{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Хочу в IT, но я гуманитарий

Заголовок этой статьи у одних людей может вызвать понимание: «Да, это про меня». А у других — возмущение: «Да сколько можно делить людей на технарей и гуманитариев!». Третьи скажут: «Сфера айти не резиновая». Поэтому оговорюсь сразу: в айти дефицит еще на 10 лет вперед, и я против разделения на технарей и гуманитариев. Расскажу почему и покажу на примерах, как люди из гуманитарных сфер перешли в IT. Еще попробую объяснить, что делать, если хочешь работать в IT, но при этом ничего не программировать.

Миф о технарях и гуманитариях: понять, простить и попрощаться

Миф о том, что люди делятся на технарей и гуманитариев, рождается еще в школе. И так происходит по разным причинам. Одним ученикам скучно на уроках литературы и истории, другим — на математике и физике. Потому что не у каждого учителя стоит задача интересно рассказывать о логарифмах. Или переносить «Обломова» на сегодняшние проблемы.

У самих школьников не всегда хватает ресурсов на все направления. И если Алина, например, хорошо разбирается в истории и лучше всех пишет сочинения, ей позволяют расслабиться на математике. Еще стоит учесть лень. Вот говорят Ване: «Математика — это не твое», а он и не пробует доказать обратное. Потому что просто не хочет.

Ученые еще в 1964 году доказали: можно научиться чему угодно, если постоянно тренироваться. Например, если человек хочет научиться мыслить логически, ему стоит регулярно решать математические задачи и головоломки. Мозг выстроит новые нейронные связи, а человек получит суперспособность даже в зрелом возрасте.

Ученые еще в 1964 году доказали: можно научиться чему угодно, если постоянно тренироваться.

Нейробиолог Сандрин Тюре утверждает: «Взрослый мозг способен генерировать новые нервные клетки». Они нужны, чтобы учиться новому и запоминать информацию. Долгое время считалось, что такие клетки не восстанавливаются. Но Сандрин уверена: взрослый человек может их нарастить, если будет прикладывать мыслительные и физические усилия.

Математика — не главное в IT

Стереотип о том, что будущие программисты и разработчики обязательно должны владеть математикой, распространен по всему миру. Но эта точка зрения научно не подтверждена, считает профессор психологии Шантель Прат.

Он вместе с другими американскими учеными провел исследование и в 2020 году опубликовал результаты. Выяснилось: чтобы программировать, гораздо важнее иметь естественную склонность к изучению языков. Потому что кодинг имеет много общего с лингвистикой.

Чтобы программировать, гораздо важнее иметь естественную склонность к изучению языков.

Так, прежде чем написать код, программист изучает новый язык, вникает в его лексику и грамматику. Еще ученые уверены: язык программирования Python похож на английский. В нем тоже есть деление на абзацы и команды составляются из слов, а не из символов.

Кроме склонности к изучению языков важны когнитивные функции: умение решать проблемы и использовать оперативную память мозга. Умение считать тоже пригодилось тем, кто участвовал в исследовании и программировал на Python. Но оно оказалось менее значимым.

Был гуманитарием — стал айтишником

Я знаком с парой сотен людей, которые перешли из гуманитарных сфер в IT. И это хорошее доказательство: если очень захотеть, можно стать кем угодно.

Например, Ерванд Агаджанян 20 лет профессионально играл на скрипке. Но в 2020 году пришла пандемия — играть на мероприятиях, в метро и переходах стало временно невозможно. Музыкант решил получить новую профессию. И уже через год и три месяца стал Python-разработчиком.

Если человек хочет стать программистом, он станет им в любом случае. Независимо от того, была ли у него в школе информатика, знает он математику и английский или нет. Никто не рождается со знанием всех фреймворков и библиотек языков программирования.

Ерванд Агаджанян, Python-разработчик

Юлия Белова преподавала в школе географию и ОБЖ. В какой-то момент она устала от маленькой зарплаты, сложных учеников и возненавидела свою работу. В тестирование Юля пришла случайно. Сначала училась самостоятельно, потом проходила бесплатные курсы. А через некоторое время стала ведущим инженером по тестированию.

В школе уроки математики были — ужас и стресс. Всегда мне говорили: „Это вообще не твое, ты не сможешь“. Поэтому переход в IT был для меня вызовом. И оказалось, главная проблема входа в IT — это если ты не хочешь работать своим мозгом.

Юлия Белова, ведущий инженер по тестированию

Еще одна крутая история — у Александры Куликовой. Двенадцать лет она работала в HR, а перед увольнением занимала руководящую должность. Весной 2020 года Александра поняла: привычная профессия ее больше не интересует. И пришла в IT — ей понравилось писать код. Потому что нужно использовать логику, работать руками, создавать то, чем будут пользоваться люди. Сейчас Александра работает тестировщиком.

Профессия «Исследователь»: переход в IT для тех, кто не хочет программировать

Несмотря на массу успешных примеров, люди, которые считают себя гуманитариями, опасаются вникать в околотехнические сферы. Бывает и так. Человек хочет в IT: он слышал, что там высокие зарплаты, работать можно удаленно, да и вообще выглядит это интересно. Он бы и хотел поучиться, но чувствует: «писать код — не мое». Это нормально. Склонности и желания должны быть в приоритете. Тогда как попасть в IT, если не хочешь программировать?

То, что мы называем техническим, — это системность. Она есть везде: в литературе, психологии, истории. Если мы лишим литературу системности, ритма, сложных взаимосвязей персонажей — она перестанет быть интересной.

Собирать в системы разные вещи — нормально. Даже библиотекарь строит системы: анализирует, кто какие книги берет, что рекомендовать под разные запросы.

Кому-то нравится систематизировать команды, искать кратчайшие пути, чтобы достигнуть цели. И это разработчики. Кому-то нравится систематизировать цвета и формы, представлять, как их воспринимают люди. И это дизайнеры.

Кому-то нравится систематизировать предпосылки человеческих решений — и это исследователи в IT. Они отвечают на вопросы. Например, почему пользователи не заходят в определенный раздел приложения? Аналитик скажет, что по метрикам такой раздел не нужен. А исследователь закопается в цели и выяснит: пользователь просто не видит нужную кнопку.

Анастасия Дорожкина, продакт-менеджер образовательных программ

Исследователь — относительно новая профессия. Но интерес к ней растет. Бизнес всё чаще спрашивает: «А кто мой клиент? Чего он хочет? Чем живет? Как я могу ему помочь?» IT-компании при разработке приложений, сервисов и сайтов просчитывают, какие эмоции вызовет продукт у пользователя.

Чтобы понимать заранее, что нужно людям и как они себя поведут в определенных ситуациях, спрашивают у исследователя. Еще он проверяет продуктовые гипотезы, помогает бизнесу заработать больше или сэкономить деньги. Выясняет, будет ли востребован новый продукт и как улучшить текущий.

Это как раз одна из тех профессий, где прийти в сферу IT можно, даже если ты не хочешь программировать, тестировать продукты, создавать сервисы и приложения. И не потому что ты «гуманитарий и не разбираешься в математике». А потому что хочешь вникать в потребности и мотивации людей. Приводить в систему факты, искать закономерности.

0
192 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

SQL вообще первое требование для джуна в любой специальности, где есть слово Data.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

Факт. Дата инженер для джуна, чтобы его от select ов избавить. Идите такие истории в Скайенг лингвистам рассказывайте

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

Высосать из пальца можно много чего. Вам это удается.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Все так, но я предлагаю разделить
1. Вашу священную войну про "получать от 100к в айти" и остальное. Тут у вас есть какие-то свои убеждения, я готов их обсудить, показать что есть и то, что вас сподвигает писать такие клише и другие подходы, которые не зазывают 100к, а показывают весь путь, ссылки и на источники с з/п, статистику по вакансиям и тп. Так делаем мы в Skypro, Практикум, например.

2. Полезна и нужна для старта - разные вещи. Я пишу про начинающих специалистов. Потом много что может быть полезно. Но для того, чтобы начать, реализовать свою цель или мечту, это не нужно в объеме вузовского курса, понятно, что есть базовые вещи в курсе, так как иначе выпускники не будут соответствовать критериям найма.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno
Чтобы начать работать в медицине достаточно научится делать уколы.

Безболезненно поставить систему не каждая опытная сестра сможет. А уж внутрикостный укол... Игла Бира (укороченная) ... Вяяяяя....

Но если от укола у пациента случится анафилактический шок, то хорошо бы иметь еще дополнительные медицинские знания.

Да не. Преднизол и адреналин. Ничего тут знать особо не надо. Ну, эуфиллин, может быть, если совсем уж одышка. "Длинный" шок не страшен, страшен короткий.

Но мы не за медицину. Я просто понял вот что (хоть и сорвался на них изначально). Ребята позиционируют себя как готовящих программистов. Что, разумеется, не так. Они готовят кодеров с некоторыми навыками программистов. Что вполне достаточно для создания, например, сайта.

Хорошо это или плохо? Думаю, хорошо. Много ли Вы системных программеров или программеров 3d-графики найдете, которые согласятся сайтами заниматься? Не думаю.

Работы разные нужны, работы разные важны...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Для сайта, имхо, достаточно.
А вот дальше - как Вы верно говорите - кругозор и эрудиция. Не в общечеловеческом смысле, а хотя бы в профессиональном.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор
> В онлайн образовании все меньше образования, вы не находите?

К сожалению, все чаще в любом учебном заведении все меньше образования. В вашем примере важно понять, кто какую задачу решает.

Мы работаем с людьми, которым даем возможность увеличить свой достаток за счет образования. Ни диплом получить, как тут Shareable Certificate, ни просто прикоснуться к прекрасному, а получить новую профессию. Именно по этому делается акцент на то:
- сколько это будет стоить студенту (на курсере, кстати бесплатно если что), и что-то без сопровождения сложно идет
- рассказываем как мы строили программу относительно требований рынка
- показываем цифры з/п начинающих специалистов и динамику роста.

> Если готовить людей под совершенно узкие рамки приема на работу, то проблема в том, что у таких людей не будет достаточного кругозора, для синтеза решений проблем. с которыми они не сталкивались.

Приходите, мы расскажем и покажем наши программы (хотя они и на сайте доступны), вы можете все узнать и потом делать выводы. Никто не делает программы под "узкие рамки приема на работу". Как я писал, прежде чем собрать профессию проводится анализ рынка, навыков начинающих специалистов, мидлов и синьоров, интервью с нанимающими менеджерами и HR, чтобы на выходе был выпускник, которого не просто наймут, а который пройдет ИС и будет развиваться профессионально и финансово.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Иван, 🖖
Специально сходил в команду профессии за ответами, так как вы понимаете, что не моя сфера компетенций на таком детальном уровне. Отгружаю ответы по блокам ваши вопросов:

Про SQL. На старте мы используем SQLite, но не пишем об этом – все равно это временная база, да и в работе не пригодится

Про Requests. Мы действительно рассказываем про сетевое взаимодействие и немного про JSON API, чтобы студенты могли как можно раньше познакомиться с разными апишками и привыкнуть к формату обмена данными. Чтобы делать GET запросы не нужно понимать отличия TCP от UDP или REST от RPC, но вот перед тем, как начать обрабатывать HTTP запросы,: мы ныряем в тему сетей.
Что же касается XML, мы в принципе не рассказываем про него в профе, но для интересующихся даем ссылку на музей :)

Про Докер: мы даем достаточный минимум знаний для новичка для работы в команде – как создавать и запускать контейнеры и образы, как развернуть контейнер с докерхаба, как задеплоить приложение. Основы Linux и всякой командной строки мы даем частично когда начинаем запускать .py файлы локально, частично на примере codeanywhere, частично на примере собственного маленького облака. Отдельного урока типа "учимся все делать в Linux, начиная изучение с истории создания ОС и архитектуры" у нас нет.

Спасибо, что подсветили вопросы, которые возникают у стороннего наблюдателя, заходите к нам через пару недель, мы немного переформулируем программу. Но в целом, мне кажется, важнее не формулировки в программе, а то что мы реально мониторим требования к джунам и растим скиллсет, с которым джуниору будут рады и уже на основании него собираем программу.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Совсем не тайна, так как есть профессия "Frontend-разработчик"
https://sky.pro/courses/programming/frontend

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno
В онлайн образовании все меньше образования, вы не находите?

Кстати, этот момент упустил. В принципе, да. Уж в части программирования в инете сейчас можно столько информации найти, что на десятерых хватит.
Лайкнул, ибо фраза понравилась и по форме, и по сути.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
189 комментариев
Раскрывать всегда