{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Саморазвитие на удалёнке: шаринг знаний и внутренние онлайн-митапы. Лайфхаки Jet Security Team

Самоизоляция привнесла в корпоративный мир много нового. Как и другие компании, мы осваивали дистанционную работу, адаптировали бизнес-процессы и искали новые форматы коммуникации. Не менее важным было обеспечить и непрерывное развитие команды в новых условиях, тем более что удаленка открывала для этого большие возможности. Наше ИБ-направление или Jet Security Team, как мы сами себя называем, насчитывает 250 человек, и развитие hard и soft skills специалистов всегда было для нас в приоритете.

До удаленки мы проводили обучение нескольких видов:

  1. Партнерские обязательные — курсы и экзамены во внешних компаниях, необходимые для поддержания партнерских статусов.
  2. Партнерские необязательные и не связанные с партнерством — курсы и экзамены во внешних компаниях, направленные на развитие и получение новых компетенций.
  3. Шаринг знаний — внутренние семинары, полноценные обучающие курсы, организованные силами сотрудников.
  4. Внутренние мероприятия — обмен опытом и знаниями внутри отделов и департаментов.

Большинство наших партнеров во время карантина запустили обучающие онлайн-программы, так что все желающие могли принять в них участие. Одни партнеры предоставили возможность бесплатно сдавать онлайн-экзамены, другие продлили действие истекших в пандемию сертификатов, третьи открыли доступ к своему контенту бесплатно.

Мы сделали ставку на внутренний шаринг знаний и мероприятия, к тому же на удаленке это было не сложно организовать. Вот чего нам удалось добиться с середины марта по середину июля:

  • 107 человек прошли то или иное обучение или сдавали экзамен;
  • было проведено суммарно 39 обучений;
  • мы организовали 11 онлайн-лекций в рамках внутреннего обучения;
  • наши специалисты в общей сложности прошли 16 экзаменов;
  • мы получили сотни часов бесплатного контента от партнеров.

Мы даже получили новый опыт, как сдать экзамен PMP на удаленке, и написали об этом материал.

Шаринг знаний

После перехода на удаленку мы опросили сотрудников о том, какие знания им были бы полезны, и хотят ли они сами чем-то поделиться. В результате немало коллег вызвались провести онлайн-лекции по темам, которые касались как развития профессиональной экспертизы, так и soft skills:

  • инструменты планирования и командной работы на удаленке;
  • особенности тестирования на проникновение и атак методами социальной инженерии;
  • зачем и кому нужны услуги по ISO 27001;
  • какие подходы есть к аудиту ИБ, и в чем его польза для заказчиков и самих специалистов.

Если говорить про новые форматы внутреннего обучения, то стоит отметить шаринг знаний — те же круглые столы, только в онлайн. Мне особенно понравились мероприятия, на которых мы обсуждали Jira. Кто-то из коллег начал разбираться в этом инструменте раньше других, а кто-то был вовлечен при переходе на удалённую работу. Выравнивали знания, делились фишками кастомизации настроек, чтобы Jira была каждому в помощь

Валентина Старостина, Старший инженер Центра информационной безопасности

Онлайн-ликбезы для нас провели и эксперты из соседних департаментов. Лекции коллег помогли нам глубже изучить сетевые технологии и смежные инфраструктурные решения (Active Directory, VMware), а полученные знания были полезными не только начинающим, но и опытным ИБ-специалистам.

Мне нравится, что наша компания проявляет гибкость, адаптируя внутренние мероприятия под новый удаленный формат. И очень большой плюс в том, что рабочая неделя состоит не только из совещаний, разработки документов и настройки различного оборудования. Ты в курсе последних крутых проектов компании благодаря коллегам, которые рассказывают о своем проектном опыте в Zoom. Учишься чему-то новому, слушая лекции о тонкостях работы сред виртуализации или выполняя лабораторные работы по построению сетей. И все это на большом домашнем мониторе и со своей любимой кружкой кофе.

Дмитрий Борисов,

Старший инженер-проектировщик Центра информационной безопасности

Большое внимание мы уделяем и развитию управленческих компетенций. Спустя недели две после перехода на удаленную работу многие руководители начали волноваться о том, как им теперь с этим жить, как адаптироваться под новые реалии, и что нужно делать по-другому. Очень оперативно мы собрали основные вопросы и проблемы и организовали круглый стол, где коллеги поделились свои опытом, рекомендациями, лайфхаками. Обсудили, как организовать рабочее место в домашнем офисе, как ставить и контролировать задачи в условиях удаленки, как не впасть в паранойю и не думать, что никто ничего не делает, как поддерживать командный дух и эмоциональное состояние сотрудников в условиях неопределенности, как адаптировать новеньких, как эффективно проводить совещания. По итогам круглого стола участники получили конкретные инструменты и памятку для дальнейшей практики.

Внутренние мероприятия

По нашему опыту внутренние мероприятия тоже очень важны для обмена опытом и знаниями. Они помогают специалистам развивать навыки публичных выступлений, подготовки презентации, силу убеждения и креативность. Вот какие форматы мы практикуем.

Проектный опыт

По завершении проекта команда делится итогами: специалисты рассказывают, какие цели удалось достичь, с какими проблемами столкнулись, как их преодолели, какие выводы сделали, какие новые знания получили. На презентации важно не просто продемонстрировать итоги, а объяснить, какую проблему решала команда, и почему выбрала именно этот способ.

Как мы выбираем проекты для выступления на внутренних митапах:

  • мы внедряли решение впервые;
  • мы решали нестандартные задачи;
  • мы получили интересный опыт взаимодействия с заказчиком, который полезно знать другим сотрудникам;
  • проект был масштабным;
  • мы получили опыт работы с продуктом или классом решений на нескольких проектах;
  • команда просто довольна своим проектом и хочет этим поделиться.

Команды выступают по желанию. За один раз презентуется не более трех проектов.

Формат выступления: от 30 до 40 минут на рассказ о проекте.

Когда мне предложили принять участие в проектном опыте, было начало удаленной работы. Я надеялась, что мы встретимся «на опыте» в офисе. Однако встреча состоялась в Zoom. Здорово, что мы не прекратили делиться опытом, даже находясь дома. В ходе подготовки и уже на встрече с коллегами я получила опыт выступлений, который позже применила на онлайн-конференции компании-партнёра. Она тоже прошла дистанционно. Неожиданно для себя, находясь дома, я успела попрактиковаться в выступлении и улучшить свои навыки.

Елена Шматова, Старший инженер Центра информационной безопасности

Fails Nights

Это наша новинка. Цель — рассказывать о своих ошибках, чтобы другие не повторяли их в будущем. Спикером может быть любой сотрудник независимо от должности, может выступать и группа людей. Важно рассказывать про то, какие выводы были сделаны, как был изменен процесс или модель поведения.

Как мы понимаем, что об ошибке стоит рассказывать:

  • она уже исправлена;
  • она действительно была болезненной для команды;
  • мы извлекли урок.

Подобные мероприятия помогают создавать «справедливую» культуру, где профессионалы могут открыто высказываться, не боясь наказания за ошибки.

Формат рассказа: пять-семь минут на рассказ с чёткой структурой (ошибка → полученный опыт).

Как бы хорошо ни готовилась команда, на проектах непременно случаются ошибки. Главное — после проекта грамотно описать ситуацию и сделать выводы. Наше руководство стремится больше делиться опытом и оберегать от ошибок. Поэтому появился формат внутренних митапов Fails Nights. Мне с первых слов понравилось мероприятие, потому что требовалось минимальное количество времени на подготовку, и формат обязывает излагать кратко и по делу. Во время выступления я собрал все грабли своего проекта, показал шаги к исправлению, сделал выводы, а коллеги вынесли для себя что-то полезное на будущее.

Константин Кузнецов, Старший инженер проектировщик Центра информационной безопасности

Помимо того, что во время подготовки презентации мы с командой провели хорошую ретроспективу нашего не самого удачного проекта, мы смогли в шуточной форме рассказать коллегам о своих ошибках и о том, как их можно было бы избежать. Умение извлекать опыт из своих неудач всегда важно, и особенно здорово, что у нас в компании поддерживаются открытые и доверительные отношения. Мы не боимся говорить о своих ошибках и умеем делать это с самоиронией!

Валерия Суворова, Менеджер проектов Центра информационной безопасности

StandUp

С переходом на удаленку у нас укрепился формат коротких выступлений StandUp. На таких онлайн-встречах руководители или желающие сотрудники рассказывают на конкретных кейсах, какие изменения в процессах у нас произошли, каких «смертных грехов» стоит избегать в работе, какие полезные статьи появились на корпоративной wiki.

Формат подачи: на каждый кейс не более 3-5 минут, плюс ответы на вопросы.

Это укрепляет прозрачность и открытость, что особенно важно было сохранить в режиме удаленной работы.

Опыт показал, что много информации не бывает, если ее давать с определенной целью, подбирая правильный формат мероприятия, делая общение и обмен знаниями живым и, главное, добровольным.

Ольга Елисеева
Руководитель департамента проектирования и внедрения Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет»
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда