{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Сотрудники берут деньги мимо кассы и становятся конкурентами: как это предотвратить

В некоторых направлениях бизнеса, особенно связанных с выездом на локацию к клиенту, процветает воровство. Клиенты предлагают вашим сотрудникам договориться, надеясь, что заплатят меньше. А те, в свою очередь, дают свой номер телефона для дальнейшего «сотрудничества». Так они обрастают связями, формируют клиентскую базу и становятся конкурентами компании. Что поможет предотвратить подобное? Расскажу в материале.

Ситуация в бизнесе

Одно из направлений деятельности компании — обслуживание печатающих устройств, в том числе плоттеров (огромных устройств для вычерчивания чертежей, графиков и диаграмм). В силу габаритов оборудования работы можно производить только у клиентов на местах. Пока за это направление отвечают сами совладельцы. Они хотят масштабироваться и понимают, что функцию нужно делегировать.

Но останавливает следующее: клиенты, не зная, что перед ними совладельцы, предлагают договориться об оплате мимо кассы, а после — взять номер телефона, чтобы звонить мастеру напрямую, в обход компании. Кроме того, запланировать время на работу и дорогу для компании кажется сложным, ведь всё индивидуально. В такой ситуации сотрудник может не просто брать деньги себе, но и потенциально стать конкурентом, набрав базу.

Почему сотрудник становится конкурентом

Желание сотрудника забрать базу и стать конкурентом — верный признак несистемного бизнеса. Это происходит, когда мастер сам созванивается и договаривается с клиентом, обсуждает стоимость, планирует работу, время выезда. Он же осуществляет ремонт и производит расчёт с клиентом.

Но попробуйте посмотреть с точки зрения такого сотрудника. Ведь в действительности он делает всё сам, и нет ничего странного в том, что он хочет уйти и создать такую же компанию. Он же всё умеет!

Что нужно делать

Нормативы

Первый шаг — разработать внутренний норматив. Я не согласен с тем, что нельзя заложить время на ремонт. Диагностика и каждый вид обслуживания занимают определённое время, отсюда и формируется прайс-лист. Для грамотного планирования на бизнес-процесс компании нужно обязательно посмотреть с технологической точки зрения.

Конечно, рамки нормативов не будут точными на 100%. Но без них нельзя ни сформировать прайс-лист, ни спланировать работу сотрудников. Нужно понимать, когда мастер сможет выехать (завтра или послезавтра), получится ли срочно взять заказ, если есть такое требование. Поэтому и нужно потратить время на разработку норматива.

Разделение функций

Каждый сотрудник должен выполнять свою работу, поэтому у технических специалистов нужно отобрать то, что не относится к их прямым обязанностям. Клиент, попадая в компанию, должен общаться не с мастером, а со специалистом по приёму заказов. Это должен быть доброжелательный человек, умеющий общаться. Именно он узнаёт у клиента подробности заказа, заполняя форму для специалиста. У него находится график работы инженеров, он определяет, когда есть свободное окно для ремонта. Время на дорогу тоже прогнозируемо, и его нужно закладывать в график.

Специалист по работе с клиентами даёт всю информацию, обсуждает с клиентом стоимость. Инженер, приезжая на локацию, делает диагностику. После этого отзванивается в компанию и сообщает, всё ли идёт по плану или диагностика показала совсем другое.

Работающая система

На самом деле это распространённая практика не только в странах СНГ. Например, когда я жил в Нью-Джерси, у меня в доме была централизованная система кондиционирования и вентиляции. Зимой, в самые холодные дни, она сломалась. Пришлось вызывать специалистов. И они работали именно по такому принципу: ко мне пришёл инженер, сделал диагностику и отзвонился в компанию, сообщив о работе по определённому протоколу.

Именно такой метод разделения обязанностей помог когда-то мне на производстве предупредить оплаты мимо кассы. Да, сначала было трудно внедрить изменения. Даже ушли несколько сотрудников, как мне казалось, сильных. Но позже выяснилось, что они и были теми, кто действовал вне правил компании.

Вывод

Если в компании есть системный подход, грамотно распределены обязанности, риски уменьшаются. Если мастер загружен работой, ему не нужно искать что-то на стороне и говорить клиентам: «А вот если бы ты обратился ко мне напрямую, то я бы сделал за полцены!»

Чтобы ваши сотрудники не искали работу на стороне, а тем более у ваших клиентов, систематизируйте работу. Если сотрудники загружены, у них есть план, и они понимают, сколько получат за свою работу, нет нужды искать заказы на стороне и брать деньги мимо кассы.

- Александр Высоцкий

0
5 комментариев
Khabib96

Пост от капитана очевидность. Работаю в подобной нише. Никакие самоутешения не спасут от подработки по профилю в обход "менеджера по приему заявок". В заявке замена ролика, на месте прилипает ТО и сопутка. По чеку 1ч как и оговорил "менежер", по факту 6ч работы со скидкой 30% на сверхдоговорные. "Уводить" клиента?  Я не идиот, на данный момент все риски остаются у подписавшего договор.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеев

Столько слов, а решение простое,
1. Забрать расчеты с клиентами у исполнителей.
2. Разъяснять заказчику, что слетает с гарантии и нарушает закон.
3. Очевидность выгоды работы через кассу должна быть понятна заказчику а не просто выгода в цене.
4. Никто не отменял тайного покупателя, очень действенный способ. Понимание персоналом того, что сотрудник может попасть на проверку снизит процент левака, и рано или поздно ТП найдет свою цель.

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский

1. Многим проще заплатить налом.
2. Вообще пофиг, главное чтобы дешевле и что делать если не вы представляете гарантию.
3. Пункт 1 и 2
4. Мастеров мало особенно узкой специализации, уволить сотрудника легко, найти нового сложно и нужно обучать. Излишний контроль, ещё больше давит на мастеров, чтобы уйти вместе, и создать свою компанию. 

Ваши решения хуже, чем у топикстартера.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеев

1. Незаконный доход.
2. Дешевле не главное, это всего лишь один из многих критериев услуги, конечно зависит от вида услуг и ниши.
3. Очевидность выгод, это скорее для ума маркетологов… их сильно больше чем просто Цена.
4. Мастеров достаточно. Гиблое дело, договариваться с «крысами». Правильная мотивация сотрудников - почти наука. 

Ответить
Развернуть ветку
Нинзя

Мастеров достаточно - ну сами же сказали, зависит от ниши. Ещё и от региона

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда