Дмитрий Спиридонов vs Алена Владимирская: что останется от рынка труда после коронавируса

Многие бизнесы пострадали от кризиса, вызванного эпидемией коронавируса. И я подумал, а почему бы не поговорить о наших общих болях, секретах и успехах с первыми лицами компаний из самых разных отраслей. Так появился наш проект в социальных сетях #бизнесживи, в рамках которого я решил запускать на facebook стримы.

В закладки

Вопрос о том, что происходит и будет происходить на рынке труда в текущих реалиях оказался, пожалуй, самым главным. Поэтому гостем одного из моих стримов стала Алена Владимирская, HR-специалист, основательница «Лаборатории карьеры Алены Владимирской.

Разговор получился особенно интересным (чего только стоят 6,9 тысяч просмотров этого стрима!), поэтому я решил поделиться с вами наиболее значимыми моментами нашего диалога.

А.В. - Алена Владимирская, HR-специалист, основательница «Лаборатории карьеры Алены Владимирской»

Д.С. - Дмитрий Спиридонов, сооснователь и генеральный директор CloudPayments

А.В.: То, что мы сейчас считаем кризисом — это не кризис. Кризис начнется через 3-4 недели после выхода из карантина. На время карантина большинство людей защищены постановлениями и указами Правительства. Многим компаниям одобряют кредиты на выдачу заработных плат. При этом компании уже сейчас готовят планы по сокращению расходов. А сокращение расходов подразумевает и сокращение людей. Для многих ФОТ — самая затратная статья. Летом многих отправят в неоплачиваемые отпуска. Особенно это коснется регионов. А затем, в сентябре, пойдет первая волна увольнения людей.

Д.С.: По срокам я с тобой согласен. Что же касается поддержки государства, могу сказать следующее: в своих стримах я встречаюсь с первыми лицами компаний из самых разных отраслей, многим из которых требуется помощь государства. И все из них, кто просил о беспроцентном кредите или снижении налогового бремени, получили отказ.

Было анонсировано, что с 1 мая представители малого и среднего бизнеса, чьи отрасли наиболее сильно пострадали от кризиса, могут подавать заявки на получение 12 тысяч рублей для выплаты зарплаты каждому сотруднику. Но чтобы доказать, что твой бизнес пострадал, похоже, надо сильно постараться. Бюрократию никто не отменял.

Также ты говоришь, что компании уже сейчас готовят планы по сокращению расходов, в том числе по сокращению людей. Я не готов с этим согласиться полностью. Потому что, например, в рамках своей компании я доказал обратное: мы сократили арендуемые площади, отказались от корпоратива, ИТ-департамент предложил ряд мер, направленных на использование собственного ПО вместо аренды готовых решений и прочее. В общем, отказались практически от всего, но только не от людей. На мой взгляд, отказ от выплаты заработных плат и сокращение людей — это не та мера, с которой стоит начинать план по сокращению расходов. Так как именно люди делают бизнес. Отказываться от них — только ускорить гибель бизнеса.

А.В.: 90% малого и среднего бизнеса не связанных с ИТ — умрут. Но появятся новые бизнесы и стартапы.

Д.С.: Я скажу так: умрут те, кто не сможет перестроиться. Если сидеть и ничего не делать, вероятность остаться на плаву минимальна. Но я вижу, что многие компании делают все возможное, чтобы подстроиться под ситуацию: они открывают новые вертикали бизнеса, перестраивают процессы. И чувствуют себя вполне уверенно.

А.В.: Если фаундер сейчас не верит, что вытащит свой бизнес, лучше его закрыть или банкротить — не плодите долги. Это опыт. Открывайте что-то новое.

Д.С.: Я не готов согласиться, что в 100% случаев это так. Фаундеры — тоже люди, они устают, разочаровываются. Но это не значит, что надо все бросить и начать заново. Нужно остановиться, найти сильные и слабые места в компании и перестроить процессы так, как того требует рынок. Тогда есть все шансы на успех.

А.В.: Будут умирать старые единороги такие как Booking, Skyscanner, Airbnb и на их месте будут появляться новые.

Д.С.: На мой взгляд, формулировка «будут умирать старые единороги» не совсем справедлива. Во-первых, приведенный пример очень частный: все компании из одной отрасли, которая пострадала от кризиса больше других. Речь идет о возможном вымирании всей отрасли, и тут тогда точно не придется говорить о появлении новых единорогов.

Если же говорить про перестройку бизнеса в новых реалиях, то единороги на то и единороги, чтобы выплыть и вырасти даже в ситуации кризиса. При этом, если у единорогов будет отсутствовать офлайн-составляющая, то и самые лучшие онлайн-технологии просто не понадобятся. Приведу пример: какие бы удобные продукты в финтехе мы не предлагали рынку, если у людей не будет денег, чтобы купить еды, то им точно будет не до лучших платежных решений.

А.В.: Много людей выбросит на улицу банковская индустрия. Больше не нужно будет такое количество оффлайн отделений банков.

Д.С.: Боюсь, что на этот тезис мне не удастся привести контраргументы. И я даже больше скажу: задолго до этого кризиса, ситуацию насквозь видел и предвосхитил Олег Тиньков. Именно он пришел на банковский рынок со своей моделью онлайн-банка. Его критиковали многие, но именно его идея «банка в телефоне» не просто доказала свою состоятельность, но уже давно вышла в лидеры. И сейчас офлайну надо очень быстро меняться, чтобы прочно закрепиться в онлайне. Ведь Тинькофф, по сути, обычный банк, там также работают бизнес-аналитики, кредитные-аналитики, риск-менеджеры, как и в других банках. Но только работают они в онлайне.

Кстати про отделения. Сейчас наметилась тенденция к их переформатированию. Например, Альфа-Банк в рамках концепции phygital (physical+digital) переформатирует свои офисы, делая их более удобными и технологичными. Клиенты автоматически распознаются по биометрическим данным еще на входе в отделение, рутинные функции автоматизируются. И для обслуживания таких отделений требуется гораздо меньше сотрудников, чем раньше. Это процесс начался еще до кризиса. И вот именно сейчас такая концепция показывает себя более правильной и эффективной.

А.В.: Кризис также переживает онлайн-ритейл и рынок онлайн-доставки. Очереди на онлайн-доставку по нескольку недель. Эти компании не готовы были к масштабированию, а инвестиции брали именно под это.

Д.С.: На мой взгляд, проблема не в масштабировании, а в плохо выстроенной логистике. Чтобы доставить онлайн-заказ, «Перекрестку» или «Азбуке вкуса» необходимо везти товар с удаленных складов в Москве.

В противовес им, Яндекс.Лавка или та же «Кухня на районе» справляются с большим наплывом заказов, потому что они работают по модели dark store — множество небольших локальных складов. Таким образом, проблема скорее в самой бизнес-модели. И если инвесторы выделили деньги под масштабирование, то вопросы надо задавать в первую очередь им. Инвестировать нужно в логистику. Потому что в реалиях такого мегаполиса как Москва оперативная онлайн-доставка возможна только по модели dark store.

А.В.: Где не будет сокращений, а только рост — робототехника, фарма, агропромышленность, ИТ и кибербезопасность, диджитал-маркетинг.

Д.С.: Соглашусь. Добавил бы в этот список еще и финтех. Но я не уверен, что это следствие именно текущего кризиса. Этот тренд наметился уже давно и является неотъемлемой частью цифровой трансформации общества. А цифровая трансформация связана с появлением и активным использованием Big data.

Почему именно в этих отраслях мы будем наблюдать рост? Потому что использование Big data делает предсказательные модели в этих отраслях более точными, чем в других. А значит, бизнес с высокой точностью может моделировать экономический эффект и давать качественные прогнозы на спрос в этих отраслях.

А.В.: Можно скупать стартапы и не только связанные с ИТ-отраслью.

Д.С.: Так поступают многие компании. Но мне такая политика не близка. Я скорее задумаюсь, чем я могу помочь другому бизнесу. И не только я: есть множество подобных примеров на рынке. Конкуренты по бизнесу помогают друг другу: организовывают совместную доставку товаров, чтобы оптимизировать расходы, временно нанимают на работу сотрудников тех компаний, которым сейчас особенно тяжело. Так мы взяли к себе ИТ-команду нашего партнера — билетного агрегатора «Радарио».

А.В.: Наблюдается переоценка образования как отрасли. Сейчас категория онлайн-образования выросла. Но огромное количество проинвестированных онлайн-стартапов в образовании будут сейчас разоряться. Особенно это касается дошкольного и школьного образования. Онлайн-обучение для взрослых тоже будет претерпевать изменения. Сейчас в сети много ненужного старого контента. И это все вызовет вопросы у инвесторов.

Д.С.: Спрос на онлайн-образование взлетел абсолютно ожидаемо. Эта отрасль и до пандемии была на подъеме, а сейчас спрос дополнительно подстегнула самоизоляция.

Но здесь нужно определиться, про какое именно образование идет речь.

Если мы говорим про онлайн-образование как про стопроцентную альтернативу дошкольному и школьному образованию, то тут рано констатировать тот факт, что онлайн-образование заменит классическое. И я бы не сказал, что это связано с низким качеством транслируемого контента, а связано больше с профессиональной базой. Поясню: многим преподавателям, имеющим профессиональные компетенции в сфере офлайн-образования, довольно сложно быстро и без издержек перейти в онлайн. Нужны программы адаптации и переподготовки. А на них нужно время.

Если же мы говорим про онлайн-обучение для взрослых, в этом случае необходимо отталкиваться от целеполагания самих учащихся. Если кому-то не нравится отдельно взятый курс, то это не всегда говорит о слабой подготовке или о плохом наполнении курса. Возможно, проблема кроется в недостаточной подготовке самого человека к восприятию данного материала. На мой взгляд, онлайн-образование для взрослых — это альтернатива дополнительному образованию, когда ученик уже приходит изначально с какой-то базой знаний, чтобы восполнить пробелы в той или иной отрасли.

А.В.: Работа в офисе станет привилегией. Вероятность сделать карьеру и продвинуться по карьерной лестнице удаленным сотрудникам будет очень мала, так как они практически не будут пересекаться с высшим руководством в реальной жизни. Возвращать в офис будут ключевых сотрудников и ключевые подразделения.Например call-центр сидит удаленно, но руководителя в офис вернут и он теоретически может дальше вырасти. Удаленка о которой так многие мечтали раньше, сейчас станет большим минусом.

Д.С.: Разберемся по пунктам. Во-первых, я бы не рассматривал call-центр как кузницу руководящих кадров. За редким исключением, люди, которые там работают, не планируют выстроить супер-карьеру. Поэтому не так важно, где они работают, главное, чтобы они хорошо выполняли свою функцию.

Во-вторых, если правильно выстроить взаимодействие на удаленке, то ни один сотрудник и его вклад в общее дело не останется незамеченным. Например, вся моя команда с переходом на удаленку стала работать в разы эффективнее. Я нахожусь со всеми топами на связи в режиме 24/7, а они, в свою очередь, со своими командами. Так что речь тут, скорее, не о самом формате работы, а о мотивации каждого сотрудника. Если сотрудник не хочет работать, то он и в офисе не будет этого делать. И удаленка тут совсем ни при чем.

А.В.: Работодатели меньше станут смотреть на возраст, характер и т.д., если вы супер-эксперт. Будут нужны знания+опыт.

Д.С.: Про возраст согласен. Мое отношение к эйджизму крайне негативное. Возраст не должен становиться препятствием для приема на работу хорошего сотрудника.

Но вот баланс профессионализма и токсичности, на мой взгляд, всегда будет актуальным. Если сотрудник — большой профессионал, но токсичен для коллектива, то долго он в компании не задержится.

В заключение, хочу вынести наиболее важный, на мой взгляд, совет от Алены Владимирской, как стать ценным сотрудником и не потерять работу даже в самый сильный шторм: развивайте софт-скилы: навыки переговоров, коллабораций, партнерства. Такие навыки будут полезны на любом месте работы и позволят вам сохранить, а может даже и значительно улучшить свои позиции.

Спасибо за внимание.

{ "author_name": "Дмитрий Спиридонов", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0436\u0438\u0432\u0438"], "comments": 1, "likes": 7, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 128072, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 19 May 2020 08:25:27 +0300", "is_special": false }
Право
Семь настоящих причин зарегистрировать товарный знак в России
Хорошее название помогает компании защититься от подделок, покорить рынок и выйти за рубеж. Плохое может её обанкротить.
Объявление на vc.ru
0
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

Люди все еще не воспринимают происходящее именно как кризис. В кризис надо максимально повышать эффективность. А, например, разработка собственного ПО вместо аренды - это работа ради работы, которая только снижает эффективность бизнеса в целом.

Ответить

Комментарии