(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93857963, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93857963, 'hit', window.location.href);

Заняться дата-сайенс в 56 лет: как экс-гендиректор попал в Школу 21 — и вернулся в IT

В Школе 21 IT-профессию могут получить люди с разным уровнем подготовки, даже «с нуля». У Андрея Лыкова другая история: он увлекся программированием еще в 1970-е, разрабатывал ПО, а затем ушел из мира информационных технологий и построил карьеру управленца.Теперь после многолетнего перерыва он снова создает алгоритмы: учится в Школе 21 и стажируется в команде дата-сайентистов Сбера. Андрей рассказывает, как стал студентом в 56 лет, чем занимается во время практики и что планирует делать дальше

Всё началось еще в школе: я учился в математическом классе, где вместо уроков труда преподавали программирование. В 1980 году поступил в институт и стал инженером-математиком — тогда это так называлось, хотя специальность связана с разработкой и эксплуатацией программного обеспечения. До 2000 года я создавал ПО для вооруженных сил, а потом ушел в телеком-компанию: стал сперва начальником отдела, а спустя несколько лет — директором по IT. Чем больше работал на новой должности, тем дальше уходил от написания кода — занимался управленческой работой. А потом стал гендиректором одной компании, и окончательно стал менеджером.

Когда там сменились акционеры, я уволился и стал думать, чем заняться дальше. Понял, что хочу живой творческой работы в сфере IT. Поиск вакансий не задался: либо предлагали неинтересную работу, либо рассматривали людей до 40 лет. Об этом мне говорили знакомые HR-специалисты: официально ограничивать возраст соискателей нельзя. В начале 2019 года сын рассказал о Школе 21 — там проводился экспериментальный набор без возрастных ограничений. Я решил попробовать.

Бассейн: учеба без менторов и ежедневные дедлайны

Сначала был отборочный этап — Бассейн: стать студентом Школы 21 можно только после него. Вместе со мной подали заявки 60 000 человек, 40% успешно прошли отборочные игры, в Бассейне приняли участие только 1 500 человек, а учиться в Школу пригласили только 500.

Чтобы попасть в Бассейн, нужно сдать два онлайн-теста и пройти очное собеседование, где спрашивают об опыте и о том, почему вы хотите учиться в Школе 21. Бассейн — жесткая штука: это проверка на прочность перед началом настоящей учебы.

Каждые сутки присылали задания, которые надо решить до 12 часов следующего дня. Задачи были самыми разными: по программированию, системному администрированию, на логику и построение алгоритмов. И если из 20 задач первая решена неправильно, все задания считали невыполненными. Объяснение простое: если при запуске ракеты не сработает первая ступень, аппарат до цели не долетит.

Менторов нет — это один из принципов работы Бассейна и всей Школы 21. Если что-то было непонятно, мы искали информацию в интернете и общались друг с другом: всегда находился тот, кто разбирается в вопросе. Я, например, организовал лекцию по рекурсивным вычислениям. Для некоторых тема оказалась сложной, а я как инженер-математик в ней разбираюсь.

Каждую неделю мы сдавали экзамены. С собой можно взять только чистый лист бумаги и ручку, а во время решения заданий нельзя оборачиваться. В аудитории дежурят студенты Школы 21: если возникают сложности, можно задать им вопрос. Однажды я обратился к студенту и обернулся, когда тот подходил — за это меня удалили с экзамена. Думаю, такие строгие правила — проверка на умение сосредотачиваться и работать самостоятельно.

Бассейн продолжался месяц, но кто-то уходил раньше: не выдерживал темпа с ежедневными дедлайнами. Я видел, как люди с опытом в программировании уходили из Бассейна, а новички доходили до конца. И даже если по итогам Бассейна у них было меньше баллов, чем у более опытных людей, их прогресс был более заметным и они проходили на следующий этап — начинали обучение.

Школа 21: меньше ограничений и упор на практику

Когда Бассейн закончился, никто не был уверен, что прошел: высокие баллы не гарантируют зачисления в Школу 21. В итоге я получил приглашение, и 1 апреля началось обучение. Сперва все занимались простыми проектами на C, а потом каждый выбрал себе направление. Я остановился на Unix, потому что мало о нем знал.

В отличие от Бассейна, в Школе 21 строгих правил не было. Все постоянно чем-то занимались, причем не только учебой. Например, я играл в настольный теннис, чтобы отвлечься, кто-то упражнялся в игре на гитаре, другие бегали марафоны. Регулярно проходили собрания, лекции, хакатоны. Дедлайны по проектам стали не такими жесткими, как в Бассейне: Школа 21 работает круглосуточно даже в выходные и праздники, поэтому можно учиться в комфортном режиме. Учителей и менторов тоже нет: студенты занимаются самостоятельно и сами проверяют проекты друг друга.

Финальный проект по итогам первого года обучения я защитил в декабре 2019 года. Но и после этого посещал Школу 21: участвовал во встречах с потенциальными работодателями и изучал дата-сайенс — одно из самых популярных направлений на рынке труда.

Сбер: стажировка и возвращение в IT

В феврале 2020 года пришло письмо из Сбера: меня приглашали пройти отбор на стажировку в компании. Я выполнил тест с вопросами по математическому анализу, теории вероятности, матстатистике и машинному обучению. Справился на 78% — и мне назначили собеседование по видеосвязи. Оно продолжалось более двух часов: были вопросы как о жизни, так и по профессии. На следующий день сообщили, что я принят. Правда, из-за пандемии стажировка началась позже, в конце мая.

Я попал в команду дата-сайентистов — и теперь создаю алгоритмы, которые предсказывают поведение держателей банковских карт. То есть занимаюсь прикладными вещами, решаю конкретные задачи — это очень увлекательно. А благодаря коллегам постоянно узнаю новое и осваиваю разные методы построения моделей.

Большинство сотрудников работают на удаленке, но часть времени мы находимся в офисе, потому что имеем дело с защищенными данными, которые недоступны из дома. Практика проходит в огромном здании Сбера на Кутузовском, где тысячи человек слаженно работают над разными задачами — а потом получают общий результат. У меня, как и у многих, были стереотипные представления о Сбере: до сих пор помню, как 10 лет назад с трудом получил подтверждение покупки билетов на самолет, которое требовали в бухгалтерии. Мне тогда сказали, что документ надо ждать 45 дней — комичная ситуация. Поэтому интересно наблюдать, как кардинально за эти годы изменился Сбер.

Опыт с обучением и стажировкой мне нравится. С возрастом люди, особенно те, кто строил карьеру, часто замыкаются в коконе — общаются с семьей и ближним кругом, с людьми, у которых такие же интересы, похожие автомобили и любимые места для отдыха. Остальной мир как будто остается за стеной. Выйти из этого кокона — полезно.

Например, я годами работал в собственном кабинете, а в Школе 21 и Сбере — опенспейсы, к которым нужно было привыкнуть. Люди там совершенно разные: по опыту, навыкам, мнениям, привычкам. Попадая в такую среду, меняешь взгляд на многие вещи, становишься более внимательным и терпимым к другим, чувствуешь, что жизнь куда богаче и разнообразнее, чем иногда кажется. Это непростой путь, но интересный. Сейчас я иногда встречаю в Сбере ребят, с которыми учился в Школе 21 — все всегда подходят, здороваются, общаются, даже если мы были знакомы совсем немного. Это тоже здорово. В ближайшее время я планирую расти в дата-сайенс, продолжив обучение в Школе 21 и за ее пределами.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey L

Все технические подробности учебы в интервью не описать.
1. Экзамены на маке в специальной системе. Проверка автоматическая - проверяет компьютер.
2. Защита проектов начальных уровней с четкими требованиями - проверяет компьютер и студенты. Требования очень жёсткие.
3. Защита сложных проектов студентами имеющими соответствующий уровень и опыт. Сложный проект типа Шелла в юниксе компьютер не в состоянии проверить. Очень много тонкостей. Тот же шелл - 5 проверок. Они часа на 1.5-2 каждая.
4. Методика обучения заложена в последовательности и содержании проектов.
Как-то так

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вешкин

листок для вспомогательных записей

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey L

Листок для рабочих записей. Что-то посчитать, формулу вывести, алгоритм нарисовать и т.п. Электронные устройства на экзамене запрещены.

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Патока прям течёт)) 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шуйский

Бывает. Салфеточку? :) 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Furtaev

Вот в следующий раз когда вам Сбер карточку за границей заблокирует или двойные списания будут  - вспомните про алгоритмы, которые создаёт 56-и летний дата-сатанист и сильно на него не серчайте ;)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Амелин

Весьма интересный персональный кейс выходит...

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда