{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Максимум пользы: как в сервисе Работа.ру проходят стажировки для IT-специалистов

Стажировки — полезный инструмент для работодателей. В октябре мы провели опрос среди соискателей и выяснили, что 56% жителей России получили работу в компании, где они проходили стажировку. По данным «Газпром нефти», более 10% стажеров остаются работать в компании после стажировки, а в UC Rusal более 80% получают предложение о трудоустройстве в штат. Кроме того, лояльность к первой работе у соискателя всегда выше, а значит работодатель получает заведомо позитивно настроенного сотрудника.

Программа стажировок — это также способ рассказать о своем бренде широкому кругу молодых специалистов и продвигать его в аудитории потенциальных сотрудников. Если опытный сотрудник не подходит под корпоративную культуру и специфику компании, стажировка может помочь и в решении этой задачи — пригласить кандидата без опыта работы и обучить его под конкретные задачи.

Конечно, кроме очевидных плюсов, у стажировок есть обратная сторона. Например, практикант, скорее всего, не будет обладать теми навыками, которые есть у большинства штата. Это повлияет на скорость выполнения задач сотрудника, который будет курировать практику — первые несколько месяцев 30% его времени будет уходить на стажера. Молодой специалист стоит дешевле, чем опытный сотрудник. Однако стажер требует дополнительного времени и вовлеченности со стороны руководителя. Стажеры, в первую очередь, это вклад в перспективу — через несколько лет такой начинающий сотрудник будет оцениваться на рынке труда существенно дороже.

Стажировки сейчас предлагают многие компании вне зависимости от численности штата и компаниям нужно понять, как привлечь и отобрать самых талантливых стажеров. Хороший способ для привлечения — оплачиваемая стажировка. Так компания получит более лояльную аудиторию и преимущество перед конкурентами. На вопрос, сколько платить стажеру, ведущие работодатели сходятся во мнении, что оплата будет зависеть от уровня самостоятельности, первичных навыков, а также количества рабочих часов. Например, участники программы Sberseasons при максимальной недельной нагрузке в 40 часов получают около 50 000 рублей в месяц без учета НДФЛ.

И последнее, если вы встретили одаренного стажера, который идеально подходит вам, это не значит, что вы подходите ему. Как и с обычным сотрудником, с практикантами можно обсудить условия, которые ему будут интересны. Если и это не поможет, то расставаться нужно на хорошей ноте. Во-первых, это важный элемент построения привлекательного бренда работодателя, а во-вторых, через несколько лет именно этот человек снова может стать вашим соискателем, но уже более опытным.

Опыт Работа.ру

Введение программы стажировок подходит тем компаниям, которые твердо стоят на ногах. Мы в сервисе Работа.ру решили пойти по пути привлечения лучших кадров через программу оплачиваемых стажировок.

Определив, в каких направлениях нам нужно усилиться, мы открыли стажерские вакансии для Backend-разработчика, Android разработчика и стажера в ML. О программе стажировки в нашей компании мы рассказали ученикам Школы 21, сразу представив им руководителей отделов.

Обязательные стажировки — это часть образовательной программы Школы 21, во время которых участники могут получить опыт работы с настоящими IT-задачами. Те, кто доходят до этапа первой стажировки, показывают хорошие результаты — для этого необходимо иметь высокую мотивацию к обучению и программированию. В этом году более 300 учащихся Школы 21 прошли или в данный момент проходят стажировку в крупных технологических компаниях, среди которых компании экосистемы Сбера, Ozon, Abbyy, Avito, Kaspersky, Yandex и другие. Мы также с радостью отмечаем, что практически все участники Школы 21 по итогам стажировок получили предложения о работе. Стажировка в сервисе Работу.ру — это возможность получить полезный опыт. От самих стажеров мы слышали положительные отзывы о том, как устроена программа, сколько внимания и поддержки они получали от всей команды сервиса, и о том, как ребята шагнули вперед в своих навыках. Мы будем рады закрепить подобный опыт и сделать его постоянным.

Светлана Нохрина, директор по работе с партнерами в Школе 21

Набор на стажировку проходил по следующему пути — собеседование с HR, техническое собеседование с руководителем отдела. Некоторые компании еще просят выполнить тестовое задания, так как это отличный помощник при отборе кандидатов из большого списка заявок. Главным требованием к кандидатом было соответствие корпоративной культуре компании и команде, в которой кандидату предстоит проходить практику. Затем руководитель направления оценивал знания и технический бекграунд соискателя.

В сервисе Работа.ру стажировки рассчитаны на 4 месяца. Это оптимальное время, за которое стажер успевает адаптироваться и максимально подключиться к выполнению актуальных задач без постоянного контроля со стороны руководителя. Задачи расставляются в зависимости от приоритетов — на текущую неделю и на день, план работы руководитель практики оговаривает заранее. За несколько недель до конца стажировки руководитель обсуждает со своим подопечным перспективы и дальнейшие шаги.

Пандемия внесла коррективы в работу всех сотрудников сервиса и стажеры не исключение. Изменился способ коммуникации практиканта и его наставника. Теперь все вопросы нужно формулировать максимально четко и коротко, коммуницировать онлайн, без возможности подойти и спросить лично. С другой стороны, у такой ситуации есть и положительная сторона — стажеры думают над своим вопросом, а значит он получается более конкретным.

Стажеры стимулируют команду к улучшению. Руководители команды чувствуют свою ответственность, видят необходимость формализации и документирования того, до чего не доходили руки, потому что каждый раз рассказывать все стажеру не хватит времени. Команда видит свои ошибки и учит стажера, как их избежать, что повышает общую производительность. Мы уже планируем повторение опыта со стажировками, на этот раз в тестировании.

Сергей Пантенков, директор по ИТ сервиса Работа.ру

В итоге на стажировку мы отобрали четырех претендентов, трое из которых сейчас работают в штате.

Анастасия Мукаллед, 23 года, php-разработчик сервиса Работа.ру

Мой выбор места стажировки был неслучайным — я была хорошо знакома с требуемым стеком технологий на позицию php-разработчика, и у меня осталось приятное впечатление от встречи с руководителями сервиса Работа.ру.

Перед началом стажировки меня предостерегали о минусах удаленки: когда нет живого общения, влиться в новый коллектив сложнее. К счастью, коммуникация в команде оказалась на высоком уровне, люди очень отзывчивые, настоящие профессионалы своего дела, поэтому стажировка прошла с ощущением вовлеченности.

У меня был конкретный план стажировки, что очень удобно. Так я понимала, каких знаний ожидают от меня по завершении практики. К тому же моя работа оценивалась, как у всех членов команды: что выполнено, с чем возникли трудности и какие. Задачи со временем становились все сложнее и интереснее. И к концу стажировки мне уже могли давать задания, точно зная, сколько времени мне потребуется на их выполнение.

Сергей Диденко, 27 лет, младший программист сервиса Работа.ру

Работа.ру — крупная компания, которая входит в экосистему Сбера, что подразумевает развитие проекта и создание нового функционала. К тому же на тот момент в сервисе была открыта стажерская позиция в интересном для меня направлении Backend php.

От стажировки я ожидал получить опыт работы в реальном коммерческом проекте. И я его получил: узнал, из чего состоят крупные проекты, познакомился на практике с методикой Continuous integration, разработкой спринтами и принципами командной разработки.

С первых дней стажировки тимлид команды начал давать мне реальные задачи, которые затрагивали разные стороны проекта. Примерно каждые 3-4 недели мы созванивались с тимлидом и давали друг другу обратную связь по проделанной работе. Текущие задачи заносились в jira, где также указывалось ориентировочное время на ее выполнение. Если возникали трудности, я мог обратиться к наставнику или другим членам команды за помощью. Такой подход позволил мне достаточно быстро разобраться в проекте, разговаривать с разработчиками на одном языке, и я смог показать достойный результат.

Максим Синяев, 25 лет, младший инженер отдела ML&BI сервиса Работа.ру

Я очень доволен стажировкой и ее результатами. За время стажировки я получил много релевантного и полезного опыта и однозначно вырос в своих профессиональных качествах.

Я подавал заявку на стажировку в несколько компаний и Работу.ру сначала рассматривал, как один из вариантов трудоустройства. Но после общения с HR и руководителем моего направления я очень загорелся желанием работать именно здесь. Мне понравилась атмосфера в компании, формат общения и квалификация моих потенциальных коллег, а также перспективы собственного роста.

Особых опасений насчет стажировки у меня не было. Первый месяц я задавался вопросом «А достаточно ли я хорош?», но потом я втянулся в работу и понял, что сложности в работе — это просто еще один повод стать лучше и сильнее.

Самое важное и ценное, что я получил от стажировки, это опыт работы с командой над значимыми проектами. Когда на результаты твоей работы опираются другие участники команды, и ты чувствуешь, что принимаешь участие в чем-то большом и интересном.

Сначала были сомнения по поводу удаленной стажировки, насколько это вообще уместно. Но такой формат оказался очень кстати — пришлось проявить максимум самостоятельности и ответственности.

Мой руководитель оценивал мою работу так же, как и работу других штатных специалистов — поставленная задача должна быть выполнена, а заказчик должен быть доволен. Это лучше всего готовит к последующей работе и заставляет нести ответственность за работу не только перед руководителем, но и перед коллегами из других отделов.

Я знаю историю, когда студент на втором курсе получил магнитик одной компании на Дне Карьеры, прицепил его на холодильник, где он и пылился долгое время. Студент стал выпускником, взял неплохой старт карьеры и задумался о смене работы. Конечно, магнитик тут не просто так, теперь бывший студент работает именно в этой компании.

Стажировки не дадут результат здесь и сейчас, это «игра на перспективу». Но если вы хотите выйти в топ привлекательных работодателей через 3-5 лет, то работать над этим нужно уже сейчас. Ориентируйтесь на ту аудиторию, которая будет целевой для вас через этот промежуток времени.

В рамках стажировки нужно продумать много моментов: от этапов проведения отбора, выбора наставника, планирования задач и нагрузки, до завершения программы, а иногда и правильного расставания со стажером. Репутация компании среди молодых специалистов распространяется, в том числе, через «сарафанное радио», поэтому нужно работать над правильными коммуникациями и умелым руководством наставников.

Нина Нестеренко,

менеджер по внутренним коммуникациям и бренду работодателя сервиса Работа.ру

Если вы хотите найти талантливых разработчиков, которые будут лояльны к вашему бренду, будут работать и достигать крутых результатов, то просто вырастите их сами.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда