{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Хочу в IT, но я гуманитарий

Заголовок этой статьи у одних людей может вызвать понимание: «Да, это про меня». А у других — возмущение: «Да сколько можно делить людей на технарей и гуманитариев!». Третьи скажут: «Сфера айти не резиновая». Поэтому оговорюсь сразу: в айти дефицит еще на 10 лет вперед, и я против разделения на технарей и гуманитариев. Расскажу почему и покажу на примерах, как люди из гуманитарных сфер перешли в IT. Еще попробую объяснить, что делать, если хочешь работать в IT, но при этом ничего не программировать.

Миф о технарях и гуманитариях: понять, простить и попрощаться

Миф о том, что люди делятся на технарей и гуманитариев, рождается еще в школе. И так происходит по разным причинам. Одним ученикам скучно на уроках литературы и истории, другим — на математике и физике. Потому что не у каждого учителя стоит задача интересно рассказывать о логарифмах. Или переносить «Обломова» на сегодняшние проблемы.

У самих школьников не всегда хватает ресурсов на все направления. И если Алина, например, хорошо разбирается в истории и лучше всех пишет сочинения, ей позволяют расслабиться на математике. Еще стоит учесть лень. Вот говорят Ване: «Математика — это не твое», а он и не пробует доказать обратное. Потому что просто не хочет.

Ученые еще в 1964 году доказали: можно научиться чему угодно, если постоянно тренироваться. Например, если человек хочет научиться мыслить логически, ему стоит регулярно решать математические задачи и головоломки. Мозг выстроит новые нейронные связи, а человек получит суперспособность даже в зрелом возрасте.

Ученые еще в 1964 году доказали: можно научиться чему угодно, если постоянно тренироваться.

Нейробиолог Сандрин Тюре утверждает: «Взрослый мозг способен генерировать новые нервные клетки». Они нужны, чтобы учиться новому и запоминать информацию. Долгое время считалось, что такие клетки не восстанавливаются. Но Сандрин уверена: взрослый человек может их нарастить, если будет прикладывать мыслительные и физические усилия.

Математика — не главное в IT

Стереотип о том, что будущие программисты и разработчики обязательно должны владеть математикой, распространен по всему миру. Но эта точка зрения научно не подтверждена, считает профессор психологии Шантель Прат.

Он вместе с другими американскими учеными провел исследование и в 2020 году опубликовал результаты. Выяснилось: чтобы программировать, гораздо важнее иметь естественную склонность к изучению языков. Потому что кодинг имеет много общего с лингвистикой.

Чтобы программировать, гораздо важнее иметь естественную склонность к изучению языков.

Так, прежде чем написать код, программист изучает новый язык, вникает в его лексику и грамматику. Еще ученые уверены: язык программирования Python похож на английский. В нем тоже есть деление на абзацы и команды составляются из слов, а не из символов.

Кроме склонности к изучению языков важны когнитивные функции: умение решать проблемы и использовать оперативную память мозга. Умение считать тоже пригодилось тем, кто участвовал в исследовании и программировал на Python. Но оно оказалось менее значимым.

Был гуманитарием — стал айтишником

Я знаком с парой сотен людей, которые перешли из гуманитарных сфер в IT. И это хорошее доказательство: если очень захотеть, можно стать кем угодно.

Например, Ерванд Агаджанян 20 лет профессионально играл на скрипке. Но в 2020 году пришла пандемия — играть на мероприятиях, в метро и переходах стало временно невозможно. Музыкант решил получить новую профессию. И уже через год и три месяца стал Python-разработчиком.

Если человек хочет стать программистом, он станет им в любом случае. Независимо от того, была ли у него в школе информатика, знает он математику и английский или нет. Никто не рождается со знанием всех фреймворков и библиотек языков программирования.

Ерванд Агаджанян, Python-разработчик

Юлия Белова преподавала в школе географию и ОБЖ. В какой-то момент она устала от маленькой зарплаты, сложных учеников и возненавидела свою работу. В тестирование Юля пришла случайно. Сначала училась самостоятельно, потом проходила бесплатные курсы. А через некоторое время стала ведущим инженером по тестированию.

В школе уроки математики были — ужас и стресс. Всегда мне говорили: „Это вообще не твое, ты не сможешь“. Поэтому переход в IT был для меня вызовом. И оказалось, главная проблема входа в IT — это если ты не хочешь работать своим мозгом.

Юлия Белова, ведущий инженер по тестированию

Еще одна крутая история — у Александры Куликовой. Двенадцать лет она работала в HR, а перед увольнением занимала руководящую должность. Весной 2020 года Александра поняла: привычная профессия ее больше не интересует. И пришла в IT — ей понравилось писать код. Потому что нужно использовать логику, работать руками, создавать то, чем будут пользоваться люди. Сейчас Александра работает тестировщиком.

Профессия «Исследователь»: переход в IT для тех, кто не хочет программировать

Несмотря на массу успешных примеров, люди, которые считают себя гуманитариями, опасаются вникать в околотехнические сферы. Бывает и так. Человек хочет в IT: он слышал, что там высокие зарплаты, работать можно удаленно, да и вообще выглядит это интересно. Он бы и хотел поучиться, но чувствует: «писать код — не мое». Это нормально. Склонности и желания должны быть в приоритете. Тогда как попасть в IT, если не хочешь программировать?

То, что мы называем техническим, — это системность. Она есть везде: в литературе, психологии, истории. Если мы лишим литературу системности, ритма, сложных взаимосвязей персонажей — она перестанет быть интересной.

Собирать в системы разные вещи — нормально. Даже библиотекарь строит системы: анализирует, кто какие книги берет, что рекомендовать под разные запросы.

Кому-то нравится систематизировать команды, искать кратчайшие пути, чтобы достигнуть цели. И это разработчики. Кому-то нравится систематизировать цвета и формы, представлять, как их воспринимают люди. И это дизайнеры.

Кому-то нравится систематизировать предпосылки человеческих решений — и это исследователи в IT. Они отвечают на вопросы. Например, почему пользователи не заходят в определенный раздел приложения? Аналитик скажет, что по метрикам такой раздел не нужен. А исследователь закопается в цели и выяснит: пользователь просто не видит нужную кнопку.

Анастасия Дорожкина, продакт-менеджер образовательных программ

Исследователь — относительно новая профессия. Но интерес к ней растет. Бизнес всё чаще спрашивает: «А кто мой клиент? Чего он хочет? Чем живет? Как я могу ему помочь?» IT-компании при разработке приложений, сервисов и сайтов просчитывают, какие эмоции вызовет продукт у пользователя.

Чтобы понимать заранее, что нужно людям и как они себя поведут в определенных ситуациях, спрашивают у исследователя. Еще он проверяет продуктовые гипотезы, помогает бизнесу заработать больше или сэкономить деньги. Выясняет, будет ли востребован новый продукт и как улучшить текущий.

Это как раз одна из тех профессий, где прийти в сферу IT можно, даже если ты не хочешь программировать, тестировать продукты, создавать сервисы и приложения. И не потому что ты «гуманитарий и не разбираешься в математике». А потому что хочешь вникать в потребности и мотивации людей. Приводить в систему факты, искать закономерности.

0
192 комментария
Написать комментарий...
Дарья Кустова

Это не работает даже в пресловутых гуманитарных науках)
Лично столкнулась с ситуацией наоборот: технарю понадобились по работе знания в области юриспруденции и он обратился за помощью к ближайшему выпускнику юрфака ( ко мне).
Сразу к итогу: человек до запятой знает и использует нужную часть права, но знания эти схожи в чем-то с попугайскими: повторение пройденного -йес, чуть в сторону или новое- поплыли. Потому что- да, база, база, база. Диспозитивная норма или императивная, иерархичность актов,"любимый" всеми оборот " и иными нормативными актами"-это база, без нее как без рук. Поэтому главный моим советом считаю совет " если чувствуешь "не то", беги к юристу компании". Бегает, мечтая найти время отучиться. И уж точно не на курсах)

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Я правильно понимаю, что вы на одном примере из своей жизни построили теорию, что это не работает и невозможно и нужна "база-база"?

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Вам пытаются объяснить очень простую вещь. Которую, я уверен, Вы и сами понимаете.
Есть такая вещь как парадигма мышления. Она может быть inmate, может быть приобретенной путем серьезных усилий.

Кто-то спорит насчет зарплат ваших выпускников? Нет. Кто-то спорит, что они смогут создать среднего уровня сайты (это в лучшем случае, иначе откуда 60 тысяч)? Нет.

Вам говорят о том, что ПРОГРАММИСТОВ вы нифига не готовите.
"IT" - это звучит красиво, но неопределенно. Обжимальщик кабелей - это тоже IT.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор
>. Вам пытаются объяснить очень простую вещь. Которую, я уверен, Вы и сами понимаете.

Есть такая вещь как парадигма мышления. Она может быть inmate, может быть приобретенной путем серьезных усилий.

Вы точно читали исследование, которые использованы в статье? Просто вы аргументируете сейчас "у меня есть некое сакральное знание" и вы ввиду этого знания не правы

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno
Вы точно читали исследование,

Бляха муха. Я ведь уже ответил. Полностью - нет, ибо нах. Но просмотрел.
И спросил: а вы сами читали-то?
Ну давайте, на крысах и мутных нейрофизиологах делать выводы. Чо, круто выцепить в инете что-то, подтверждающее свою теорию.
Там вот где-то Юрий Лоза аргументированно доказывал, что Земля плоская.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

А вы точно писали научные работы? Так как работа с академическими статьями так и строится, но у вас видимо не так.

Ответ на ваш вопрос: читал, текст писал с учетом этих статей.

Мой вопрос все еще остался без ответа, к сожалению.

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

А вы сами точно писали научные работы? А коньяк по утрам пить перестали (да/нет!).
Так вот, мой дорогой друг. Да, писал. И мне не приходило в голову составляя дисс по теме принципов проектного управления в маркетинге принимать во внимание статьи об особенностях логистики в провинции Хэнань.

Говорю же. Не ту площадку выбрали.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Я понял уровень вашей дискуссии, будет интересно конструктивно обсуждать - я тут.

Смысл вести обсуждение дальше не вижу смысла, так как это набор вопросов без ответов с вашей стороны и аргументации.

Если вы считаете, что исследования не релевантны к теме - ваше право. Буду рад контраргументам на примере исследований.

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Да, и, кстати. Уважаемый специалист по работе с академическими статьями.
Настоящая "работа... статьями" - это не когда выдергиваются некоторые мысли, подходящие вам, а когда статья в целом осмысливается. И понимается, в тему она или нет. Я уже показал, почему все приведенное не в тему.

Вам дорога на пикабу. Но, думаю, и там засалят.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор
> Вам говорят о том, что ПРОГРАММИСТОВ вы нифига не готовите.

Крайне странно, так как готовим, но вам виднее и без аргументации. Готов обсудить если есть конструктив.

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Так что, вы таки задали тестовый вопрос?

Мне делать нечего возиться в ваших материалах и изучать детали курсов. Я исхожу из того, что написано. И Вам подробно отписал, что все Ваши отсылки к "авторитетам" - нелепы.

Ответить
Развернуть ветку
Kinolog

inmate - это заключенный

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Кустова

Нет, вы не правильно понимаете, а пытаетесь паясничать. Я примеры могу до завтра кидать, сама училась на курсах, которые мне много дали ( но там на базу , угу) и преподы из аккредитованного ( подчеркнуто) учебного заведения . Вам выше все объяснили, я еще добавлю: что вы точно хорошо сделали, так это укрепили во мне убеждение , что пора бы регулятора вам назначить , хорошего или нет, он рассудит , на кого вы кого учите . Если исходить из размещенных вашей компании вакансий, то пока шансов у вас маловато.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Спасибо большое за вашу позицию. Рынок рассудит.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Кустова

Пожалуйста. Боюсь разочаровать, но рынок не способен рассудить, с этим даже автор "невидимой руки рынка" был не согласен ( чертова база часто вынуждает копать до грунтовых вод знаний). Рискну предположить вашу судьбу: в судах окажется такое количество исков , что внимание регулятора вы привлечете таким образом сами. А он не любит ситуации, когда кто-то зарабатывает, а регулятор тратится, на судейский корпус в том числе. И привет, аккредитация. Занавес. И, кстати, вполне в логике Смита.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Дарья, ох. Вынужден ответить, так как это какой-то запредельный уровень непонимания мира вокруг.

1. Похоже, вы преподаватель? Если нет то извините, что так подумал

2. Я не паясничаю, я возвращаю вам ответственность за ваши слова и уточняю, готовы ли подтвердить, что ваш опыт является тут репрезентативным.

3. "пора бы регулятора вам назначить" - у нас есть образовательная лицензия, если что, это уже достаточный уровень привлечения? А еще есть программа учебная, а еще практики из индустрии, которые ее ведут, а еще есть валидация от экспертов рынка, а еще, а еще.

4. А еще мы подходим к задаче не формально, как это происходит в тех учебных заведениях, про которые вы возможно говорите, а отвечаем за результат. Именно по этому вы можете прийти и учиться у нас бесплатно, выплачивая стоимость только после трудоустройства по профессии.

5. Про рынок вынужден сказать, что вы читаете книжки, а не практикуете. Рынок - это ученики которые нас выбирают, рынок - это компании, которые с руками отрывают наших выпускников. Еще раз, 20 дней самое долгое трудоустройство. Мы можем долго обсуждать эфемерные эфемерии.

6. Суды? Посмотрите на кол-во исков на все онлайн школы вместе взятые и на вузы, вы удивитесь.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Кустова

Вы выше кому-то выше замечательно ответили , возвращаю : такое ваше мнение. Которое вы очень любите и считаете реальностью. Вот в конкретном случае я этому очень рада . П 1: Я не преподаватель. Остальные п.2-6 соотносятся с реальностью примерно в той же пропорции. Так что... Проверьте свое понимание реальности, а также навык понимать прочитанное ( можно, кстати, коуча в школу нанять, для всех сразу на это дело) П 6- спрошу: вы в моем комментарии где разглядели временную категорию "настоящее"?))))) Что это, неспособность просчитать шаги на два вперед? Живем одним днем, аааа-яяя-яяяй)

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Записал:
1. нанять коуча в школу, сразу всем.

2. будущие суды.

Кстати, готов поспорить, что их не будет в том объёме, о котором вы говорите. По причине качества продукта, который мы даём. Готов поспорить, о вас только нужно отсмартовать условия, как от автора гадания.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Кустова

трудно с вами спорить. Мы говорим на разных языках. Ваше утверждение/ убеждение "судов не будет" звучит так наивно... Что аж милотой отдает, впрочем, здесь вас сложно обвинить, вы и не обязаны понимать, что написали( хотя хотелось бы). Поэтому мы еще на этапе ТЗ встрянем в уточнения. Я в принципе удивляюсь тому количеству времени, которое вы здесь тратите на то, чтобы ваша реальность была воспринята как основная из существующих, еще и тратить время на то, чтобы вы начали понимать чужую реальность ... Коуч лучше, нет?

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Хотел бы детализировать вашу мысль:

Мое утверждение, основанное на текущей практике и трендах звучит наивно.

Я не понимаю, что написал, потому что не обязан.

- спасибо за покровительский тон, он очень конструктивен
- отлично, что вы находите плюсы, милоту вот

Вдруг, вы сможете более детально рассказать про ТЗ, так как ввиду, видимо, моей ограниченности, диагностированной вами, я крайне слабо улавливаю логику ваших суждений и появление новых артефактов в обсуждении в виде некого "ТЗ"

Коуч не уверен, что в вашей ситуации поможет, но шансы всегда есть, да.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Кустова

... компанией

Ответить
Развернуть ветку
189 комментариев
Раскрывать всегда