Добро пожаловать в СИБУР! Как сделать Welcome Day для новых сотрудников запоминающимся
Автор: creative group head агентства makelove Анна Максимова
Первый рабочий день в новой компании всегда волнительный и сумбурный. При этом новичку нужно узнать и запомнить очень многое: разобраться в продуктах и нюансах бизнеса, вникнуть в корпоративную культуру, наметить свой карьерный трек, познакомиться с коллегами… и оформить пропуск, в конце концов! Чтобы погрузиться в непривычную атмосферу было проще, СИБУР организовал для новых сотрудников регулярные welcome-дни, а команда агентства makelove придумала, как сделать их максимально продуктивными.
Welcome Day — это не просто ознакомительная лекция о компании, которую читают руководители. Конечно, можно ограничиться и этим, но оценить эффективность такого мероприятия будет сложно. Как проверить, что новички поняли и запомнили информацию? Вдруг кто-то спал на встрече или залипал в фейсбуке? А как понять, что материал в лекции нужно уточнить или объяснить еще раз? Ответы на эти вопросы можно получить с помощью интерактивных форматов встречи. Кроме того, это поможет активнее вовлечь сотрудников в процесс знакомства: если коммуникация будет только односторонней, это станет для новичков признаком нежелательности диалога в компании.
В разработке welcome-дня для СИБУРа нам хотелось равно учесть и интересы компании, и инсайты сотрудников. Поэтому мы подошли к делу комплексно:
- Сначала вместе с командой СИБУРа определили темы, которые обязательно нужно раскрыть на мероприятии. Таких оказалось много, поэтому было важно разделить Welcome Day на тематические блоки.
- Затем разработали понятную концепцию встречи — достаточно деловую и игровую одновременно. Она определила и сценарий, и визуальное оформление мероприятия.
- После придумали несколько механик для обучения, из которых рабочая группа СИБУРа выбрала наиболее удачные, опираясь на свой предыдущий опыт таких мероприятий.
- Наконец, на основе собранных данных, мы создали все необходимые материалы — лендинг, сувениры, презентацию и другие.
- А главное, адаптировали Welcome Day для проведения в онлайне. В процессе работы коронавирус и вынужденная удаленка бросили нам новый вызов — придумать, как встречать и обучать новых сотрудников в любых условиях.
Креативная и визуальная концепции
Тем и задач у welcome-дня много, необходимых материалов тоже. Чтобы коммуникация была цельной и логичной, нужна объединяющая идея. Концепцией нашего мероприятия стало «СИБУР. Миссия выполнима!» — именно так звучал слоган одной из программ развития в компании. Мы взяли его за основу, доработали идею и придумали легенду, выбрали стиль общения.
Идея про миссию сразу вызывает в воображении шпионские и детективные истории, боевики в Томом Крузом… С такими ассоциациями главное не переборщить, поэтому мы решили уравновесить яркую легенду сдержанным визуальным стилем. Миссия стала ключевой темой интерактива для сотрудников — им предстояло найти бота-шпиона, который внедрился в команду, чтобы украсть секреты отличной корпоративной культуры. Подробнее о деталях миссии расскажем чуть ниже, когда удостоверимся, что ты не тот самый бот ;)
Айдентика же была сфокусирована на сфере деятельности компании. СИБУР является крупнейшей нефтехимической компанией в России, поэтому визуальная концепция строится на основе химических элементов и тематических атрибутов: бензольных колец, молекул, колб, соединений. В качестве иллюстрации используются цепочки химических реакций. Минималистичный стиль визуальной концепции транслирует технологичность и современность компании.
Презентация
Для спикеров Welcome Day мы подготовили подробную презентацию, разделенную на тематические блоки:
- Как устроена мировая нефтехимическая отрасль
- В чем специфика бизнеса СИБУРа
- Какими ключевыми проектами занимается компания
- Какие возможности для развития есть у сотрудников
- Из чего состоит корпоративная культура СИБУРа
Всю информацию нужно было донести просто и лаконично, иначе Welcome Day мог бы посоревноваться в интенсивности с полноценной университетской программой. При подготовке презентации мы изучили десятки внутренних материалов СИБУРа: презентации с конференций, новости, курсы корпоративного университета, кейсы предыдущих welcome-дней, памятки по адаптации и прочее. В результате получился компактный конспект всей базовой информации — всего 67 слайдов. Факты дополнялись инфографиками, картами, диаграммами, чтобы сложные данные (например, индексы годового производства материалов) воспринимались легче.
Чат-квест
Для запоминающегося welcome-дня хорошей презентации мало, нужно еще вовлечь новичков в обучение. Так мы придумали чат-квест, встроенный прямо в слайды: в конце каждого тематического блока сотрудники получали QR-код или ссылку с доступом к новому эпизоду игры. Один эпизод — один тест, проверяющий новые знания участников.
По легенде квеста, в СИБУР пробрался бот-шпион, который притворяется новым сотрудником компании. Он хочет украсть секреты корпоративной культуры и использовать их со злым умыслом. На поиски шпиона отправляется бот-секретный агент СИБУРа, с которым в чате и общаются сотрудники на протяжении Welcome Day. Он задает им вопросы по пройденным материалам и дает баллы за правильные ответы. Чтобы вычислить шпиона, доброму боту нужно сопоставить ответы злодея с ответами новичков и найти расхождения: новые сотрудники по-настоящему прониклись культурой компании, а бот-шпион только имитирует это.
Всего тест состоял примерно из 40 вопросов по 5 темам. Для последней темы, о корпоративной культуре, сотрудники могли сами выбрать формат прохождения — короткий тест или более подробные загадки. Участники мероприятия, давшие больше всего правильных ответов за весь тест, получали мерч от компании. Чем больше баллов, тем круче призы!
Мерч
В качестве подарков новичкам, отлично усвоившим информацию, мы выбрали практичные вещи, которые точно пригодятся в работе. Например, в список призов вошел пауэрбанк, бутылка для воды, худи, рюкзак и колонка. Также все участники получают в подарок забавный стикерпак.
Результаты
Нестандартный формат welcome-дня помог выполнить сразу несколько задач. С одной стороны, он позволил эйчарам СИБУРа структурировать информацию об участниках Welcome Day: кто, в каком городе, когда и с каким успехом прошел обучение. С другой стороны, интерактивный формат помог сразу закрепить знания сотрудников и активировать соревновательный дух в борьбе за баллы. Также это сделало сувениры более желанными, ведь теперь новички получают их не просто в составе welcome pack, а за свои реальные учебные достижения. Наконец, легенда об агентах и шпионах наверняка остались в памяти всех пришедших, ведь они стали частью по-настоящему детективной истории! После такого можно смело рассказать друзьям, что теперь ты в отличной команде, для которой любая миссия выполнима ;)
* Как дарить физический мерч, если сотрудники на удалёнке и проходят онбординг онлайн?
* Сколько времени занимает весь онбординг?*
* Такой онбординг проходят абсолютно все новички в компании, даже топ-менеджмент?
* Были ли негативные отзывы в стиле "я взрослый человек, пришел работать, а не бота вычислять"?
1. Как дарить физический мерч, если сотрудники на удалёнке и проходят онбординг онлайн?
Можно использовать доставку или сменить физические подарки на те, которые в онлайне. В нашем случае клиент рассылал мерч почтой по итогам онбординга.
Как вариант можно сделать магазин поощрений, где сотрудник сам выбирает сувениры (а не готовый пак) и забирает их потом из офиса, когда снимут ограничения.
2. Сколько времени занимает весь онбординг?
Лекция + тест в онлайне шли два дня. Три блока в первый день, потом бот благодарил за работу и предлагал вернуться к миссии завтра, а во второй день сотрудник проходил оставшиеся два блока и узнавал про сувениры.
3. Такой онбординг проходят абсолютно все новички в компании, даже топ-менеджмент?
Да, даже топ-менеджмент. Наша задача и состояла в том, чтобы придумать Welcome Day для любого сотрудника из любого региона с любым уровнем знаний. Для топов в таком онбординге было много интересного: например, они уже знали про тренды индустрии и продукцию Сибура, но впервые узнавали про корпоративные ценности и карьерные треки в компании.
4. Были ли негативные отзывы в стиле «я взрослый человек, пришёл работать, а не бота вычислять?»
В обратной связи, которую мы получали, таких отзывов не было.