45% заказчиков фриланса — частные лица или ИП: аналитики составили портрет пользователей аутсорсинга
Аналитики крупнейшей в России биржи фриланса FL.ru, совместно с IT-холдингом TalentTech и исследователями НИУ ВШЭ определили профиль предпринимателей, которые пользуются услугами фрилансеров. Большинство – частные лица или ИП, часть из которых сами работают на фрилансе (32%), при этом 23% указали, что привлечение фрилансеров – неотъемлемый элемент бизнес-модели. 24% заказчиков предпочитают узнавать статус задачи по телефону, чтобы лучше контролировать процесс. Главным мотивом сотрудничества заказчики назвали возможность привлекать на короткое время высококвалифицированных специалистов (66%).
Главные клиенты фрилансеров — частные лица или индивидуальные предприниматели, на их долю приходится почти половина всего рынка – 45%. Доля небольших компаний с числом сотрудников до 50 человек составляет 39%, средних и крупных организаций — 16%.
Сферы, в которых особенно востребованы фрилансеры:
- 13% — разработка программного обеспечения; реклама, маркетинг и PR;
- 12% — разработка и продвижение веб-сайтов;
- 11% — торговля;
- 10% — промышленность (легкая, тяжелая, нефтегазовая, энергетика, пищевая и т.д.);
- 6% — дизайн, строительство, образование;
- 5% — аудит и консалтинг;
- Только 2% приходится на науку и здравоохранение.
Помимо графики и дизайна (58%), часто фрилансеры привлекаются для выполнения работ в области разработки и продвижения веб-сайтов (46%), программирования (38%), написания текстов и переводов (32%), консалтинговых, юридических услуг и услуг в сфере финансов (24%).
23% заказчиков указали, что привлечение фрилансеров является для них неотъемлемым элементом бизнес-модели, 19% респондентов отметили, что аутсорсинг играет важную роль в деятельности организации. Однако 48% заказчиков воспринимают фрилансеров как вспомогательный элемент в работе компании.
Главные мотивы сотрудничества:
- Возможность привлекать на короткое время высококвалифицированных специалистов — 66%;
- Быстрота поиска нужного специалиста — 50%;
- Невысокая стоимость услуг фрилансеров — 49%;
- Экономия на помещении, площадях, оборудовании рабочих мест — 36%;
- Экономия на “содержании” сотрудников (отпускные, больничные, “соцпакет”) — 32%;
- Возможность гибко реагировать на сезонные колебания и изменение спроса — 27%;
- Возможность привлекать на короткое время менее квалифицированных работников для выполнения стандартизированных задач — 18%;
- Сокращение налоговых выплат — 18%.
Примечательно, что треть опрошенных заказчиков сами являются фрилансерами (32%). Еще 29% респондентов имеют опыт работы на аутсорсинге. И только 39% опрошенных никогда не работали в таком формате. Аналитики указывают, что собственный фрилансерский опыт способствуют осознанию преимуществ использования внештатных работников.
Во время отбора подходящего фрилансера заказчики пользуются методом соотношения “цена / качество”. Отметим, что большинство не придает значения месту жительства фрилансера и его уровню образования.
Чем фрилансер “цепляет” заказчика:
- Положительным опытом сотрудничества — 47%;
- Рейтингом на биржах удаленного труда — 46%;
- Отзывом на биржах удаленного труда — 42%;
- Готовностью всегда быть на связи — 40%;
- Опытом работы по специальности — 31%;
- Наличием у фрилансера личного интереса к теме работы — 31%;
- Готовностью выполнить срочный заказ — 28%;
- Рекомендациями людей, которых заказчик знает лично — 17%;
- Уровнем и профилем образования — 9%;
- Готовностью работать без оформления официального договора — 8%;
- Наличием платного аккаунта на бирже удаленной работы — 8%;
Только 6% заказчиков интересуются местом жительства фрилансера. Особенность удаленной работы способствует привлечению заказчиком русскоязычных фрилансеров, которые живут в разных регионах мира. Большинство компаний (81%) работает с фрилансерами, проживающими в России. Меньшая часть (48%) находят сотрудников в странах СНГ, в том числе на Украине — 42% — и в Беларуси — 15%. С фрилансерами из других стран бывшего СССР сотрудничают 16% компаний.
Стоит отметить, что заказчики довольно быстро находят фрилансеров: 36% требуется 2-3 дня, 20% – до одной недели, 18% нужен один день, а 13% хватает менее одного дня.
Чтобы иметь контроль над ходом выполнения работ, заказчики:
- Ведут переписку в мессенджерах и через электронную почту (90%);
- Получают от фрилансеров ежедневный / еженедельный отчет о проделанной работе (32%);
- Звонят по мобильному телефону и узнают статус работы (24%);
- Используют специальные мобильные приложения или другие решения ИИ (12%).
Методология
«Исследование заказчиков услуг фрилансеров 2020» — это масштабное социологическое исследование, которое ИТ-холдинг TalentTech организовал и провел совместно c Национальным исследовательским университетом «Высшая Школа Экономики» и крупнейшей российской биржей фриланса для поиска удаленной работы FL.ru. Исследование проводилось с января по июль 2020 года, в нем приняли участие 225 человек, которые пользовались услугами фрилансеров и взаимодействовали с ними как представители организаций или индивидуальные потребители (частные лица) в течение последнего года.
Научная методология и анализ результатов представлены к.с.н. Денисом Стребковым и к.э.н. Андреем Шевчуком (Лаборатория экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ) при поддержке Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Данный отчет содержит основные статистические выводы исследования в виде диаграмм и графиков с краткими комментариями.