов есть кое что общее. Все всегда спрашивают, чем вы занимались. Это не страшно. Даже если у вас еще нет релевантного опыта и вы пока учитесь, можно рассказать о том, что было на практических заданиях. Именно поэтому важно учиться у практиков и изучить максимум кейсов.

При собеседовании на Junior-позицию понятно, что спрашивают в основном теорию, знаете ли вы тот или иной инструмент. А если не знаете, то что будете делать. Именно этот момент - один из решающих при приеме на работу на стартовые позиции. Поэтому за время собеседования знание теории несколько раз завуалированно проверяют.

Если у вас уже есть какой-то опыт работы - всегда пройдутся по нему. Спросят, какие навыки вы использовали, на каких стеках работали, почему использовали тот или иной инструмент...

Что важно?

Важно не теряться, внимательно слушать. Если вам необходимы для решения той или иной задачи лист бумаги, ручка, порисовать, - нужно не стесняться это спрашивать. Понятно, что интервью - ситуация стрессовая. И в этот момент нужно показывать владение какими-то навыками и готовность их осваивать. Именно такой подход мы тренируем у наших слушателей. И видим результат.

Ведь при собеседовании на junior-позицию первое, что оценивают работодатели - это soft-skills. Никто не ждет от новичка прокачанных hard-skills. А вот умение компенсировать их личностными качествами и ориентация на результат - залог успешного трудоустройства.

Зачастую работодатели принимают решение, что да, не хватает хардов, но у него такая ориентация на результат, которая подкупает. Такого кандидата берут.

И конечно, еще раз напомню - важна качественная “упаковка”. Понятные достижения и навыки в резюме, внушающее доверие сопроводительное письмо, внешний вид и умение грамотно подать себя.

Зачастую, сами соискатели не видят своих “изюминок” и сильных качеств, поэтому не умеют их правильно подавать. “Продать” себя на собеседовании. Хорошая новость в том, что этому можно научиться.

Главное - начать над этим работать.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "HackerU HackerU", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": -7, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 112871, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 17 Mar 2020 11:34:49 +0300", "is_special": false }
0
3 комментария
Популярные
По порядку
2

второй оценивает ваши Hard skills и умение находить решение задач, то первый - ваши soft skills и мотивацию

Наверно, в компаниях, где три человека делают работу одного специалиста, оценивают hard-skills, а в компаниях, где нужно решать задачи, оценивают компетентность кандидата, задавая конкретные вопросы, касающиеся проекта + погружают частично в проект ещё на этапе собеседования.

Всю статью можно было уместить в пару предложений: выглядите опрятно, не опаздывайте, резюме пишите под конкретную вакансию, указывайте конкретные результаты вашей работы на предыдущих местах.

Ответить
0

Максим, вы про позиции джуна сейчас говорите?

Ответить
0

У меня так из IT не получается уйти, так как HR не понимает, что множество технических навыков требуются на смежных специальностях. Но тут не об этом

Что касается о результатах(проектах) - привет NDA, какие такие результаты в резюме. Делайте тесты нормальные.

Как бы так по мягче. Статья прекрасная. Но последний раз когда я пытался устроится на работу и отказывался работать в компании, потому что она мне не подходить, люди в компании не подходят тому окружению в котором мне было бы комфортно.

Не в коем случае, НИКОГДА, не устраивайтесь на работу там где вас не воспринимают. Какой такой дресс-код. Именно по этому лучшие остаются на фрилансе либо делают свою команду, так как стак в воркспейс всегда похожи. - Это мое мнение как работодателя.

Нужно соответствовать личности-должности на которую человек приходит. Если это Разраб или ITшник, это часто люди неформальные, заставлять людей переодеваться нельзя. Пыль в глаза онли, хотя в текущем корпоративном мир, всем пофиг, кто и как выглядит главное соблюдать нормы "броскости" и не доставлять дискомфорт окружающим и окружающие не должны тебя раздражать.

Ответить

Прямой эфир