Стоит ли изучать классические подходы к управлению проектами в 2024 году
Разбираемся, какие подходы к управлению проектами актуальны и почему PMBOK всё еще главная книга проджект-менеджеров.
Какие подходы к управлению проектами актуальны в 2024 году
Проджект-менеджеры сегодня используют два основных подхода к управлению проектами: гибкий и классический. Выбор подхода зависит от характера работы компании.
Гибкие методологии ориентированы на гибкость и адаптивность в условиях неопределённости, в приоритете — быстрая поставка ценности заказчику. Например, Scrum основан на итеративном процессе, разбитом на короткие циклы разработки — спринты.
Такой подход используют продуктовые компании. Для них главное — не дедлайны, а создание успешного продукта, который будет востребован на рынке и полезен для клиентов.
В скраме очень важны коммуникации и взаимодействие. Руководство по скраму подробно описывает, как и какие встречи проводить, чтобы все в команде эффективно работали вместе.
Классическое проектное управление предполагает последовательное выполнение фаз проекта от начала до конца. Сюда относится методология Waterfall, которая часто применяется в студиях заказной разработки и системных интеграторах.
Такие компании заключают договоры на выполнение конкретных проектов с фиксированным объёмом работы, сроками и бюджетом, поэтому для них важны предсказуемость и контроль над процессом.
Управление большими проектами требует использования «хардовых» инструментов, таких как матрицы ответственности и рисков, бюджетные планы. Все они описаны в PMBOK (Project Management Body of Knowledge) — руководстве по управлению проектами.
Что такое PMBOK и зачем проджект-менеджеру его читать
PMBOK — это свод знаний о том, как управлять проектом. Его издаёт и обновляет Институт управления проектами (Project Management Institute, или PMI). Руководство систематизирует информацию о методологиях, стандартах и инструментах проджект-менеджмента. В последнем, седьмом издании описаны как классические, так и гибкие подходы.
PMBOK разделён на 10 областей знаний управления проектами. Среди них, например, управление интеграцией, содержанием, временем, затратами.
Каждая из областей знаний включает в себя набор процессов. Всего PMBOK описывает 49 процессов, организованных в 5 групп: инициация, планирование, исполнение, мониторинг и контроль, завершение проекта.
Каждый процесс имеет свои входы, выходы и инструменты. Входы — это необходимые для старта данные или ресурсы. Выходы — это результаты процесса. Инструменты — это методы, техники или средства, используемые для выполнения процесса.
На PMBOK основан экзамен для сертификации PMP (Project Management Professional) от PMI, который признаётся по всему миру. Многие российские компании до сих пор смотрят на наличие сертификата, хотя теперь получить его из России сложнее. На собеседовании у проджект-менеджера обязательно спросят, знаком ли он с этим руководством.
Как новичку освоить PMBOK
В шестом издании PMBOK около 1000 страниц. Освоить весь материал с нуля практически невозможно, но иметь представление о руководстве полезно. Инструменты из PMBOK пригодятся и на собеседовании, и в начале карьеры.
Работодатели ожидают, что начинающий менеджер владеет базовыми навыками управления проектами. Эти навыки связаны с процессами, описанными в PMBOK. Для каждого из процессов в руководстве есть инструменты — шаблоны, методы, матрицы.
Планирование сроков. Сюда входит умение декомпозировать работы на этапы, подэтапы и задачи, строить календарно-сетевой график, определять трудоёмкость и длительность задач.
Навыки написания проектных документов. Умение разрабатывать основные проектные документы — устав или паспорт проекта.
Работа с требованиями. Часто нужно написать техническое задание хотя бы на уровне бизнес-требований, подготовить концепцию, ТЗ или спецификацию требований.
Управление бюджетом. Даже новичкам важно уметь контролировать бюджет проекта. Делать оценку затрат, составлять бюджет, мониторить расходы.
Работа с рисками. Необходимо понимать процесс работы с рисками и уметь составлять матрицы или реестры рисков.
Планирование коммуникаций. Включает в себя определение частоты и формата встреч, создание чатов и назначение созвонов. Также менеджер должен проследить, чтобы каждый член команды вовремя получил доступ к нужной информации.
Прежде чем переходить к изучению PMBOK, стоит разобраться в основах профессии — пройти базовые курсы, почитать книги для начинающих. Например, «Управление ИТ-проектом "с нуля" в любой организации» Ивана Селиховкина или PMBOK Guide.
Знакомство с PMBOK можно начать с обзорных видео и гайдов. К самому руководству имеет смысл обращаться, когда у вас есть возможность применить теорию на практике, — это самый эффективный способ разобраться с PMBOK. Например, если на проекте возникают проблемы с определением зон ответственности, попробуйте использовать матрицу RACI — в руководстве есть шаблон.
мне кажется что именно стабильные подходы должны в первую очередь применяться в этой сфере