Как автоматизировать HR-процессы силами школьников. Или почему полезно брать на стажировку молодых и талантливых
В 2019 году компании SAP и Deloitte изучили уровень цифровой зрелости российских HR-процессов. В исследовании участвовали 435 организаций из разных отраслей. Результаты неутешительны: менее 3% HR-специалистов в России используют предиктивный анализ, 4-6% – чат-боты.
Оказалось, что на высоком уровне автоматизация HR-процессов только у компаний с численностью штата более 10 тысяч человек. Это и понятно, вести бумажный документооборот при таком количестве сотрудников физически невозможно. В некрупных компаниях острой потребности в автоматизации нет: пока HR-департамент способен выполнять всю работу самостоятельно, мысль об искусственном интеллекте никому даже в голову не приходит. А зря.
Зачем вообще автоматизировать HR-процессы? Для этого есть множество причин, например:
- снизить нагрузку на сотрудников,
- перевести рутинные задачи (обработку документов, подготовку отчетов) в автоматический режим,
- искать новых сотрудников и помогать им адаптироваться в коллективе.
Последний пункт, по мнению большинства “кадровиков”, самый трудоемкий, но тут могут помочь чат-боты. Сегодня несколько крупных российских компаний – Л’Этуаль, Пятерочка, Магнит, Леруа Мерлен – используют возможности ботов для привлечения новых сотрудников.
Таким образом процесс найма сокращается с нескольких недель до нескольких дней, а специалистам HR-департамента не приходится отвечать на однотипные вопросы.
Где компании взять чат-бота?
Как правило, у большинства компаний есть 2 опции:
- сделать его силами собственного IT-подразделения,
- купить на стороне. Стоимость чат-ботов на нескольких платформах (chatbott.ru, metabot24, hrbot.ru) варьируется от 15 до 50 тысяч рублей (в зависимости от потребностей и сложности воплощения) + ежемесячная абонентская плата за обслуживание до 3 тысяч рублей.
И в первом, и во втором случае есть минусы: либо долго, либо требуются дополнительные затраты, которые еще дольше согласовывать. Платформа НТИ и Университет 2035 решили провести эксперимент и частично доверить автоматизацию процессов школьникам – участникам Олимпиады НТИ и Кружкового движения, причем в рамках оплачиваемой стажировки на период летних каникул. Почему именно им? Школьники из экосистемы НТИ отличаются от сверстников высокой мотивацией к учебе, они изучают современные технологии и их применение – от big data до беспилотного транспорта и нейротехнологий, – хотят запускать свои стартапы и работать в высокотехнологичных компаниях.
В июне на стажировку в Платформу пришел Александр, участник Кружкового движения. Ему 16 лет и он создает чат-боты. Меньше чем за полмесяца он создал и запустил бота для адаптации новых сотрудников в Платформе, а так же сделал бота для партнеров.
Что мы имеем в итоге:
- бота не пришлось ждать полгода,
- за его обслуживание не нужно ежемесячно платить сторонней компании,
- затраты на его создание существенно ниже, чем могли бы быть,
- в работе чат-бота нет никаких нареканий: нет лагов, всё просто, понятно и без проблем.
Для удобства бота наполнили шаблонами документов, локальными нормативными актами, контактами сотрудников, а также кнопкой “задать вопрос HR”. Работа над ботом длилась около 2 недель: создание костяка, разработка необходимых кнопок, наполнение, орфографическая правка. После этого чат-бот отправился к фокус-группам, после тестирования его показали сотрудникам компании. Пока пользуются не все, но это дело привычки.
Эйчары на российском рынке все чаще задумываются о привлечении молодых талантов в свои компании. Для школьников же это возможность решать практические задачи, осваивая профессию и получая возможность заработать еще до поступления в вуз. Польза – всем.
Ну вот школьников и будете нанимать.
Спасибо за ценную информацию! Вот только Phyton бы поменять...