Конфликты в команде: почему они полезны и как с ними справляться

Привет! Я – Ольга Ладошкина, эксперт в сфере управленческого коучинга, тренер по soft skills и наставник в Яндекс Практикуме на курсе по управлению командой. Ещё я веду тг-канал для руководителей Лидерская кухня.

Сегодня поделюсь, как решать конструктивные конфликты и избегать деструктивных — на примерах из личной практики.

Нет команды, в которой не происходят конфликты. Даже в самых дружных и сплочённых коллективах происходят конфликтные ситуации. Потому что конфликт — это обратная связь по отношению к нашим действиям.

Конфликт — это нормальное состояние общества. В любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации.

Люди не могут быть согласны друг с другом всё время. Могут не совпадать взгляды, интересы, ценности и позиции по решениям задач на работе. Разберёмся, с какими видами конфликта сталкиваются руководители — начинающие и опытные.

Чем больше людей в команде, тем больше шансов, что между ними будет возникать напряжение. Это нормальная часть совместной работы. Если знать, где возможны «поломки», проще предотвратить или конструктивно урегулировать конфликт.

Конфликт — это ситуация, когда две или более стороны имеют противоположные интересы, цели, потребности или взгляды, которые приводят к противоречиям в разной форме.

Моя гипотеза: если в команде нет конфликтов, это признак отсутствия движения и развития, начинается стагнация или даже деградация.

Речь, конечно, о конструктивных конфликтах, которые делают команду сильнее, а не разрушают её. С такими конфликтами можно работать, как это делают, к примеру, в Apple:

📍В Apple часто возникают дискуссии о стратегиях продуктового развития или дизайна. Например, известно о противоречиях между дизайнерами и инженерами относительно формы и функции устройств. Иногда это замедляет процессы, но компания сформировала культуру сотрудничества — так команды преодолевают разногласия и учатся вести конструктивные дискуссии. Культура открытости помогает поддерживать качество продуктов и создавать новые решения.

А что с деструктивными конфликтами?

Конфликты бывают здоровыми и не очень.

В деструктивном конфликте стороны сфокусированы на собственных целях и интересах и играют в игру с нулевой суммой. То есть хотят отстоять свою позицию за счёт поражения позиции другого. Такому конфликту нередко сопутствует токсичная коммуникация — повышенные тона, переход на личности и манипуляции.

Здоровый конфликт

Главное отличие конструктивного конфликта — заинтересованность сторон в том, чтобы найти решение, и готовность к уважительному диалогу. При таком подходе команда развивается, увеличивая прибыль или улучшая качество продуктов компании.

Чтобы понять, какой перед вами конфликт, задайте два вопроса:

  • Этот конфликт разрушает или развивает команду?
  • Этот конфликт делает меня сильнее или слабее?

Так вы поможете себе и участникам перейти от деструктивного к конструктивному конфликту.

Пример 1: Запуск продукта и рекламные интеграции

На встрече команды решили отложить запуск продукта на две недели, чтобы дать тестировщикам и разработчикам больше времени на отладку. Маркетолог негодует, потому что он уже запланировал рекламные интеграции и придётся все передвигать. Конфликт. Хоть и не из злого умысла.

Почему вообще так вышло?

Действия или бездействия, которые привели к конфликту:

  • Отсутствие коммуникации

Руководитель не обсудил перенос запуска продукта с маркетологом заранее, не объяснил причины. Это вызвало чувство обесценивания у маркетолога и усилило негативное восприятие события.

  • Недостаточное понимание ситуации

Маркетолог мог не полностью понимать причины переноса запуска. В его мире важнее запустить кампанию без потерь бюджета.

  • Конфликт интересов

Каждый пытался удовлетворить только свои интересы, не учитывая общую цель и интересы другой стороны.

Решение требует открытой и эффективной коммуникации между участниками команды, а также взаимопонимания и уважения интересов каждой стороны.

Пример 2: Разработка на костылях или новая фича

Менеджер продукта торопит команду разработки с релизом новых функций. Команда против неоптимальных решений и сопротивляется срокам. Чем ближе дата релиза, тем жарче споры, иногда это выливается в открытый конфликт.

Пример 3: Жалобы и оскорбления

После релиза начали падать жалобы от пользователей: не работает авторизация. На встрече с обсуждением ситуации тестировщик и разработчик перешли к взаимным обвинениям. Выяснилось, что разработчик криворукий, а тестировщик — слепой. Конфликт.

Эти два примера говорят о деструктивном конфликте. Команды сталкиваются с конфликтогенами — вербальными или невербальными элементами общения, которые ущемляют интересы и достоинство оппонентов.

Например:

  • «почему ты не…»
  • непрошеные советы
  • оценочные суждения
  • обвинения: «это всё ты испортил», «всё из-за вас» и подобные
  • обобщения, глобальные выводы из единичных случаев — слова, выражающие категоричность: «всегда», «ни за что», «никто» и подобные
  • приказы, слова-долженствования: «вы обязаны», «ты должен» и подобные
  • переход на личности и оскорбления
  • повышение голоса

По мнению экспертов Гарвардской школы переговоров (Harvard Negotiation Project), деструктивный конфликт — это ситуация, в которой стороны остаются на уровне позиций и не переходят на уровень интересов.

Позиция — это действие, решение, конкретный способ выполнения задачи. Позиция часто формулируется как «надо сделать вот так» или «правильно будет сделать вот так». Интерес — это то, зачем вам нужно реализовать эту идею или предложение. Это ваши потребности, желания, цели.

Чтобы перейти на уровень интересов, ответьте на вопросы:

  • Зачем мне это нужно?
  • Почему мне это важно?
  • Что мне даст реализация этой идеи, этого предложения?
  • Какой результат я хочу получить?
  • Каких моих целей и задач это поможет достичь?

Эти же вопросы задайте оппоненту — так вы снизите градус конфликта и сможете перейти на конструктивный уровень.

Как это происходит на практике

Чтобы перейти в конструктивное русло, попробуйте определить уровень коммуникации, на котором произошел конфликт: руководитель—сотрудник, сотрудник—сотрудник или руководитель—руководитель. Разный уровень говорит о разных масштабах проблемы, подводит к тому, с какой стороны её нужно решать. Разберем на примерах:

Часто руководители избегают или игнорируют конфликты, даже когда они о них знают.

Как не надо поступать в случае конфликта:

Избегать общения, бояться быть неудобным, осуждённым или непонятым.

Такие страхи могут быть связаны с неуверенностью в себе. Например, специалист становится руководителем, но это не делает его уверенным лидером. Невозможно стать для команды авторитетом и человеком, за которым хочется идти, сразу получив повышение. Тут нужны софтскилы, многие из которых направлены на повышение уверенности в себе и формирование доверия в команде.

На курсе «Управление командой» я и другие эксперты обучаем руководителей навыкам, которые помогают поддерживать атмосферу открытости, вовремя замечать конфликты и конструктивно их решать.

Техники, которые помогают справляться с конфликтами

Когнитивные искажения часто приводят к конфликтным ситуациям. Поэтому в первую очередь важно работать со своими реакциями и предубеждениями.

Например, если вы опаздываете на работу, то скорее всего виноваты будут пробки, очередь в метро и плохая погода; если опаздывает ваш коллега, то он, по вашему мнению, просто безответственный растяпа, который мало того что не смог лечь спать вовремя, так ещё и будильник не завел.

Для большинства конфликтов характерно предубеждение в пользу самих себя. Человек фильтрует информацию и интерпретирует её так, чтобы она соответствовала его предубеждениям.

Чтобы научиться распознавать у себя искажения и снизить их влияние, нужно — как бы мы ни устали от этого слова — тренировать осознанность.

💡Прокачивайте эмоциональную зрелость и критическое мышление.

Работайте со своими убеждениями и установками.

Практикуйте медитации, дыхательные практики, работайте с коучем, психологом, рефлексируйте.

Учитесь отслеживать свои реакции и эмоции, наблюдать за ними со стороны и не вовлекаться.

Как руководителю решать конфликты в команде

Цель руководителя — решить конфликт так, чтобы команда продолжала приносить результаты и не теряла фокус с задач. Не просто вариант, который всех устраивает, а эффективное решение.

  • Проанализируйте ситуацию, чтобы определить причины конфликта.
  • Сформулируйте суть конфликта и обозначьте общий интерес, к которому будете возвращаться в течение разговора.
  • Аргументируйте свою позицию, с уважением к членам команды и готовностью выслушать.
  • Предложите собеседникам сделать то же самое — выслушайте их точку зрения.
  • Обсудите и сформулируйте общее взаимовыгодное решение. Фокус должен быть на общей цели, а не преследовании личных интересов.
  • Зафиксируйте договоренности — запишите тезисно результаты встречи и сохраните их. Даже если это была беседа один на один, важно убедиться, что оба участника одинаково интерпретировали результаты встречи.

❗Не принимайте ничью сторону, будьте максимально нейтральными и модерируйте общение. Пусть каждый обозначит свою позицию, при необходимости возвращайтесь к правилам коммуникации и поставленным границам.

Есть отдельная роль — медиатор, независимый участник, который помогает сторонам решить конфликт. Алгоритм решения остается тем же, но медиаторам нужно потратить чуть больше времени на подготовку — изучить позицию обеих сторон и детали конфликтной точки. Этот этап нужен для объективного восприятия ситуации.

Медиатор озвучивает варианты решения и в процессе уточняет у участников, насколько им это подходит. Так можно прийти к договорённости, которая устроит обе стороны.

Задача руководителя — привести сотрудников не к любому решению, которое устроит все стороны, а к тому, которое повысит эффективность команды и наладит процессы.

Не во все конфликты стоит вмешиваться руководителю

Иногда руководителю вовлекаться не нужно — если это просто здоровое противостояние интересов сотрудников. Например, спор о том, где расположить кнопку изменения способа оплаты в приложении. Скорее всего, команда оценит аргументы друг друга и придёт к оптимальному решению.

Если сотрудник напрямую обратился к вам за помощью, важно понять, почему он это сделал, оценить ситуацию. Не бежать спасать, а помочь самостоятельно решить.

Если сотрудник регулярно приходит к вам с жалобами на остальных, то это, возможно, уже вопрос к сотруднику. Стоит организовать с ним встречу 1:1 и попытаться выяснить, в чём дело.

Заключение

  • Мы привыкли думать, что если позиция другой стороны противоположна нашей, наши интересы не могут совпадать. Однако на уровне интересов, вероятно, есть хотя бы небольшое, но пересечение, и тогда конфликт легче будет вести по конструктивному пути.
  • Несовпадение ожиданий и реальности — это основная причина конфликтов. Когда ожидания относительно ситуации, других людей или себя не совпадают с реальностью, это может привести к разочарованию и недовольству.
  • Навык эффективных коммуникаций и умение прояснять позиции сторон снижают риск конфликтов и приводят к более эффективному их разрешению.
  • Важно работать со своими реакциями и предубеждениями, чтобы снизить влияние когнитивных искажений.
  • У всех сторон должна быть общая цель и понимание сути конфликта. Фокус на общей цели, а не на преследовании личных интересов поможет возвращать конфликт в конструктивное русло.
  • Разрешение конфликта — это процесс, а не одноразовое событие. Иногда конфликты требуют времени и усилий для полного разрешения. Кроме того, важно следить, чтобы решение было устойчивым и не вызывало новых проблем или недовольства среди участников.
  • Иногда нужен медиатор, нейтральная сторона. Задача медиатора не определить, кто прав, а помочь в поиске эффективного решения.
  • Некоторые конфликты невозможно решить здесь и сейчас. Это неприятное развитие событий, но к нему стоит быть готовым и открытым

Потренироваться решать конфликты и получить новые инструменты управления командой можно на курсе Яндекс Практикума. В программе от 6 до 12 индивидуальных консультаций с наставниками, воркшопы с экспертами и интерактивный учебник с техниками и тренировочными тестами.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Елена Юсупова

Спасибо за статью - забрала себе в избранные - очень полезная информация!

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Лепсин

Насчёт конфликтов согласен, были есть и будут. Важно научится их разрешать. Главное чтобы команда продолжала при этом эффективно работать. А если ещё и эффективность повысится, то вообще будет отлично.

Ответить
Развернуть ветку
Нина Мельникова

Ольга,
спасибо за статью!

Интересная тема для более подробного изучения!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Бовин

иногда конфликты даже не связаны с рабочими проектами ,а скорее носят личностный характер и в таком случае не особо что то решишь

Ответить
Развернуть ветку
Елена Юсупова

В такие моменты мы внедрили в своей компании специальный раздел в культуре и прописали, что такое конфликт и как не выходить в личное - каждого нового специалиста знакомим с ним подробно. При возникновении какого-либо конфликта, на общем собрании напоминаем про ценность - не на примере, а просто еще раз проговариваем ценность сохранения своих внутренних драконов в себе и конфликтовать на работе в плоскости "профессионал - профессионал"

Ответить
Развернуть ветку
Knowledge is power

"Я – Ольга Ладошкина, эксперт в сфере управленческого коучинга, тренер по soft skills и наставник в Яндекс Практикуме на курсе по управлению командой. Ещё я веду тг-канал для руководителей"

А ещё я вышиваю крестиком. И на машинке строчить могу. Не хуже Матроскина.

А ещё я хорошо делаю ми... Ой, нет. Это личное..

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Кот

Ты дурачек что ли писать такое?

Ответить
Развернуть ветку
Knowledge is power

Слушай, "довольно пиздата" "дурачек", сначала 4 класс школьной программы закончи, а потом уже со взрослыми дяденьками пытайся разговаривать, ДурачОк..

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Кот

Статья довольно пиздата, хотя, как известно, ничего нового под луной

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда