{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как сотрудники обманывают системы учета рабочего времени

До сих пор существуют компании, которые отмечают время выхода на смену вручную. Обычно этим занимается директор магазина или сотрудник службы безопасности. Очевидные минусы такого способа учета – личные договоренности отмечать в табеле плановое время, а не фактическое; ошибки в табеле из-за невнимательности; «мертвые души», заработную плату за которых получает директор и т. д. Очереди на кассах, пустые полки, неактуальные ценники – каждый сталкивался с такими ситуациями, приходя в любой розничный магазин. Обычно это связано с опозданиями и невыходом сотрудников на смену.

Получается, что бизнес бьется за повышение качества обслуживания, но не понимает и не контролирует, как работает его персонал. Чтобы повысить дисциплину и прозрачно контролировать выход сотрудников по планируемому графику, компании внедряют различные системы учета рабочего времени. Но даже внедрение подобных систем не гарантирует точность отметок о фактически отработанном времени – сотрудники находят способы фрода.

Фрод (fraud с англ.) – любой вид мошенничества или махинаций.

Разберемся, какие технологии применяются в системах учета и как сотрудники их обманывают:

«Классический» карточный СКУД

Самая распространенная технология учета, принцип работы которой заключается в прикладывании магнитной пластиковой карты к считывателю, который затем формирует отчет. Очевидный минус такого способа – производство карт, которые теряются или приходят в негодность. Учитывая, что штат даже одной торговой точки может достигать 100 человек, постоянная замена карт для компании выливается в крупную сумму каждый месяц.

Помимо неудобства использования и стоимости, в этом способе учета больше всего вариантов фрода. Выделим основные, которые встречаются везде:

- передача карточек: сотрудники внутри одной смены могут обмениваться карточками, чтобы отмечать время прихода и ухода коллег при их фактическом отсутствии

- обман со стороны руководства: директор магазина может сам отмечать сотрудников, чтобы не создавать «лишние проблемы» и избегать штрафов от территориальных менеджеров; директор отмечает несуществующего сотрудника и получает за него заработную плату

- умышленная потеря или неисправность: сотрудники специально забывают или теряют карточки, чтобы директор магазина вручную заносил отработанные часы в систему, обычно закрывают глаза на опоздания и проставляют полную смену

Биометрия по отпечатку пальца

Учет по отпечатку пальца – технологичное решение, которое на первый взгляд кажется простым и удобным. Приходя на смену, сотрудники прикладывают определенный палец на устройство, который находит в базе нужный отпечаток и фиксирует отметку с конкретным человеком. Метод плох контактностью – стекла со временем затираются и приходят в негодность. С финансовой точки зрения это самый дешевый способ учета, но ненадежный.

Кажется, что обмануть такую систему невозможно, каждый палец индивидуален. Но лазейки нашлись:

- повреждение пальца: сотрудники могут нарочно порезаться, чтобы не отмечаться на устройстве, так как процесс регистрации нового пальца может занимать несколько дней или неделю, все отметки об отработанном времени фиксируются вручную директором

- обман со стороны руководства: как и в случае с карточками, директор магазина регистрирует на все свои пальцы разных сотрудников и отмечает их, включая «мертвые души»

- нестабильность распознавания: сотрудники специально прикладывают палец некорректно, и система их не считывает

Лицевая биометрия

Оптимальное соотношение стоимости и точности учета. Простой принцип работы: приходя на смену, сотрудник фотографирует свое лицо на специальном устройстве, во время отметки селфи сотрудника отправляется в облако и обрабатывается алгоритмами на основе нейронных сетей. Технология Liveness, используемая в таких устройствах, проверяет, настоящий ли человек изображен на фотографии.

Если проверка пройдена, то система преобразует фотографию в биометрический шаблон и ищет совпадения в загруженной базе. Если оно найдено, то платформа передает сигнал в систему для фиксации времени.

Для некоторых сотрудников внедрение самой надежной и точной системы учета стало вызовом – найти любой целой способы фрода. Вот, что встречается на практике:

- отметка через фото: сотрудники пытаются отмечать своих коллег, подставляя их фотографию к камере

- отметка через видео: если первый вариант не прошел, используют записанное видео с телефона, чтобы доказать системе, что это живой человек

К несчастью сотрудников и наоборот для бизнеса, обмануть лицевую биометрию невозможно. Такой способ учета фиксирует фактическое отработанное время и выплачивает по отметкам заработную плату. Установка устройств в каждом магазине кажется невыгодной инвестицией, но, если подсчитать, сколько теряет бизнес из-за несвоевременного выхода сотрудника на смену, подобные проекты окупают себя за несколько месяцев.

Внедрение подобных систем дает бизнесу больше, чем просто учет рабочего времени. Компании получают в режиме онлайн статистику по выходам сотрудников в разрезе дня, недели и месяца в каждом магазине. К тому же, автоматизированный процесс значительно сокращает время менеджмента на ручные операции, исключает оплату опозданий и ранних уходов и в среднем по рынке экономит до 1.5% фонда оплаты труда. При высокой численности штата экономия составляет миллионы рублей ежемесячно.

0
70 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Livcov

Вообще надо делать так, чтобы сотрудники просыпались утром и бегом бежали на работу, где их будут ждать тёплые плюшки и какао :-)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

К сожалению, есть существенная часть народа, которые от теплого к ним отношения, начинают гнить - сколько ни сделай хорошего, всё равно будет не так и ни эдак, и работать не будут, а чтобы таких заставить работать и придумали такие системы

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

Что такое "гнить"?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Портиться

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

В чем это проявляется?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Часть сотрудников, получив на новой работе то, о чем они только мечтали на прошлой работе, начинают вести себя по принципам:
1) я это заслужил
2) теперь так будет всегда
3) чего бы ещё отжать

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

У меня вопрос к руководству возник бы.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

А вы как давно были руководителем?

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

Лет 15.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

И за 15 лет вам ни разу не попадались такие персонажи?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Сразу видно, что вы никогда не были на руководящей должности, иначе бы не мели всех под одну гребенку

Ответить
Развернуть ветку
Олег Папин

Так это у тебя из-за пары неадекватно, с которыми ты нормально решить не можешь, остальные сотрудники будут работать в лагерных условиях. Мистер большой руководитель, очередной. 

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

Может быть не стоит работать с тем, с кем не получается работать? 

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Не стоит, конечно же. Только такие типы не сразу проявляют себя - это раз, и чисто статистически при большом количестве сотрудников (например, от 100 чел.) невозможно набрать всех только правильных сотрудников - обязательно будут те, про которых писал выше - это два.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

Человек себя проявляет сразу достаточно ярко. И некоторым людям этого достаточно, чтобы сделать выводы. Но не всегда на это хочется обращать внимание. Какие-то негативные стороны можно компенсировать с помощью дисциплины, организации рабочего процесса и, боже упаси, мотивации. А с какими-то сторонами можно мириться временно, ради выполнения конкретной задачи.
Но ваш тезис, "люди гниют" фактически нужно переводить в тезис  "нанимаются и управляются люди неправильно". И это проблема не людей, а руководства.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Люди гниют - это проблемы их воспитания. У руководства нет задачи воспитывать персонал, да и в зрелом возрасте перевоспитать невозможно.
и да, вы правы - это проблемы руководства, которое вынуждено заниматься функциями контроля их работы, вплоть до микроменеджмента, из-за чего вышеописанные персонажи начинают пищать на всех форумах, что их бедненьких-несчастненьких притесняют такие-сякие руководители)))

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

Как интересно, а в какой компании вы работаете, если не секрет?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

А что вам это даст?

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

Буду избегать вашу компанию.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Так вы же вроде как руководитель где-то лет 15. Зачем вам другая компания?)

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

Роли могут быть разными - клиент, сотрудник. Я руковожу в найме сейчас, например.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

А я руководил и в найме, и как собственник, и сам был подчиненным, так что есть что с чем сравнить.
А насчёт моей компании не беспокойтесь - вы с ней никогда не пересечетесь - слишком разные сферы.

Ответить
Развернуть ветку
67 комментариев
Раскрывать всегда