Саморазвитие на удалёнке: шаринг знаний и внутренние онлайн-митапы. Лайфхаки Jet Security Team
Самоизоляция привнесла в корпоративный мир много нового. Как и другие компании, мы осваивали дистанционную работу, адаптировали бизнес-процессы и искали новые форматы коммуникации. Не менее важным было обеспечить и непрерывное развитие команды в новых условиях, тем более что удаленка открывала для этого большие возможности. Наше ИБ-направление или Jet Security Team, как мы сами себя называем, насчитывает 250 человек, и развитие hard и soft skills специалистов всегда было для нас в приоритете.
До удаленки мы проводили обучение нескольких видов:
- Партнерские обязательные — курсы и экзамены во внешних компаниях, необходимые для поддержания партнерских статусов.
- Партнерские необязательные и не связанные с партнерством — курсы и экзамены во внешних компаниях, направленные на развитие и получение новых компетенций.
- Шаринг знаний — внутренние семинары, полноценные обучающие курсы, организованные силами сотрудников.
- Внутренние мероприятия — обмен опытом и знаниями внутри отделов и департаментов.
Большинство наших партнеров во время карантина запустили обучающие онлайн-программы, так что все желающие могли принять в них участие. Одни партнеры предоставили возможность бесплатно сдавать онлайн-экзамены, другие продлили действие истекших в пандемию сертификатов, третьи открыли доступ к своему контенту бесплатно.
Мы сделали ставку на внутренний шаринг знаний и мероприятия, к тому же на удаленке это было не сложно организовать. Вот чего нам удалось добиться с середины марта по середину июля:
- 107 человек прошли то или иное обучение или сдавали экзамен;
- было проведено суммарно 39 обучений;
- мы организовали 11 онлайн-лекций в рамках внутреннего обучения;
- наши специалисты в общей сложности прошли 16 экзаменов;
- мы получили сотни часов бесплатного контента от партнеров.
Мы даже получили новый опыт, как сдать экзамен PMP на удаленке, и написали об этом материал.
Шаринг знаний
После перехода на удаленку мы опросили сотрудников о том, какие знания им были бы полезны, и хотят ли они сами чем-то поделиться. В результате немало коллег вызвались провести онлайн-лекции по темам, которые касались как развития профессиональной экспертизы, так и soft skills:
- инструменты планирования и командной работы на удаленке;
- особенности тестирования на проникновение и атак методами социальной инженерии;
- зачем и кому нужны услуги по ISO 27001;
- какие подходы есть к аудиту ИБ, и в чем его польза для заказчиков и самих специалистов.
Онлайн-ликбезы для нас провели и эксперты из соседних департаментов. Лекции коллег помогли нам глубже изучить сетевые технологии и смежные инфраструктурные решения (Active Directory, VMware), а полученные знания были полезными не только начинающим, но и опытным ИБ-специалистам.
Большое внимание мы уделяем и развитию управленческих компетенций. Спустя недели две после перехода на удаленную работу многие руководители начали волноваться о том, как им теперь с этим жить, как адаптироваться под новые реалии, и что нужно делать по-другому. Очень оперативно мы собрали основные вопросы и проблемы и организовали круглый стол, где коллеги поделились свои опытом, рекомендациями, лайфхаками. Обсудили, как организовать рабочее место в домашнем офисе, как ставить и контролировать задачи в условиях удаленки, как не впасть в паранойю и не думать, что никто ничего не делает, как поддерживать командный дух и эмоциональное состояние сотрудников в условиях неопределенности, как адаптировать новеньких, как эффективно проводить совещания. По итогам круглого стола участники получили конкретные инструменты и памятку для дальнейшей практики.
Внутренние мероприятия
По нашему опыту внутренние мероприятия тоже очень важны для обмена опытом и знаниями. Они помогают специалистам развивать навыки публичных выступлений, подготовки презентации, силу убеждения и креативность. Вот какие форматы мы практикуем.
Проектный опыт
По завершении проекта команда делится итогами: специалисты рассказывают, какие цели удалось достичь, с какими проблемами столкнулись, как их преодолели, какие выводы сделали, какие новые знания получили. На презентации важно не просто продемонстрировать итоги, а объяснить, какую проблему решала команда, и почему выбрала именно этот способ.
Как мы выбираем проекты для выступления на внутренних митапах:
- мы внедряли решение впервые;
- мы решали нестандартные задачи;
- мы получили интересный опыт взаимодействия с заказчиком, который полезно знать другим сотрудникам;
- проект был масштабным;
- мы получили опыт работы с продуктом или классом решений на нескольких проектах;
- команда просто довольна своим проектом и хочет этим поделиться.
Команды выступают по желанию. За один раз презентуется не более трех проектов.
Формат выступления: от 30 до 40 минут на рассказ о проекте.
Fails Nights
Это наша новинка. Цель — рассказывать о своих ошибках, чтобы другие не повторяли их в будущем. Спикером может быть любой сотрудник независимо от должности, может выступать и группа людей. Важно рассказывать про то, какие выводы были сделаны, как был изменен процесс или модель поведения.
Как мы понимаем, что об ошибке стоит рассказывать:
- она уже исправлена;
- она действительно была болезненной для команды;
- мы извлекли урок.
Подобные мероприятия помогают создавать «справедливую» культуру, где профессионалы могут открыто высказываться, не боясь наказания за ошибки.
Формат рассказа: пять-семь минут на рассказ с чёткой структурой (ошибка → полученный опыт).
StandUp
С переходом на удаленку у нас укрепился формат коротких выступлений StandUp. На таких онлайн-встречах руководители или желающие сотрудники рассказывают на конкретных кейсах, какие изменения в процессах у нас произошли, каких «смертных грехов» стоит избегать в работе, какие полезные статьи появились на корпоративной wiki.
Формат подачи: на каждый кейс не более 3-5 минут, плюс ответы на вопросы.
Это укрепляет прозрачность и открытость, что особенно важно было сохранить в режиме удаленной работы.
Опыт показал, что много информации не бывает, если ее давать с определенной целью, подбирая правильный формат мероприятия, делая общение и обмен знаниями живым и, главное, добровольным.