{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Y Combinator: Как распределять доли между основателями стартапа

Майкл Сибель — сооснователь стартапов Justin.tv/Twitch и Socialcam, член правления Reddit. На данный момент исполнительный директор (CEO) Y Combinator. (перевод эссе)

9 ноября 2020 стартовала Школа стартапов для будущих основателей (Startup School for Future Founders от Y Combinator) и мы будем публиковать полезные переводы для тех, кто планирует стать основателем стартапа международного уровня. Следите за новостями в телеграм-канале YC library на русском.


Сколько акций дать вашему сооснователю? Это и проблема, и вопрос, о которых писали многие. На просторах интернета вы найдете самые разные советы, но, на мой взгляд, при распределении капитала основатели упускают из виду несколько важных моментов.

Вот некоторые из наиболее часто приводимых причин неравного разделения долей в стартапе:

  • Я придумал идею
  • Я начал работать за N месяцев до моего сооснователя
  • Мы так договорились
  • Мой сооснователь получал зарплату за N месяцев, а я — нет
  • Я начал работать полный рабочий день за N месяцев до моего сооснователя
  • Я старше/опытнее своего сооснователя
  • Я привлек своего сооснователя после того, как собрал N тысяч долларов
  • Я привлек своего сооснователя после запуска своего MVP
  • Нам нужен кто-то для тай-брейка в случае спора основателей

Основатели, как правило, совершают ошибку, разделяя доли на основе ранее проделанной работы.

Все эти рассуждения приводят к четырем фундаментальным ошибкам:

  • Требуется от 7 до 10 лет, чтобы построить компанию с высокой ценностью. Небольшие вариации в первом году не оправдывают разницу в распределении долей основателей на следующие 2-10 лет.
  • БОльшая доля = бОльшая мотивация. Почти все стартапы терпят неудачу. Чем более мотивированы основатели, тем выше шансы на успех. Получение большего куска пирога (доли) ничего не стоит, если отсутствие мотивации в вашей команде основателей приведет к неудаче.
  • Если вы не цените своих сооснователей, то и все остальные не будут. Инвесторы смотрят на разделение долей основателей как на сигнал о том, как генеральный директор ценит своих сооснователей. Если вы дадите сооснователю только 10% или 1%, другие либо подумают, что они не очень хороши, либо не будут очень эффективны в вашем бизнесе. Качество команды часто является одной из главных причин, почему инвестор будет или не будет инвестировать. Зачем сообщать инвесторам, что у вас есть команда, которую вы не очень цените?
  • Стартапы — это про исполнение, а не про идеи. Резко неравные доли основателей часто отдают неоправданное предпочтение сооснователю, который изначально придумал идею для стартапа, над той небольшой группкой людей, которые вывели продукт на рынок и создали первоначальный трэкшн.

Доли должны быть разделены поровну, потому что вся работа ВПЕРЕДИ.

Начнем с того, что разделив доли между сооснователями, вы тем самым мотивировали их поддерживать вашу компанию в течение долгих лет, которые необходимы вам, чтобы построить большой и влиятельный бизнес. Зачастую сооснователи, с которыми вы ведете переговоры, не совсем понимают, сколько времени они должны уделять стартапу, тем более если он итак работает. Как генеральный директор, ответственный за распределение долей, вам придется подумать о долгосрочных интересах ваших сооснователей, даже если сейчас сами они не мыслят в долгосрочной перспективе.

Одно из самых больших заблуждений, которое я слышу от основателей, звучит примерно следующим образом: «у нас такое распределение долей, потому что мы так изначально договорились». Будучи виртуозным генеральным директором, первое, о чем вы должны подумать — это не том, как в ходе переговоров договориться с партнерами о доле, а о том, как вам организовать распределение долей так, чтобы максимально мотивировать своих товарищей по команде.

Ваша озабоченность относительно распределения долей вполне обоснована. Многие стартап-команды распадаются, и многие основатели выходят из дела. Но ваши главные механизмы защиты — вестинг и клифф.

Если вы передаете кому-то долю компании, в том числе сооснователю, у вас есть то, что называется четырехлетним резервированием прав (вестинг). То есть, перед тем как получить пакет акций, человек должен отработать в компании четыре года. Как правило, вы также можете воспользоваться «клиффом» — это значит, что если человек уйдет или будет уволен из компании в течение первого года, то он не получит ничего.

Таким образом, как генеральный директор, вы стараетесь максимально мотивировать свою команду и одновременно подготавливаете себе страховку. Даже если вы ошибетесь в выборе сооснователя, у вас будет шанс уберечь компанию от негативных последствий, если сумеете скорректировать работу в течение первого года.

С другой стороны, поскольку у вас есть хеджирование рисков, вам даже выгодно быть щедрым и отдавать сооснователям кусок побольше. Тем самым вы мотивируете их держаться за ваш стартап, даже когда дела идут не так, как хотелось бы. Поэтому на месте генерального директора вам стоит подумать о том, как не допустить ситуации, в которой ваши партнеры теряют интерес к делу, и вам приходится побуждать их работать. Куда лучше создать такие условия, чтобы их доля в компании стала тем, что стимулирует их просыпаться посреди ночи, стимулирует работать по выходным, стимулирует работать допоздна, стимулирует приводить своих друзей и в целом позволяет им чувствовать себя настоящими владельцами компании, а не просто сотрудниками.

Я утверждаю, что доли у всех сооснователей должны быть равными, это простое правило, но не всегда ему удается следовать. Я всегда повторяю основателям при распределении долей — помните о долгосрочной мотивации ваших сооснователей. Если вы не обеспокоены долгосрочной мотивацией ваших сооснователей (или даже в нужности сооснователей потом), то зачем вы вообще взяли их в сооснователи?

(Мы готовим полный перевод всех учебных материалов Startup School и YC Library, следите за новостями тут)

Полезные материалы

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда