{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Трудоустройство после обучения и уроки по 5 минут – куда движется рынок онлайн-образования во время и после коронавируса

20 мая состоялась конференция «Жизнь после: Education», организованная Агентством инноваций города Москвы и ЦДП. Лидеры российских EdTech-проектов рассказали, как коронавирус повлиял на их бизнес, что пришлось изменить и какие преимущества в новых условиях могут получить инвесторы, предприниматели, учителя и студенты.

По мотивам выступления Максима Спиридонова, сооснователя и генерального директора «Нетология-групп» (входит в IT-холдинг TalentTech), мы расскажем о трендах, которые формируют новый рынок в России и за рубежом.

Микрообучение для микронавыков

Люди больше не воспринимают обучение в формате «сел, приклеился к ноутбуку и несколько часов учишься». Чаще оно представляет из себя короткие итерации по 3-7 минут на экране смартфона или планшета. Теперь компании дробят образовательный контент и предлагают учащимся осваивать отдельные микронавыки.

Walmart и стартап Axonify запустили программу мобильного обучения правилам производственной безопасности с интерактивными блоками по 3-5 минут. Обучение прошли 80 тыс. сотрудников. В результате, число ЧП сократилось на 54%.

Микрообучение – продолжение истории про индивидуальную траекторию развития: вы учитесь по тому плану, который конкретно вам интересен. Например, я перешла на микроформат обучения фортепьяно – это специально подобранные под меня занятия по 15 минут.

Александра Борисова, директор по развитию Цифрового Делового Пространства

Онлайн-образование должно решать конкретные проблемы

Подход к обучению стал предельно прагматичным. Люди, которые его проходят, ожидают значимые, измеримые, понятные улучшения в жизни. Они должны понимать, как оно поможет им в решении проблем: продвинуться по карьерной лестнице или получить более высокий оклад.

Cервис TalentTech.Обучение, помог сети магазинов «Магнит” запустить программу повышения компетенций для сотрудников. На время карантина 85% офисных сотрудников “Магнита» перешло на удаленку, и руководство решило использовать это время, чтобы усилить диджитал-навыки команды: с помощью решения TalentTech компания тестирует и обучает сотрудников основам кибербезопасности, владению статистическим аппаратом, Excel, навыкам удаленной коммуникации и безопасности в условиях коронавируса.

Работа в режиме самоизоляции дала возможность нашим сотрудникам использовать свободное время с пользой для своего профессионального развития. В этом плане инструменты цифрового обучения, которые предоставляет TalentTech, очень актуальны. Для компании это возможность сделать обучение более разнообразным, интересным и выгодным.

Елена Фабер, директор корпоративной академии «Магнит»

Как это происходит: сотрудники проходят тестирование на платформе TalentTech и определяют свой уровень владения тем или иным цифровым навыком. Тест адаптивен, то есть уровень сложности вопросов изменяется в зависимости от успешности ответа на предыдущие – это позволяет вдвое сократить время на его прохождение. Далее платформа составляет индивидуальный образовательный трек по конкретному навыку – работнику не надо осваивать весь курс, он учится только тому, что ему необходимо.

Бесплатно протестировать и обучить сотрудников работе в удаленном формате с помощью TalentTech.Обучение можно здесь: https://learning.talenttech.ru/onboard

Наш опыт показывает, что 40% людей не справляются с тестом, однако после обучения 84% подтверждают владение навыком. Также адаптивность увеличивает скорость обучения на 50% – как показывает практика, тест на базовое владение навыком проходят за полчаса-час. Использование такого решения позволит ускорить цифровизацию бизнеса за счет сильных диджитал-компетенций команды, несмотря на сложное для компаний время карантина.

Иван Шугайлов, руководитель продукта TalentTech.Обучение

Геймификация не стала революцией

Геймификация пока не перевернула рынок онлайн-образования по простой причине: компании еще не нашли действенные инструменты и модели геймификации продуктов, которые бы работали эффективно и реально приносили плоды. Также молодое поколение, главная целевая аудитория геймификации, пока не достигло пика влияния на потребительском рынке.

AR и VR – коррекция ожиданий

Дополненная и виртуальная реальности еще не заняли свое место в онлайн-обучении. Пока мир не оснащен достаточной инфраструктурой: компании не готовы к дороговизне производства материалов, не у всех учеников есть необходимые шлемы, очки и наушники, и они пока не стали такими легкодоступным и привычным, как, например, смартфоны. Но через несколько лет это все-таки произойдет: рынок корпоративного обучения с VR, по прогнозам, к 2022 году вырастет в десятки раз.

В Москве делают ставки на школьников и взрослых

Рассказ о том, что происходит на рынке в России и за рубежом во многом базируется на совместном исследовании холдинга TalentTech, «Нетологии» и EdMarket.

Как рассказал Максим Спиридонов, основатель онлайн-университета «Нетология», объем российского рынка онлайн-образования составляет 38,5 млрд руб. по итогам 2019 года. Рынок растет в среднем на 20% в год. Предполагается, что при подобном темпе роста, и даже немного ниже, объем рынка достигнет 60 млрд руб. к 2023 году. Из-за пандемии денег на рынке образования, скорее всего, будет больше – а это значит будет больше возможностей для новых экспериментов.

Особенное место на российском рынке онлайн-обучения занимает сегмент дополнительного школьного образования – он хорошо освоен, его объем мы оцениваем в 10 млрд руб. Это треть всего рынка дополнительного изучения школьных дисциплин – у онлайна здесь отличное проникновение. Компании в этом сегменте получают инвестиции чаще остальных.

Если сравнить московский и международный рынки по сегментам, то можно сделать следующие выводы:

  • в Москве практически нет дошкольного онлайн-образования, в то время как в мире на этот сегмент приходится 9% стартапов;
  • значительная часть стартапов занимаются школьным образованием, но за рубежом смелее: 38% стартапов в мире и 24% – в Москве;
  • в Москве чуть ли не половина стартапов посвящены дополнительному профессиональному образованию (45%), в мире – чуть больше четверти (26%);
  • каждый десятый зарубежный стартап запускается в сегменте высшего образования, а в Москве – только каждый 50-й.

С 2017-го по 2019-й годы на российском рынке онлайн-образования было заключено 45 публичных сделок общей стоимостью 80 млн долл. Первая крупная сделка – покупка Севергрупп в 2017 году 40% акций Нетологии-групп, она стала во многом началом истерии на этом рынке. Тогда, как кажется, сформировалось впечатление, что онлайн-образование – это новое Эльдорадо:

  • в 2018-м Baring Vostok инвестировал 15 млн долл. в онлайн-школу английского языка Skyeng,
  • в 2019-м – фонд Skolkovo Digital, совместно с другими инвесторами, вложили 390 млн руб. в онлайн-платформу Maximum Education,
  • Mail.ru Group приобрела 60,3% акций образовательной платформы Skillbox и чуть позже купила 11,7% акций Алгоритмики.

Сейчас многие компании формируют свои экосистемы онлайн-образования: Mail.ru Group, Яндекс, Сбербанк, мобильные операторы, в частности МТС и Мегафон, и даже Озон.

Международный рынок: Китай – лидер и здесь тоже

Весь рынок онлайн-образования в мире по итогам 2019 года оценивается в 205 млрд долл. Это очень незначительная часть всего образовательного рынка, который составляет 6,5 трлн долл. – только около 3%.

По нашим подсчетам, в среднем рынок онлайн-образования растет на 10% в год. Какие-то страны растут быстрее: например, те, что относятся к Азиатско-Тихоокеанскому региону, растут почти в два раза быстрее (19% в 2019 году). Китай является мировым лидером и по темпам роста, и по объему инвестиций, и по масштабам рынка.

В нынешних условиях мы рассматриваем три варианта развития международного рынка онлайн-образования: умеренный рост, ускорение роста или радикальное ускорение роста. Коронавирус здесь служит триггером – он ускоряет и без того быстрое развитие рынка.

Мы все долго жили мыслями о том, что когда-то онлайн займет большую долю в том времени, которое люди тратят на онлайн-образование. Каждый год росли рынок, спрос, внимание аудитории – мы потихоньку шли и строили планы, какие продукты будут востребованы. И тут раз – и будущее наступило за две недели. То, что, мы думали, будет через пять лет, случилось за десять дней.

Иван Коломоец, руководитель образовательной платформы UCHI.RU
0
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Designer Startup

Не бойтесь. Большие знания - большие печали. Вот я сейчас, будучи и дизайнером, и маркетологом и кучей всего ещё, просто не в состоянии найти работу, чтобы просто купить картошки! А кто-то с "микрознаниями" спокойно пошел работать курьером и получает по 1000₽ в день. А я всё глубже ухожу в минус. И зачем мне были нужны эти "макрознания", полученные за ГОДЫ, если они тупо мешают?

Ответить
Развернуть ветку
Anthony Kidik

При задаче жить за чужой счёт нужны не знания, а ресурс и система отбора результатов труда, а знания это угрозы и должны быть сокращены

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда