Хочу в IT, но я гуманитарий
Заголовок этой статьи у одних людей может вызвать понимание: «Да, это про меня». А у других — возмущение: «Да сколько можно делить людей на технарей и гуманитариев!». Третьи скажут: «Сфера айти не резиновая». Поэтому оговорюсь сразу: в айти дефицит еще на 10 лет вперед, и я против разделения на технарей и гуманитариев. Расскажу почему и покажу на примерах, как люди из гуманитарных сфер перешли в IT. Еще попробую объяснить, что делать, если хочешь работать в IT, но при этом ничего не программировать.
Миф о технарях и гуманитариях: понять, простить и попрощаться
Миф о том, что люди делятся на технарей и гуманитариев, рождается еще в школе. И так происходит по разным причинам. Одним ученикам скучно на уроках литературы и истории, другим — на математике и физике. Потому что не у каждого учителя стоит задача интересно рассказывать о логарифмах. Или переносить «Обломова» на сегодняшние проблемы.
У самих школьников не всегда хватает ресурсов на все направления. И если Алина, например, хорошо разбирается в истории и лучше всех пишет сочинения, ей позволяют расслабиться на математике. Еще стоит учесть лень. Вот говорят Ване: «Математика — это не твое», а он и не пробует доказать обратное. Потому что просто не хочет.
Ученые еще в 1964 году доказали: можно научиться чему угодно, если постоянно тренироваться. Например, если человек хочет научиться мыслить логически, ему стоит регулярно решать математические задачи и головоломки. Мозг выстроит новые нейронные связи, а человек получит суперспособность даже в зрелом возрасте.
Нейробиолог Сандрин Тюре утверждает: «Взрослый мозг способен генерировать новые нервные клетки». Они нужны, чтобы учиться новому и запоминать информацию. Долгое время считалось, что такие клетки не восстанавливаются. Но Сандрин уверена: взрослый человек может их нарастить, если будет прикладывать мыслительные и физические усилия.
Математика — не главное в IT
Стереотип о том, что будущие программисты и разработчики обязательно должны владеть математикой, распространен по всему миру. Но эта точка зрения научно не подтверждена, считает профессор психологии Шантель Прат.
Он вместе с другими американскими учеными провел исследование и в 2020 году опубликовал результаты. Выяснилось: чтобы программировать, гораздо важнее иметь естественную склонность к изучению языков. Потому что кодинг имеет много общего с лингвистикой.
Так, прежде чем написать код, программист изучает новый язык, вникает в его лексику и грамматику. Еще ученые уверены: язык программирования Python похож на английский. В нем тоже есть деление на абзацы и команды составляются из слов, а не из символов.
Кроме склонности к изучению языков важны когнитивные функции: умение решать проблемы и использовать оперативную память мозга. Умение считать тоже пригодилось тем, кто участвовал в исследовании и программировал на Python. Но оно оказалось менее значимым.
Был гуманитарием — стал айтишником
Я знаком с парой сотен людей, которые перешли из гуманитарных сфер в IT. И это хорошее доказательство: если очень захотеть, можно стать кем угодно.
Например, Ерванд Агаджанян 20 лет профессионально играл на скрипке. Но в 2020 году пришла пандемия — играть на мероприятиях, в метро и переходах стало временно невозможно. Музыкант решил получить новую профессию. И уже через год и три месяца стал Python-разработчиком.
Юлия Белова преподавала в школе географию и ОБЖ. В какой-то момент она устала от маленькой зарплаты, сложных учеников и возненавидела свою работу. В тестирование Юля пришла случайно. Сначала училась самостоятельно, потом проходила бесплатные курсы. А через некоторое время стала ведущим инженером по тестированию.
Еще одна крутая история — у Александры Куликовой. Двенадцать лет она работала в HR, а перед увольнением занимала руководящую должность. Весной 2020 года Александра поняла: привычная профессия ее больше не интересует. И пришла в IT — ей понравилось писать код. Потому что нужно использовать логику, работать руками, создавать то, чем будут пользоваться люди. Сейчас Александра работает тестировщиком.
Профессия «Исследователь»: переход в IT для тех, кто не хочет программировать
Несмотря на массу успешных примеров, люди, которые считают себя гуманитариями, опасаются вникать в околотехнические сферы. Бывает и так. Человек хочет в IT: он слышал, что там высокие зарплаты, работать можно удаленно, да и вообще выглядит это интересно. Он бы и хотел поучиться, но чувствует: «писать код — не мое». Это нормально. Склонности и желания должны быть в приоритете. Тогда как попасть в IT, если не хочешь программировать?
Исследователь — относительно новая профессия. Но интерес к ней растет. Бизнес всё чаще спрашивает: «А кто мой клиент? Чего он хочет? Чем живет? Как я могу ему помочь?» IT-компании при разработке приложений, сервисов и сайтов просчитывают, какие эмоции вызовет продукт у пользователя.
Чтобы понимать заранее, что нужно людям и как они себя поведут в определенных ситуациях, спрашивают у исследователя. Еще он проверяет продуктовые гипотезы, помогает бизнесу заработать больше или сэкономить деньги. Выясняет, будет ли востребован новый продукт и как улучшить текущий.
Это как раз одна из тех профессий, где прийти в сферу IT можно, даже если ты не хочешь программировать, тестировать продукты, создавать сервисы и приложения. И не потому что ты «гуманитарий и не разбираешься в математике». А потому что хочешь вникать в потребности и мотивации людей. Приводить в систему факты, искать закономерности.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
SQL вообще первое требование для джуна в любой специальности, где есть слово Data.
Комментарий недоступен
Факт. Дата инженер для джуна, чтобы его от select ов избавить. Идите такие истории в Скайенг лингвистам рассказывайте
Комментарий недоступен
Высосать из пальца можно много чего. Вам это удается.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Все так, но я предлагаю разделить
1. Вашу священную войну про "получать от 100к в айти" и остальное. Тут у вас есть какие-то свои убеждения, я готов их обсудить, показать что есть и то, что вас сподвигает писать такие клише и другие подходы, которые не зазывают 100к, а показывают весь путь, ссылки и на источники с з/п, статистику по вакансиям и тп. Так делаем мы в Skypro, Практикум, например.
2. Полезна и нужна для старта - разные вещи. Я пишу про начинающих специалистов. Потом много что может быть полезно. Но для того, чтобы начать, реализовать свою цель или мечту, это не нужно в объеме вузовского курса, понятно, что есть базовые вещи в курсе, так как иначе выпускники не будут соответствовать критериям найма.
Комментарий недоступен
Безболезненно поставить систему не каждая опытная сестра сможет. А уж внутрикостный укол... Игла Бира (укороченная) ... Вяяяяя....
Но если от укола у пациента случится анафилактический шок, то хорошо бы иметь еще дополнительные медицинские знания.Да не. Преднизол и адреналин. Ничего тут знать особо не надо. Ну, эуфиллин, может быть, если совсем уж одышка. "Длинный" шок не страшен, страшен короткий.
Но мы не за медицину. Я просто понял вот что (хоть и сорвался на них изначально). Ребята позиционируют себя как готовящих программистов. Что, разумеется, не так. Они готовят кодеров с некоторыми навыками программистов. Что вполне достаточно для создания, например, сайта.
Хорошо это или плохо? Думаю, хорошо. Много ли Вы системных программеров или программеров 3d-графики найдете, которые согласятся сайтами заниматься? Не думаю.
Работы разные нужны, работы разные важны...
Комментарий недоступен
Для сайта, имхо, достаточно.
А вот дальше - как Вы верно говорите - кругозор и эрудиция. Не в общечеловеческом смысле, а хотя бы в профессиональном.
К сожалению, все чаще в любом учебном заведении все меньше образования. В вашем примере важно понять, кто какую задачу решает.
Мы работаем с людьми, которым даем возможность увеличить свой достаток за счет образования. Ни диплом получить, как тут Shareable Certificate, ни просто прикоснуться к прекрасному, а получить новую профессию. Именно по этому делается акцент на то:
> Если готовить людей под совершенно узкие рамки приема на работу, то проблема в том, что у таких людей не будет достаточного кругозора, для синтеза решений проблем. с которыми они не сталкивались.- сколько это будет стоить студенту (на курсере, кстати бесплатно если что), и что-то без сопровождения сложно идет
- рассказываем как мы строили программу относительно требований рынка
- показываем цифры з/п начинающих специалистов и динамику роста.
Приходите, мы расскажем и покажем наши программы (хотя они и на сайте доступны), вы можете все узнать и потом делать выводы. Никто не делает программы под "узкие рамки приема на работу". Как я писал, прежде чем собрать профессию проводится анализ рынка, навыков начинающих специалистов, мидлов и синьоров, интервью с нанимающими менеджерами и HR, чтобы на выходе был выпускник, которого не просто наймут, а который пройдет ИС и будет развиваться профессионально и финансово.
Комментарий недоступен
Иван, 🖖
Специально сходил в команду профессии за ответами, так как вы понимаете, что не моя сфера компетенций на таком детальном уровне. Отгружаю ответы по блокам ваши вопросов:
Про SQL. На старте мы используем SQLite, но не пишем об этом – все равно это временная база, да и в работе не пригодится
Про Requests. Мы действительно рассказываем про сетевое взаимодействие и немного про JSON API, чтобы студенты могли как можно раньше познакомиться с разными апишками и привыкнуть к формату обмена данными. Чтобы делать GET запросы не нужно понимать отличия TCP от UDP или REST от RPC, но вот перед тем, как начать обрабатывать HTTP запросы,: мы ныряем в тему сетей.
Что же касается XML, мы в принципе не рассказываем про него в профе, но для интересующихся даем ссылку на музей :)
Про Докер: мы даем достаточный минимум знаний для новичка для работы в команде – как создавать и запускать контейнеры и образы, как развернуть контейнер с докерхаба, как задеплоить приложение. Основы Linux и всякой командной строки мы даем частично когда начинаем запускать .py файлы локально, частично на примере codeanywhere, частично на примере собственного маленького облака. Отдельного урока типа "учимся все делать в Linux, начиная изучение с истории создания ОС и архитектуры" у нас нет.
Спасибо, что подсветили вопросы, которые возникают у стороннего наблюдателя, заходите к нам через пару недель, мы немного переформулируем программу. Но в целом, мне кажется, важнее не формулировки в программе, а то что мы реально мониторим требования к джунам и растим скиллсет, с которым джуниору будут рады и уже на основании него собираем программу.
Комментарий недоступен
Совсем не тайна, так как есть профессия "Frontend-разработчик"
https://sky.pro/courses/programming/frontend
Комментарий недоступен
Кстати, этот момент упустил. В принципе, да. Уж в части программирования в инете сейчас можно столько информации найти, что на десятерых хватит.
Лайкнул, ибо фраза понравилась и по форме, и по сути.
Комментарий недоступен