TikTok-обучение, эмпатия в онлайне и ИИ-помощники. Что ждёт работодателей и сотрудников в 2021 году
В 2020 году мир пережил глобальную перезагрузку: 83% работодателей пришлось корректировать методы ведения бизнеса из-за COVID-19, 71% руководителей назвали сложным процесс адаптации к удаленной работе. В новых условиях 18% компаний поняли, что нужно внимательнее относиться к сотрудникам и кандидатам – такие данные содержатся в исследовании «HR-вызовы 2020», которое провели аналитики IT-холдинга TalentTech при поддержке облачной платформы для автоматизации рекрутмента Potok и сервиса по поиску персонала JungleJobs.
На путь решения трудностей встала и HR-сфера, которая активно начала внедрять новые процессы – от электронного документооборота до удаленных собеседований с помощью искусственного интеллекта.
Конечно, 2020-й научил тому, что будущее предсказать невозможно, но в этой статье мы все же попробуем проанализировать, какие тенденции из прошлого будут влиять на работу HR-профессионалов в настоящем и будущем.
ИИ – важный деловой партнер для HR
2021 год станет годом активных инвестиций в ИИ в области HR, вне зависимости от цели использования – для поиска резюме или отбора кандидатов на собеседовании, например. Сейчас как никогда раньше профессионалы должны уметь приспосабливаться, и новые технологии помогут в короткий срок эффективно повысить качество и скорость процессов.
Так, весной 2020-го компании начали обмениваться сотрудниками с помощью бесплатного антикризисного технологического решения, созданного сервисами Potok.io, Sever.ai и TalentTech.Адаптация компании TalentTech и призванного помочь бизнесу, который вынужден сокращать штат, либо активно ищет персонал. Решение распределяло кандидатов по горящим вакансиям, проводило экспресс-интервью с помощью ИИ и оперативно адаптировало новичков.
Цифровая трансформация во всех точках мира
Преимущество пандемии – почти мгновенное ускорение цифровых инноваций и преобразований. Теперь уже не стоит вопрос “как”, главная загадка – насколько быстро.
Одну из ведущих ролей здесь играет HR, ответственность которого:
- оказывать поддержку бизнесу в трансформации с помощью развития HR-процессов;
- готовить команду к постоянным изменениям, развивать навыки сотрудников;
- обеспечивать высокий уровень вовлеченности и мотивации работников.
Исследование показало, что 3% рекрутеров и HR-специалистов накануне 2021 года думали над тем, как настроить систему аналитики. Отчасти эта задача перекликается с задачами по автоматизации HR-процессов, управлению вовлечённостью и ускорению найма. Ещё 3% опрошенных работали над комплексной HR-стратегией. Только 1% работодателей заявил, что в их системе подбора и управления персоналом нет проблем, которые нужно решать здесь и сейчас.
Новые навыки управления персоналом
HR-специалисты после 2020-го стали руководящей силой, которая помогает как сотрудникам, так и лидерам справляться с проблемами. Навыки эйчаров в использовании современных HRtech-решений могут облегчить работу команд на дистанционке, удовлетворять потребности сотрудников, находить и устранять проблемы в мотивации и компетенциях, адаптации новичков и обучении.
Согласно результатам исследования TalentTech, для 34% работодателей массовый переход на удалённую работу потребовал развивать новые формы взаимодействия с распределённой командой.
Чему российские работодатели научились в 2020 году:
- Эффективно взаимодействовать в условиях удалённой работы — 34%
- Быстро адаптироваться к постоянным переменам — 31%
- Заботиться о сотрудниках — 18%
- Быть терпеливее — 6%
- Постоянно держать руку на пульсе — 6%
- Быть жёстче — 4%
Прозрачность работы бизнеса
COVID-19 качественно изменил не только рабочие процессы, но и коммуникацию в коллективах. Офис в том виде, в котором мы знали его до сих пор, может в ближайшем будущем исчезнуть насовсем. Согласно исследованию, 60% менеджеров поддержат выбор сотрудников в пользу удаленки.
Многие организации и правительства успешно справились с дистанционкой, но кто-то при этом и промахнулся. Там, где информация была ясной и прозрачной, люди чувствовали себя наиболее спокойно и комфортно, а значит работали в полную силу своих возможностей.
Это означает, что необходимо адаптировать традиционные методы коммуникации к новым реалиям, чтобы удовлетворять потребность сотрудников в прозрачности действий руководства. В 2020-х организации будут использовать больше каналов и технических средств для обратной связи с сотрудниками.
Прокачка цифровых и мягких навыков
Пандемия показала значимость обучения и повышения цифровых навыков – командам, которые были подготовлены с точки зрения digital, было легче перейти на дистанционный формат работы и даже преуспеть в эффективности. Во время карантина сеть магазинов “Магнит” для оперативного обучения сотрудников внедрила решение TalentTech.Обучение. Многим сотрудникам сети пришлось перейти на удаленный формат работы, в основном, это коснулось офисного персонала – 85%. Руководство компании решило использовать это время для усиления компетенций команды и развития базовых цифровых навыков.
С другой стороны, события 2020 года повысили чувство личной ответственности за будущее, что подтолкнуло сотрудников взять профессиональное развитие в свои руки. По данным Google Trends, только за март прошлого года в YouTube было загружено более 20 тысяч роликов, связанных с дистанционным обучением, а интерес к изучению языков увеличился в шесть раз. Кроме того, выросло число людей, посещающих онлайн-курсы.
При этом, важно не только развивать навыки, но и постоянно оценивать прогресс. Точное представление о динамике развития позволяет компаниям быстро раскрывать уникальные таланты своих сотрудников. Система для непрерывного обучения и развития навыков может не только подбирать подходящий образовательный контент, но и подстраивать под сотрудника сам процесс обучения. Анализируя цифровой след, платформа поймёт, когда и в каком формате лучше всего обучается конкретно этот человек и что стимулирует его когнитивные способности.
HR-специалистам и руководителям можно попробовать путь развития сотрудников по разным траекториям: самым продуктивным важно постоянно повышать амбициозность целей, других – “дотягивать” до необходимого уровня эффективности. Индивидуальная тактика помогает развивать именно те компетенции, которые нужны конкретному сотруднику.
Контент в стиле TikTok
Удаленка усилила роль обратной связи. Поэтому теперь поддерживать вовлеченность сотрудников не просто хорошо, а необходимо. Доступный на различных платформах контент позволяет поддерживать взаимодействие и повышать производительность в условиях удаленной работы.
Если говорить о развитии команды, то еще в 2018 году, по данным исследования, более 80% организаций планировали использовать пользовательский контент как часть своей корпоративной стратегии обучения. А в 2021 году мы увидим, что больше компаний будут использовать сжатые, геймифицированные форматы обучения, откажутся от привычных затяжных академических лекций и многолетних программ.
Сейчас, чтобы прокачать навыки, достаточно 3-7-минутных занятий в смартфоне или планшете. Сотрудники получают доступ к заданиям, где бы они не находились: в дороге на работу, дома или на работе. Этот метод подходит для любого направления корпоративного обучения.
Эмпатия в онлайн-мире
Сегодняшняя удаленная рабочая среда лишает сотрудников живого общения – люди испытывают стресс. Организации должны задать себе вопрос, как внедрять новые и появляющиеся технологии, чтобы работать с настроением и уровнем удовлетворенности команды.
2020-й год многих побудил подумать, как конкретный сотрудник может повлиять на коллективное будущее. Карантин показал, что люди могут адаптироваться к быстрым изменениям, вместе способны добиться выдающихся результатов. Поэтому те организации, которые рассматривают изменения и преобразования как возможности, помогут сотрудникам в 2020-х добиться успеха, развить новые навыки и свои уникальные таланты.