{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Шесть маленьких советов по рабочей переписке

Окей, все уходят на удаленку. Теперь придется больше писать и читать. Давайте научимся делать это полезнее.

Все проблемы в коммуникациях — это микс асимметрии информации и обманутых ожиданий. Разность в знаниях и ожиданиях увеличивается, когда вместо курилки проект приходится обсуждать в Zoom, а эмоции считывать не по лицу, а по расшифровке стикеров и эмодзи.

Работать с одним информационным обвесом и сближать картину мира на удаленке помогают скайп-коллы, но основное общение все-таки происходит буквами — в чатах, системе документооборота, Trello. С письменной коммуникацией две проблемы: мысли просто формулируются хуже, а при чтении слишком большой простор для интерпретации. Я редактор в контент-бюро «Хорошая история» и могу подсказать, как это исправить.

В целом выстроенные процессы, мотивация, уважение к текущим делам собеседника, созвоны по важным вопросам, фиксация договоренностей и прочее, что обсуждали на vc вчера — по умолчанию.

Больше контекста

Ключевой принцип — не просто швырнуть задачей, тезисом, просьбой или замечанием, а раскрыть его. Сделайте так, чтобы за деревом «Серега, срочно надо макет!» был виден лес всей важности задачи.

Ваши друзья — слова «чтобы» и «поэтому», но следите за причинно-следственной связью.

«Пожалуйста, внеси правки в договор сегодня» —> «Сможешь поправить договор сегодня, чтобы клиент посмотрел и подписал его до отпуска?»

«Где твой модуль, почему так долго?» —> «Ночной Волк, на Землю снова напали киборги из внешнего мира, поэтому запускаемся, как только будет готов твой модуль. Сколько времени тебе еще нужно?»

Больше объяснений

Объяснение — это упаковка идеи. Чем понятнее показать идею, тем меньше вопросов будет по ее исполнению. Особенно в условиях, когда ты сидишь в пяти метрах от холодильника.

Задачу в письменной коммуникации надо не просто ставить, а объяснять. Например, прописать ожидаемые действия, и всем сразу станет легче.

«Серега, клиент просит написать текст про фискальные накопители» —> «Серега, клиент хочет текст про фискальные накопители. Сможешь с ним созвониться и понять, нужно ли его писать? Если тема норм, работаем как обычно: тезисы-структура-черновик»

Не стесняйтесь уточнять

Если считаете, что криво сформулировали мысль, дайте контекста: объясните, зачем вы это написали и прямо напишите «как-то криво сформулировал, если что-то непонятно, спроси, я дополню».

Если читаете и не врубаетесь в то, что написано, уточните. Фраза «Я че-то не догоняю, а объясни, как ...» избавит от сотен недопониманий.

Обозначайте загвоздки, подводные камни и багаж

Детали, детальки и деталюшечки проектов могут казаться мелкими только вам. Для директора фраза «нет в кривых» не значит ничего, для дизайнера — два лишних часа на прорисовку логотипа.

Это касается не только постановки задач, но и других моментов в переписке, особенно когда в диалоге двух появляется дух третьего, и все превращается в испорченный телефон.

— Слушай, когда мы обсуждали проект, Сергей Иванович говорил что-то там про …

— #$@*!

Все, что может как-то повлиять на проект, должно быть написано. Даже если вы думаете, что это к нему никак не относится.

Больше предсказуемости

Две галочки в телеграме — это не показатель. Ни того, что «ну я же написал», ни «ок, принято».

Когда вы ставите задачу письменно, вы не можете поиграть в доктора Лайтмана: скепсиса, пренебрежения и отвращения на лице не видно. Поэтому если от вас ждут какого-то ответа — дайте его, каким бы этот ответ ни был. Описывайте свои действия и планы, не пожалейте пары лишних предложений.

Не манипулируйте

Вы хоть раз слышали или произносили вслух фразу «заранее спасибо»? Не превращайтесь в бюрократа в деловой переписке.

Контекст — это не манипуляция. Сравните.

«Коллеги, у нас в три часа созвон с клиентом. Я верю в ваш профессионализм, пожалуйста, подготовьте...» — манипуляция.

«Ребят, у кого-нибудь есть свободных полчаса? Созваниваюсь с клиентом в три, а показывать нечего: планировали подготовить презентацию вчера, но мы упоролись с отчетами. Может кто подсобить? С меня шоколадка» — манипуляция только с шоколадками.

Вот шесть, с виду простых пункта, помогут поддерживать нормальные отношения в компании, избегать разночтений и испорченного телефона. Если уходить глубже, читайте «Новые правила деловой переписки» от Ильяхова и Сарычевой и «Искусство объяснять» Ли ЛеФевера.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда