{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

#кактамвСбере: история одного года работы в той самой компании

Ира Баринская

Как всё началось. Я попала в Сбер случайно в том самом кризисно-ковидном марте 2020-го. У меня никогда не было цели работать именно здесь, но открылась одна вакансия, и приятельница порекомендовала коллегам меня. За время испытательного срока я несколько раз прошла все стадии принятия, включая дополнительные итерации от «пора валить» до «я никогда в жизни это не вывезу».

Мне пришлось очень сложно, потому что на тот момент я только вернулась из Израиля, где провела предыдущий год в иной культуре и языковой среде, а ещё до этого я 5 лет пилила свой стартап, развивала творческие кластеры и занималась штуками, совсем не связанными с IT. После офера мне пришлось оперативно осваивать формат удалёнки, работу в огромной корпорации, адаптацию к российским реалиям и совершенно новую для себя тему — product managment. Но ни один курс не научил меня всему тому, что я успела впитать за три месяца здесь, а опыт преодоления препятствий практически на каждом шагу стал бесценным тренажёром духа.

Прикольно получилось в области ожидания VS реальность:

Я шла работать в банк, а попала в IT-компанию.

Никаких ограничений в деятельности пока что нет: можешь обосновать — делай.

Любые рамки регулируются по формуле (упорство+время) * soft skills: не получается сделать — ищи другие пути. Их минимум 4–5.

Про людей. «Как там в Сбере?» — это первый вопрос, который задаёт мне каждый человек после «Привет, давно не виделись», как будто меня уже нет без Сбера, а Сбера — без меня (но это не точно). Заметила за собой, что начинаю упрощать, потому что уже какое-то время слишком много и часто говорю на особом «сберовском» языке. Я привыкла, что в Сбере все сразу же обмениваются «кодовыми словами» и всё понимают. Например, человек говорит: «Я из трайба X», я вспоминаю, как мы внедряли в этом трайбе один процесс, и вот нам уже есть о чём поговорить.

Зато в любой компании я — тот самый человек, которого встречают фразой: «О, привет, пойдём я тебя познакомлю — Вася/Маша/Петя тоже из Сбера. Now Kiss». И мы стоим такие с Васей/Машей/Петей, смотрим друг на друга — и всё понимаем даже без слов.

Мне всегда везёт на людей, поэтому я попала в одну из самых крутых команд. Мы все пришли в компанию примерно в одно и то же время, как-то умудрились сбиться в условиях удалёнки и полной неизвестности, а теперь мы — те самые рейнджеры, которые усиливают друг друга, собираясь вместе. Когда я провожу собеседования или просто рассказываю о работе, постоянно упоминаю, что мы — ребята «нового сберовского» формата: у каждого весьма специфический бэкграунд — от Яндекса и McKinsey до международных стартапов. Возможно, именно поэтому мы делаем что-то, на мой взгляд, невозможное: перетаскиваем одну из топовых российских компаний на продуктовые рельсы. Это тысячи процессов, бесконечное количество коммуникаций, сотни людей и человеко-часов.

Иногда кажется, что ничего не двигается, но уже сегодня всё работает гораздо лучше, чем год назад, мы постепенно наращиваем скорость и каждый день становимся на шаг ближе к тому, чтобы Сбер стал Продуктовой компанией. Больше года назад появилась программа Продуктовая мастерская: мы провели через неё больше 60 команд. Прокачивали продактов, искали слабые места, подсвечивали сильные, на ходу искали новые способы сделать продукт лучше и сгенерировали Сберу дополнительный доход в миллионы рублей. О том, как всё устроено в мастерской, можно почитать здесь.

Про рабочий процесс. Я научилась ходить в отпуск и выстраивать рабочий процесс так, чтобы не было больно. Постоянно растут масштабы задач и ответственности, но продолжаю не бояться брать её на себя, как в самом начале, стремлюсь сохранять оптимизм и протаскивать этот вайб в максимальное количество процессов.

Мне нужно вести коммуникацию со множеством людей и команд. Чтобы стало полегче, я выстроила операционные процессы. Например, придумала регулярные встречи, календарь митапов на 200+ человек, наладила коннект со всеми внешними продуктовыми сообществами.

Можно сколько угодно ныть и спорить на тему того, как всё устроено, а можно начать с себя — и в полуавтономном режиме копать свою деляночку так, как считаешь правильным. За почти год я столкнулась с тысячей историй, способных стать причинами для того, чтобы хлопнуть дверью и тем самым пополнить ряды тех, кому обрезали крылья. Но каждая из них сделала меня гибче, умнее и попала в копилку бесценного опыта, который не получить нигде, кроме Сбера.

Всё ещё считаю, что в Сбере очень круто работать сейчас, если ты смелый, ловкий и умелый. Система не благоволит каждому и ежедневно проверяет на прочность, но в этом и мой личный кайф: если я преуспеваю в таких условиях, дальше смогу вообще всё. Мы уже выходим на уровень компании в разработке стратегии и уникального пути по организации профессиональных сообществ, начинаем активно работать с продуктами экосистемы и систематизируем бэклог, артефакты и результаты экспериментов, чтобы вывести это в скрипты и процессы. Сама не верю иногда, но выглядит так, что всё получается.

Авокадо дьявола. На одном тиндер-свидании с продуктовым дизайнером из конкурирующей компании после того, как я упомянула место работы, полчаса слушала монолог о том, как я должна себя не уважать, раз занимаюсь «этим» у «этих». Я тогда недоумевала, почему люди в Москве а) настолько отождествляют себя со своей работой, б) плодят столько ненависти на ровном месте. Возможно, это территория не моих дел, но я позволила себе сформулировать тезис, с которым мне стало как минимум ок воспринимать тот поток хейта, который ежедневно выливается из интернетов и от случайных людей: «Пофиг, что снаружи, важнее, что внутри».

Пройдёт год, мы будем записывать выпуск подкаста на тему исследований со спикерами из Сбера и Яндекса, а я задам тот самый вопрос, волнующий меня всё это время: «Вы что, правда так сильно ненавидите друг друга?» Пацаны мне сказали, что это всё булшит неуверенных в себе задротов (они не так сказали — я так услышала), что они считают друг друга скорее коллегами, которые двигают индустрию вперёд. А кто с кем соревнуется — это не в их фокусе внимания.

За год в Сбере я познакомилась с невероятным количеством крутых людей. Да, мы все немного оторваны от реальности, потому что внутри весьма непростая конкурентная среда. Ты должен быть сильным воином, умелым политиком, обязан гореть своей темой и зажигать ею остальных, чтобы хоть что-то получилось. Очень большой кусок твоей работы уйдёт в стол и никогда не увидит свет, а тебе нужно уметь принимать это и делать больше и лучше, чтобы смочь протащить хотя бы часть своих идей и довести их до реализации. Тебе нужно одновременно выстраивать отношения со множеством самых разных людей, не обламываться делать какие-то факультативные штуки для них — и тогда (но это не точно) будут опции, если тебе потребуется помощь или поддержка. Покажите мне другую большую компанию, где не так. Но помните, что у меня есть друзья и знакомые, а значит, инсайты о том, как на самом деле практически в каждой из них.

В самом начале этого пути я подписалась на паблик во ВКонтакте «Подслушано в Сбере», чтобы это отрезвляло и напоминало о том, что тут — как везде: есть и дичь, и космос. Совру, если скажу, что всё идеально и «как я мечтала». Нет, блин, зачастую тяжело и больно. Но потом выстреливает что-то: человек получает позицию продакта благодаря твоему треку развития, команда впервые рассказывает о своём продукте в СМИ и находит точки роста, а твой коллега говорит, что лучше коллектива на работе за его карьеру ещё не было. И ты улыбаешься и фигачишь дальше свои 10 гипотез, 9 из которых никогда не принесут нужного результата.

Обожаю свою команду, бесконечно ценю каждого коллегу, с кем так или иначе столкнулась за этот год. Космически прокачалась по всем фронтам и понимаю, куда хочу двигаться в плане развития и карьеры. Возможно, передумаю, но теперь умею в agile, значит, это не будет проблемой. А дальше будет дальше, поэтому stay tuned.

0
138 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Бочкарев

А есть хоть 1 человек у которого Сбер ассоциировался с чем то позитивным?
Ну вот на полном серьезе?
Мне кажется даже Греф его не любит и все пытается как то перекроить, осовременнить, но получается все равно ..

Ответить
Развернуть ветку
джекичян

Из позитивного у Сбера лет пять назад был банкомат в каждом Залуподрищенске. Очень удобно, даже просто обналичить любую карту.
Сейчас повсеместный NFC как-то убавил градус восторга и Сбер превратился в обычный банк, который обычно работает.

Ответить
Развернуть ветку
Ven Nigell

...но при попытке снятия средств с карты не в своём Залупозадрищенске с тебя слупляли комишен за то, что ты в другой области. Мне до сих пор удивительно, что несмотря на это в нем остались клиенты, это же ниже дна.

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский

уъу, проклятые капиталисты.
Иди в задрыщенске сними с Тинькова денежку, без комиссии. Хотя поготь, ты и с комиссией-то не снимешь. Потому что ближайший банкомат Тинькова в ближайшем городе миллионике.
И кстати, неправда, что за снятие в другом регионе комиссия. Есть только за переводы, но с СБП уже и это проблема решена.  

Ответить
Развернуть ветку
Make Luv

Я думал уже не существует староверов, которые  не знают, что у тинька с любого банкомата без комиссии. Да, от 3к, но я хз, зачем снимать меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский

Ну так вы паразитируете на чужой инфраструктуре, не будет Сбера и ваш тинек превратиться в тыкву. 

Ответить
Развернуть ветку
Make Luv

Ты думаешь остальным банкам это не выгодно и тинкоф их заставляет? 

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский

Я не говорю что Тинькофф плохой банк, я говорю что сбер тоже хороший. 

Ответить
Развернуть ветку
джекичян
от 3к, но я хз, зачем снимать меньше

Я знаю. Для меня 2900 рублей все еще неплохие деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Make Luv

А есть разница снять 2900 или 3000?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Моренко

Что бы были разменные. Я в такси предпочитаю наличными платить. Поэтому тоже снимаю 900 или 1900))

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Filatov

🤔

Ответить
Развернуть ветку
135 комментариев
Раскрывать всегда