{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Хочу в IT, но я гуманитарий

Заголовок этой статьи у одних людей может вызвать понимание: «Да, это про меня». А у других — возмущение: «Да сколько можно делить людей на технарей и гуманитариев!». Третьи скажут: «Сфера айти не резиновая». Поэтому оговорюсь сразу: в айти дефицит еще на 10 лет вперед, и я против разделения на технарей и гуманитариев. Расскажу почему и покажу на примерах, как люди из гуманитарных сфер перешли в IT. Еще попробую объяснить, что делать, если хочешь работать в IT, но при этом ничего не программировать.

Миф о технарях и гуманитариях: понять, простить и попрощаться

Миф о том, что люди делятся на технарей и гуманитариев, рождается еще в школе. И так происходит по разным причинам. Одним ученикам скучно на уроках литературы и истории, другим — на математике и физике. Потому что не у каждого учителя стоит задача интересно рассказывать о логарифмах. Или переносить «Обломова» на сегодняшние проблемы.

У самих школьников не всегда хватает ресурсов на все направления. И если Алина, например, хорошо разбирается в истории и лучше всех пишет сочинения, ей позволяют расслабиться на математике. Еще стоит учесть лень. Вот говорят Ване: «Математика — это не твое», а он и не пробует доказать обратное. Потому что просто не хочет.

Ученые еще в 1964 году доказали: можно научиться чему угодно, если постоянно тренироваться. Например, если человек хочет научиться мыслить логически, ему стоит регулярно решать математические задачи и головоломки. Мозг выстроит новые нейронные связи, а человек получит суперспособность даже в зрелом возрасте.

Ученые еще в 1964 году доказали: можно научиться чему угодно, если постоянно тренироваться.

Нейробиолог Сандрин Тюре утверждает: «Взрослый мозг способен генерировать новые нервные клетки». Они нужны, чтобы учиться новому и запоминать информацию. Долгое время считалось, что такие клетки не восстанавливаются. Но Сандрин уверена: взрослый человек может их нарастить, если будет прикладывать мыслительные и физические усилия.

Математика — не главное в IT

Стереотип о том, что будущие программисты и разработчики обязательно должны владеть математикой, распространен по всему миру. Но эта точка зрения научно не подтверждена, считает профессор психологии Шантель Прат.

Он вместе с другими американскими учеными провел исследование и в 2020 году опубликовал результаты. Выяснилось: чтобы программировать, гораздо важнее иметь естественную склонность к изучению языков. Потому что кодинг имеет много общего с лингвистикой.

Чтобы программировать, гораздо важнее иметь естественную склонность к изучению языков.

Так, прежде чем написать код, программист изучает новый язык, вникает в его лексику и грамматику. Еще ученые уверены: язык программирования Python похож на английский. В нем тоже есть деление на абзацы и команды составляются из слов, а не из символов.

Кроме склонности к изучению языков важны когнитивные функции: умение решать проблемы и использовать оперативную память мозга. Умение считать тоже пригодилось тем, кто участвовал в исследовании и программировал на Python. Но оно оказалось менее значимым.

Был гуманитарием — стал айтишником

Я знаком с парой сотен людей, которые перешли из гуманитарных сфер в IT. И это хорошее доказательство: если очень захотеть, можно стать кем угодно.

Например, Ерванд Агаджанян 20 лет профессионально играл на скрипке. Но в 2020 году пришла пандемия — играть на мероприятиях, в метро и переходах стало временно невозможно. Музыкант решил получить новую профессию. И уже через год и три месяца стал Python-разработчиком.

Если человек хочет стать программистом, он станет им в любом случае. Независимо от того, была ли у него в школе информатика, знает он математику и английский или нет. Никто не рождается со знанием всех фреймворков и библиотек языков программирования.

Ерванд Агаджанян, Python-разработчик

Юлия Белова преподавала в школе географию и ОБЖ. В какой-то момент она устала от маленькой зарплаты, сложных учеников и возненавидела свою работу. В тестирование Юля пришла случайно. Сначала училась самостоятельно, потом проходила бесплатные курсы. А через некоторое время стала ведущим инженером по тестированию.

В школе уроки математики были — ужас и стресс. Всегда мне говорили: „Это вообще не твое, ты не сможешь“. Поэтому переход в IT был для меня вызовом. И оказалось, главная проблема входа в IT — это если ты не хочешь работать своим мозгом.

Юлия Белова, ведущий инженер по тестированию

Еще одна крутая история — у Александры Куликовой. Двенадцать лет она работала в HR, а перед увольнением занимала руководящую должность. Весной 2020 года Александра поняла: привычная профессия ее больше не интересует. И пришла в IT — ей понравилось писать код. Потому что нужно использовать логику, работать руками, создавать то, чем будут пользоваться люди. Сейчас Александра работает тестировщиком.

Профессия «Исследователь»: переход в IT для тех, кто не хочет программировать

Несмотря на массу успешных примеров, люди, которые считают себя гуманитариями, опасаются вникать в околотехнические сферы. Бывает и так. Человек хочет в IT: он слышал, что там высокие зарплаты, работать можно удаленно, да и вообще выглядит это интересно. Он бы и хотел поучиться, но чувствует: «писать код — не мое». Это нормально. Склонности и желания должны быть в приоритете. Тогда как попасть в IT, если не хочешь программировать?

То, что мы называем техническим, — это системность. Она есть везде: в литературе, психологии, истории. Если мы лишим литературу системности, ритма, сложных взаимосвязей персонажей — она перестанет быть интересной.

Собирать в системы разные вещи — нормально. Даже библиотекарь строит системы: анализирует, кто какие книги берет, что рекомендовать под разные запросы.

Кому-то нравится систематизировать команды, искать кратчайшие пути, чтобы достигнуть цели. И это разработчики. Кому-то нравится систематизировать цвета и формы, представлять, как их воспринимают люди. И это дизайнеры.

Кому-то нравится систематизировать предпосылки человеческих решений — и это исследователи в IT. Они отвечают на вопросы. Например, почему пользователи не заходят в определенный раздел приложения? Аналитик скажет, что по метрикам такой раздел не нужен. А исследователь закопается в цели и выяснит: пользователь просто не видит нужную кнопку.

Анастасия Дорожкина, продакт-менеджер образовательных программ

Исследователь — относительно новая профессия. Но интерес к ней растет. Бизнес всё чаще спрашивает: «А кто мой клиент? Чего он хочет? Чем живет? Как я могу ему помочь?» IT-компании при разработке приложений, сервисов и сайтов просчитывают, какие эмоции вызовет продукт у пользователя.

Чтобы понимать заранее, что нужно людям и как они себя поведут в определенных ситуациях, спрашивают у исследователя. Еще он проверяет продуктовые гипотезы, помогает бизнесу заработать больше или сэкономить деньги. Выясняет, будет ли востребован новый продукт и как улучшить текущий.

Это как раз одна из тех профессий, где прийти в сферу IT можно, даже если ты не хочешь программировать, тестировать продукты, создавать сервисы и приложения. И не потому что ты «гуманитарий и не разбираешься в математике». А потому что хочешь вникать в потребности и мотивации людей. Приводить в систему факты, искать закономерности.

0
192 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Хороший и резонный заход.
1. Мы сейчас готовим и аналитиков данный, если вы про это и да, вот сейчас двое первых с буткемпа получили офферы на 114К и на 75к (надо уточнить) . О чем этого говорит?
- мы вроде неплохо умеем отбирать (так как обучение было по модели ISA)
- программа эффективна так как дает навыки необходимые для трудоустойства. На аналогичной по QA есть уже результаты прохождения ИС и повышения з/п

2. Про то, какие требования мы ожидаем на позицию джуна.
- мы не репрезентативны на рынке по ряду причин: мы решаем задачи сложнее и нетипичнее часто, у нас выше требования к сотрудникам, мы в целом когда говорим джун для многих он совсем не джун. НО! Опять же, например по QA мы забрали ( причем перебив оффер извне) ряд своих выпускников.
- но опять же, это как у Практикума. Они не гарантируют трудоустройство в Яндекс, так как там выше рынка требования и не всегда есть места на джунов, но при этом 70% их выпускников кто хотел поменять работу поменял. И они были ой какие разные. От продавца в пятерочке до водителя трамвая.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

А какие аргументы вы бы привели?

Мы готовим людей для рынка. Они проходят собеседования, мы же не насильно их отдаем.
Найдите выпускника вуза, который после 4 лет будет получать хотя бы 60?
Для нас скорость трудоустройства, кол-во офферов, прохождение ИС, рост з/п за первый-второй год очень яркий индикатор качества образовательного продукта.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шлейко

Разумеется, мы с вами взрослые люди и понимаем, что указывать всерьез навыки, которые приобретены за полгода - это путь усеянный слезами. Вы же в первую руку скажете, ну да, учите за три месяца/полгода <имя технологии>? Ага, что-то я в это с годик погружался, это у вас гении или я тупой?

Востребованность на рынке труда - это маркер. Человек может знать какой-то скиллсет не супертвердо (уж точно, у него еще недостаточно опыта), но он достаточно погружен, вдохновлен профессией для того чтобы приносить пользу большую, чем ему платят зарплату. Это важно и это билет в новую жизнь.

Дальше он сможет привести в порядок матчасть и набить руку во всех навыках из резюме так, чтобы уже вполне уверенно утверждать, да, вот эти навыки подтверждены.

А до тех пор, факт прохождения собеса и затем удержания позиции более чем полгода - это вполне адекватная оценка успеха.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

Найдите выпускника вуза, который после 4 лет будет получать хотя бы 60?

После любого ИТ образования в ВУЗе, если не дятел, будет получать больше. И еще будут звать и приглашать.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Вы сейчас назвали дятлами 90+% выпускников региональных вызов, и половину московских. Скажите, а как вы относитесь к найму разработчиков или ит специалистов?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

Вы цифры откуда взяли? Из какого места, так сказать? Я не видел ни одного дятла, но у меня выборка искажена конечно. Все (все вообще), кто мало-мальски ботал, устроились. Речь про выпускников последних 2 лет, не про старичков типа меня

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Это вы как-то острого восприняли предложение к конкретике

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

Да, на сайте можно ставить минусы. Когда вы пишете сначала про мат стат. а потом предлагаете делать выводы из ваших рекламных лозунгов "у нас 2 выпускника нашли работу на 100 000", то чего вы хотите?

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Диалога? А 25 из 25 достаточно?
А 2000 у Практикума?
А 500 Elbrus Boot Camp?
Есть ощущение, что тут дело не в статистике, правда?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

Что это за выброс цифр?? Какое отношение он имеет к вам? Вы по образованию тот самый линвист что-ли?

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Цифры с источниками, чтобы вы могли подумать про статзначимость принятия решений на их основе.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

О, новое слово "статзначимость". Ну и какая статзначимость у информации " у нас 2 человека устроились на работу крутую" )))) Вы выложили статистику полную на своем сайте? Нет? А что мешает?

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Дада, для вас то я как я понял да. Выложим, не переживайте, когда будет необходимый обьем данных.

Вы же на всю сферу обучения зуб точите, как я понял, ил ив чем ваш тезис?

Вот коллеги из Практикума сделали, https://practicum.yandex.ru/jobreport
Как вам результаты? Устраивают?

А вот сколько получают ваши пернатые, хороший вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

Я не переживаю, я обеспокоен уровнем статистической подготовки руководителей Скайенг. Кто такие пернатые, почему они мои и при чем вообще здесь Практикум? Это другая компания ))))))) На вопрос об успехах выпускников Скайенг выложили отчет Практикум. Уровень - днище. Вы даже по шаблону Практикум сделать ничего не смогли.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Не переживайте вы так, коллеги выше говорят, что нервные клетки восстанавливаются оооочень медленно.

Мы и не делаем ничего по шаблону, а выше я вам ответил, что все данные будут доступны на сайте, как только по ним будет уровень данных достаточный для статзначимости.

Skypro, если что, запустился в январе 2021, в 2020 году будут выпуск первых 2000 студентов, которые учатся, те, кто на бутэкмпе выпускаются раньше и пока единственные данные доступны по ним, их я и озвучиваю.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

В сухом остатке : данных нет, есть офигенные истории по лучшим шаблонам инфоцыган "Это Петя и Наташа: они закончили курс и пришли к успеху. Покупайте наши курсы".

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Дмитрий, вы манипулируете, но делаете это несколько неумело. Нет никакого сухого остатка же:
1. Какие данные мы вам можем дать, чтобы вы были довольны?
2. Какие данные сейчас будут репрезентативными, если у нас на сегодня 25 выпускников буткэмп программ и 2000 студентов активных, из которых 150 закончит в этом году и остальные в январе-марте 2022?

Соответственно привожу пример коллег по цеху. Что в них нерелевантного?

Давайте попробуем еще раз:
1. Какие ваши поинты? Прямо 1,2,3

Кстати, Инфоцыгане это кто? Вы расист? Может быть вы про инфобиз?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

Как вы попали на такую позицию? Понравились Гоше?
Какие данные, раз два три? вы не в состоянии сами сделать отчет даже по шаблону практикума?

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Вот ожидание выпускников вузов в среднем по России
Более половины выпускников вузов хотят получать 25-55 тысяч рублей
https://rg.ru/2021/07/06/bolee-poloviny-vypusknikov-vuzov-hotiat-poluchat-25-55-tysiach-rublej.html

Более 70% Россиян получают менее 25к
https://tass.ru/ekonomika/8901447

Прикинул, что 90% точно не получает больше 60к после вуза в регионах, даже в ИТ

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

Вы точно хорошо умеете читать? Я написал "После любого ИТ образования в ВУЗе". Прочитайте фразу 5 раз. Увидели слово ИТ? Теперь подумайте, сколько еще специальностей выпускают ВУЗы и какие там зп.

Идем дальше, вы можете попробовать поискать по словам
"средняя зарплата выпускников вузов ИТ"

Дальше:

https://students.superjob.ru/reiting-vuzov/it/

Посмотрите на уровень зарплат. Подумайте.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Вы отлично поискали, знакомая ссылка. Все классно, кроме одного:

Это з/п выпускников вузов ПОСЛЕ 5 лет работы в индустрии
https://tass.ru/obschestvo/11704563

Есть подобное же исследование 2019 года, можно посмотреть в динамике и на горизонте 4 лет.
https://habr.com/ru/company/habr_career/blog/457406/

И проблема, что ваша ссылка не отвечает на ваш вопрос:

"Найдите выпускника вуза, который после 4 лет будет получать хотя бы 60?"

Если что могу поискать вам пяток легко, но про это ли ваш "спор"?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

Вы слово ИТ не видите у меня в тексте? Нет? Что-то со зрением?

Я вам скопировал еще раз начало

вы пишете
"Найдите выпускника вуза, который после 4 лет будет получать хотя бы 60?"

Я отвечаю:
"После любого ИТ образования в ВУЗе, если не дятел, будет получать больше. И еще будут звать и приглашать."

Что не устраивает?

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Дмитрий, вы приложили ссылки, на рейтинг который НЕ ВЕРНО читаете. Это не з/п выпускника вуза после выпуска, это з/п человека, который учился в этом вузе 5 лет назад. То есть выпускника с ОПЫТОМ 5 лет.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

Вы приложили другие ссылки - везде выпускники ИТ вузов получают больше 60. Вы с этим спорите?

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын
Более половины выпускников вузов хотят получать 25-55 тысяч рублей

Опрашивали провинциальные заборостроительные?

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Если бы:

Доход более 70% россиян не превышает 25 тыс. рублей в месяц
При этом у 45% граждан доход составляет 15 тыс. рублей

https://tass.ru/ekonomika/8901447

Ну и да, не все живут в Мск, в России 700+ вузов

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын
Ну и да, не все живут в Мск, в России 700+ вузов

Спасибо, я в курсе, поскольку сам из лютых пердей. А насчет 700+ вузов - я и задал вопрос: опрашивали студентов провинциальных заборостроительных? Уже давно благодаря системе ЕГЭ можно поступить на бюджет в абсолютно любой ВУЗ РФ на любую специальность. Так что если кто-то продолжает поступать в заборостроительные - это уже на 100% личный выбор и осознанное желание потом работать за копейки.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Детально не знаю, но указано, что 300 вузов РФ

https://rg.ru/2021/07/06/bolee-poloviny-vypusknikov-vuzov-hotiat-poluchat-25-55-tysiach-rublej.html

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын

Совершенно логичные результаты. Если опрашивать тех, кто поступает по принципу "чтобы учиться не надо было", то они потом и работу ищут по принципу "чтобы работать не надо было". Отсюда и зарплатные ожидания :)

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

А почему вы сделали такой вывод?

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын
А почему вы сделали такой вывод?

Опросите выпускников нормальных ВУЗов. Услышите абсолютно другие цифры. Вывод о заборостроительных из этой логики.

А по поводу лентяев - выше уже писал. В 2021 году ЕГЭ дает возможность поступить на бюджет хоть в МФТИ, хоть в МГУ. Так что в заборостроительные подаются только идейные лентяи. Работать потом они тоже особо не хотят и ищут позиции, где можно на стуле сидеть весь день. Отсюда и зарплатные ожидания.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

Ппц. Какое отношение все россияне имеют к ИТ?

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Вы сначала говорите, что некто сказал, что можно научиться чему угодно. Что, разумеется, не так. _Мало-мальски-приемлемо_ - да.
Потом вы указываете мнение психолога, что математика для программиста не важна. Мнение психолога, конечно, в данном контексте особо важно. Как и некоего скрипача Агаджаняна, который аж целый год учился питону и уже делает выводы.

Вы вообще отличаете КОДЕРА от ПРОГРАММИСТА? Почти любой хороший программист на классном уровне новый язык освоит быстро. А вот кодер программистом никогда не станет.

ОК. Простой вопрос вашим ученикам. Сколько чисел до 0 до 1000 содержат тройку? Если не ответят, то они - кодеры.

Скрипач не нужен...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

Мы сейчас готовим и аналитиков данный, если вы про это и да, вот сейчас двое первых с буткемпа получили офферы на 114К и на 75к (надо уточнить) . О чем этого говорит?===

Ни о чем. Стыдно в одной теме писать про мат стат и после этого требовать сделать выводы на основе таких данных. Инфоцыганство это называется.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Ну вы уверены, что имеют. А какой, если не секрет?

Ответить
Развернуть ветку
189 комментариев
Раскрывать всегда