{"id":7725,"title":"\u041c\u043e\u0441\u043c\u0435\u0442\u0440\u043e \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0438\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u0447\u0430\u0441\u0442\u044b\u0435 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u044b \u043e \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438 \u043b\u0438\u0446","url":"\/redirect?component=advertising&id=7725&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/306052-v-metro-moskvy-teper-mozhno-platit-za-proezd-licom-sprosili-avtorov-proekta-kak-eto-rabotaet&placeBit=1&hash=1a23ae72488790d266f074c318177ed55db913e2e0bf5b3cbc11221f61048c67","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
WANNABELIKE

Культ образования: спецэффекты вытесняют смысл, диплом для бабушки, учителя-теоретики и абстрактные домашки

Меня все еще зовут Валерия Розова. Я работала в Qlean.ru директором по продукту, сейчас делаю консалтинговую компанию TYPICAL и организовываю онлайн-интенсив для менеджеров по продукту в wannabelike. Чтобы поддержать свой интенсив не словом, а делом, я хочу написать полезную статью. Мне нравится, что можно не заниматься «продажами», а даже в рекламной кампании давать пользу.

Cегодня в моей повестке будет вопрос «образования», «роста», «развития», «прокачки» и прочих вещей, которыми сейчас занимается буквально каждый менеджер продукта. Когда я открываю резюме, то в графе «образование» стабильно красуется от 3 до 20 разных пройденных курсов. Это как вещи в гардеробе — они вроде есть, но ты их совсем не носишь. Здесь все так же — эти все курсы никак не коррелируют с навыками человека. Более того, такой букет отпугивает — зачем тебе столько курсов? делаешь ли ты что-то, кроме этих курсов? почему они все из разных областей?

Образование сейчас trendy. Вы только посмотрите на рейтинги РБК с объемами выручки edtech проектов в России. Каждый второй ходил в Нетологию или Skillbox. Каждый день появляются новые программы, которые хотят «менять жизнь человека», «давать возможности» и все это в рассрочку и по видеозаписи.

Небольшая сводка как из «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» или что легло в основу моего рассказа. У меня за плечами школа (с золотой медалью — но кого это волнует), бакалавриат СПбГУ «International Relations», магистратура Высшей Школы Менеджмента CПбГУ «Master in International Business», двойной диплом CEMS, семестр в Rotterdam School of Management. Из курсов только Moscow Coding. Один завершенный поток моего интенсива по продукту на 36 человек, где я была уже в роли учителя, а также опыт преподавания Basics of Product Management для студентов ВШМ. И конечно же, сотни интервью менеджеров продукта в рамках TYPICAL для моих клиентов.

Я видела много разных программ, подходов и провалов, и сегодня расскажу вам, почему продакты бесконечно учатся, а потом не могут пройти интервью или получить повышение. Чтобы пытливый читатель не потел над выводами, я сложу все причины в 8 лаконичных пунктов. Итак, как надо себя вести, чтобы делать вид, а не учиться.

#1 Брать узкопрофильные курсы вроде «работы с фигмой» или «аналитики» вместо фундаментальных программ

Например, я могу на пианино сыграть «в траве сидел кузнечик», но это не значит, что я могу играть на пианино, и уже тем более, что я могу кого-то научить. Мартин Скорсезе в своем MasterClass говорит нам, что мы не можем создать современное кино, пока не отсмотрим всех старых мастеров. Иттен говорит, что даже если ты гений, тебе нужно знать правила работы с цветами. Также и с курсами по фигме для продактов, которые ничего сами по себе не стоят, если вы не разбираетесь в продуктовом дизайне. Конечно, после того, как вы поняли основу, можете уже выпендриваться и брать узкие дисциплины. Но на уроках алгебры вы сперва учитесь сложению и вычитанию, а уравнения с двумя неизвестными логически надстраиваются на эти знания.

Так вот, курсы по «росту продукта», «аналитике пятого шага конверсии» или «jobs to be done» просто превратятся в кашу, если вы так и не поняли, из чего вообще состоит работа менеджера продукта и какими навыками он должен обладать. Вы будете неумело вставлять везде полученные узкие знания, и опытный человек сразу поймёт, что глубокого понимания, что делать, у вас нет.

#2 Учиться в одном формате, выбирать программы, на которых максимум есть лекция и упражнение, вместо комплексных программ с разнообразными типами заданий

Все знают, что такое «фидбек 360» или «маркетинговая кампания 360», но почему-то сдуваются, когда речь идёт про образование. В образовании есть парочка накатанных форматов вроде лекций и каких-то базовых упражнений, на этом курс заканчивается. В итоге вы находите себя в очень гипотетической ситуации, где работать с клиентами вас никто не научил, также как и обращаться с инженерами, взаимодействовать с командой и искать лучшие практики.

Типичная бизнес-школа очень хорошо понимает этот принцип — в условном HBS или LBS вы встретите максимальную загрузку по форматам. Например, в рамках класса Information Strategy в Rotterdam School of Management у меня были лекции, групповой исследовательский проект, пять промежуточных тестов, большая контрольная работа, три домашки и экзамен. Holistic education — это такой комплексный подход к образованию, который помогает развивать не только академические знания, но и эмоциональный интеллект, навыки социального взаимодействия. Такие программы «окунают» вас в дисциплину, а не просто дают пяточки намочить.

#3 Учиться у теоретиков или у тех, кто «просто работает в корпорации с 10 до 19»

Люди, которые специализируются только на преподавании — это теоретики. Они не знают, за что вас могут нанять, за что вам заплатят больше. Более того, они не смогут дать вам 80/20, то есть концентрированные знания, которые позволят быстро освоиться в профессии. Теоретики будут учить вас целым томам аналитики или экономики, бесконечно говорить про интервью. Но если они не работали руками, то не понимают, как приземлять эти интервью на реальную жизнь, где ты волнуешься, а интервьюер еще и отвечает тебе односложно.

Что касается людей из корпораций only — ведь часто курсы продаются под брендами «ведут ребята из Сбербанка/Mail.ru/You name it». Бренд корпорации не гарантия качественных знаний, потому что эти люди не всегда несут ответственность за решения, часто рассказывают вам только специфику своей компании — сами подумайте, откуда им взять широкий взгляд, большую насмотренность, а ведь именно это дает возможности развить критическую позицию и сформировать свое личное мнение.

#4 Пускать учебу на самотёк, никак не организовывать себя и не планировать время и нагрузку

Видеокурсы, удаленные доступы, отсутствие дедлайнов породили обучение «завтрашнего дня». Суть учебы университетской в том, что тебя помимо прочего пытаются научить организовать себя. У тебя есть адекватные сроки, тебе нужно спланировать нагрузку, свое расписание. Текущий формат «видеоучебы» не позволяет ученикам освоить организацию своего времени — ты можешь купить курс и пинать его хоть пару лет, но за это время у тебя забывается начало курса, а знания в видео устаревают. Стоит выбирать такие программы, которые подразумевают динамику, дедлайны. Кроме того, нужно объективно оценивать свои силы — просчитать нагрузку, составить себе расписание занятий и домашек. Так можно получить максимум пользы в единицу времени и не потратить лишние деньги.

#5 Решать абстрактные домашние задания про фейковые ситуации и вымышленных героев вместо того, чтобы сразу практиковаться на своем продукте

Ну ок, это еще уместно в тестовом. Из соображений этики не принято давать тестовые про продукт, в который собеседуется кандидат. Но на учебе, тем более на дополнительной, а не в университете, зачем вам фейки, вымышленные персонажи и так далее. Ведь знания, которые дают, вы купили для того, чтобы лучше работать или чтобы вырасти — и это можно делать сразу же, без дополнительной прослойки абстрактных задач. Я могу сколько угодно смотреть в чужие P&L, но на практике все оказывается иначе — у меня структура расходов другая, и бизнес-модель вообще-то отличается, да и для моей индустрии работают совсем иные правила. Продакты говорят про быстрые итерации, про то, чтобы код скорее увидел продакшен, но почему-то когда дело касается учебы и практических заданий — тут действуют другие принципы, долгой-долгой подготовки.

#6 Покупать «корочку» для бабушки

Неустаревающий мем про то, что диплом нужен для родителей, работает и в дополнительном образовании. В роли родителей или бабушки — работодатели. Есть убеждение, что 56 тысяч курсов в резюме — это какой-то невероятный показатель вашего опыта и таланта. Но все работает иначе — умный человек будет проверять эти курсы на уровень сложности, на консистентность. Если вы одновременно тратите свое время и силы и на курсы по performance marketing, и на курсы по interactive design, и на курсы по data science — то никто не подумает, что вы «разносторонняя личность» скорее подумают, что вы не знаете, чего хотите, и не понимаете, как вам развиваться.

#7 Искренне верить, что сам курс все сделает за вас

Ну я же пришел и нашел в себе силы, в конце-то-концов. Действительно, некоторые курсы показывают стабильный уровень — это я сужу по сертификатам, которые встречаю в фейсбуке. Все сделали 90% или провели 60 интервью. У меня возникают вопросы, почему это все так стабильно работают, ведь это никак не совпадает с правилами конверсии и все такое. Чаще всего люди ленятся — особенно, если учеба оплачена в рассрочку или курс куплен со скидкой. Истории скидок или грантов в бизнес-школах — реальная редкость, ради которой нужно потрудиться или быть из по-настоящему бедных стран или условий. Этим вместе со строгой системой отбора школы обеспечивают себе качество выпускников. В основной массе на курсе работают плохо, поэтому вам лучше выбрать программу, которая сможет вам «помочь» — где есть человек, который будет мотивировать, где есть другие живые люди, с которыми будет атмосфера, коммуникация и желание делать что-то вместе. И, конечно, вам надо понять, что пока вы не начнете работать и пахать — от учебы вы получите только корочку.

#8 Выбирать форму, а не смысл. Покупать игрушки, потому что модно, видео, потому что красивый продакшен, курс с сайта, на котором есть продающие слова London/New York/Sydney

Все же знают историю про то, как подпись AI на сайте увеличивает капитализацию бизнеса. Точно так и мы будто верхнеуровневые бизнес-аналитики среднего по качеству венчурного фонда «ведёмся» на цацки. Здесь очень простой совет — быть как ученики Баухаус и пытаться брать за основу функциональность, при этом обращать внимание на форму.

Без пункта, но все же, постарайтесь найти такие курсы, на которых есть хоть какой-то отбор и принципы — это значительно повлияет на качество учеников. А в группе умных и мотивированных людей происходят чудеса — там приятнее работать, там можно учиться у других, там находят друзей, рабочие связи. Закрытые клубы, коммьюнитис, куда нельзя попасть просто так — это настоящие рабочие инструменты, в отличие от общедоступных программ, где можно оказаться с кем угодно в группе.

Во вторник, 27 апреля, я проведу Q&A в поддержку интенсива — приходите, я буду рада ответить на ваши интересные вопросы. А, да. На Q&A будет 6 выпускниц моего предыдущего потока — так вы сможете задать вопросы еще и им, и узнать про их опыт обучения, работы и построения карьеры.

0
9 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Удручает, если не сказать бесит, что в подавляющем большинстве эти "образованцы", именующие себя EdTech, неосознанно некомпетентны: они занимаются максимум обучением, а называют это образованием, потому что просто не видят разницы.
Виной тому низкий порог входа на рынок: сегодня любой может "упаковать" свои знания в "курс" и продавать их, иногда очень агрессивно. У неискушенной публики это формирует представление, что на таких "курсах" они получают образование. Что по факту не так: максимум, что они получают - некоторые знания. ред.

4

Подскажите, а какой в итоге поинт по третьему пункту? Вы написали что и то и то не то, а что тогда то по-вашему?)

2

справедливо урезонили! я бы училась у тех, кто живет делом и профессией — у опытных предпринимателей, у практиков, которые много видели, которые делают разные активности вне рамок работы — организовывают сообщества, мероприятия профессиональные, вкладываются в развитие специальности.

3

Ну вы же понимаете что если люди реально этим всем занимаются, то времени преподавать у них не будет, а если они говорят что делают всё и ещё находят время преподавать то это скорее всего "бизнес-тренеры" которые про тра ля ля а не про реальный опыт всего и вся. Т.е. в любом случае из тех кто реально занимается этим выбор скорее из перечисленных вами категорий, а не из идеальных вариантов.

3

Есть, есть такие люди, но их мало, сильно меньше чем обычных преподов курсов (я видел троих). И, кмк, чаще их можно встретить преподающими в универах/МВА чем ведущих курс какой-нибудь.

1

да, мало, но есть. некоторые занимаются преподаванием чисто на энтузиазме или с целью воспитать, так сказать, себе специалиста в команду

1

Прекрасная статья

1

Спасибо! Приходите на Q&A.

0

На работу берут в основном тех, у кого есть бумажки с печатями :(
и никого не интересует, что ты самоучка, например :(

0
Читать все 9 комментариев
Мой дорогой EdTech: как исследовать ожидания студентов и управлять ими

Привет, я — Анна Письменная. Я влюблена в мозг и образование. Именно поэтому я связала свою жизнь с нейромаркетингом, написала диссертацию и являюсь автором курса нейромаркетинга в Высшей школе бизнеса, ВШЭ. И мне как преподавателю очень важно понимать ожидания студентов от моего курса, что довольно непростое занятие. Поэтому я сформировала…

«Альфа-банк» отключил части клиентов бесплатные push-уведомления о покупках Статьи редакции

Бесплатные push-уведомления останутся только для подтверждения операций.

«Когда геоданные попадают на рынок, их можно перепродавать бесконечно»: как устроен рынок сведений о местоположении Статьи редакции

Издание The Markup изучило 47 фирм, которые собирают данные о геолокации пользователей, и рассказало, как информация попадает в сеть, где она продаётся и кто её покупает.

Unsplash
Лучшие стартапы в «Трибуне» с 18 по 24 октября 2021 года

Подборка лучших проектов по рейтингу подготовлена каналом @vchunt, где каждую неделю появляется топ-3 стартапа из «Трибуны». Подписывайтесь, чтобы поддержать русскоязычных фаундеров и не пропустить отличные продукты!

Тренд на биометрическую идентификацию: как нейронные сети распознают наши лица

В октябре в московском метро заработала новая система безналичного расчета – FacePay. Как работают нейронные сети в процессе распознавания лиц рассказывает Руслан Гримов, руководитель ML-департамента Friflex.

Как сотрудники Tele2 стали лицами бренда

Кто сказал, что сниматься для рекламы могут только профессиональные модели? В компании Tele2 лицами для внутренних и внешних рекламных кампаний становятся даже собственные сотрудники! Мы собрали истории коллег, которые подали заявки на конкурс и приняли участие в профессиональной фотосессии, а теперь их портреты украшают фотобанк Tele2.

Кейс «Силовых машин»: как бизнесу в разы быстрее нанимать персонал

Таргетированная мобильная реклама до сих пор считается нестандартным каналом для найма. Но кейсы клиентов Stream Target показывают, что рассылки успешно привлекают соискателей как рабочих специальностей, так и сотрудников с высокой квалификацией.

Топ-5 EdTech стартапов, которые сделают ваше обучение проще и интереснее

Осенью в нашей стране традиционно начинается учебный год. Тысячи школьников и студентов отныне делятся на два лагеря: одни ищут пути быстрее и с наименьшими потерями покончить с учёбой, другие — с радостью спешат на лекции и уроки. Есть ещё и родители, и преподаватели с собственными проблемами и потребностями. Мы отобрали 5 образовательных…

«Там считают, если взял выходной — не любишь свою работу»: музыканты из Кирова зарабатывают в Китае $1500 в месяц Статьи редакции

Дорогу, миграционные документы и проживание оплачивали работодатели, а кавер-группа выступала каждый день.

Спасти еду: экологичное ИТ-решение помогает ресторанам справляться с перепроизводством блюд

Каждый год в России выбрасывают около 17 млн тонн продуктов на 1,6 трлн рублей.

Что на самом деле приводит мир в движение: история инструментов бухгалтерского учёта

От засечек на палках до специальных программ

UNIVAC I.
null