{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Хочу в IT, но я гуманитарий

Заголовок этой статьи у одних людей может вызвать понимание: «Да, это про меня». А у других — возмущение: «Да сколько можно делить людей на технарей и гуманитариев!». Третьи скажут: «Сфера айти не резиновая». Поэтому оговорюсь сразу: в айти дефицит еще на 10 лет вперед, и я против разделения на технарей и гуманитариев. Расскажу почему и покажу на примерах, как люди из гуманитарных сфер перешли в IT. Еще попробую объяснить, что делать, если хочешь работать в IT, но при этом ничего не программировать.

Миф о технарях и гуманитариях: понять, простить и попрощаться

Миф о том, что люди делятся на технарей и гуманитариев, рождается еще в школе. И так происходит по разным причинам. Одним ученикам скучно на уроках литературы и истории, другим — на математике и физике. Потому что не у каждого учителя стоит задача интересно рассказывать о логарифмах. Или переносить «Обломова» на сегодняшние проблемы.

У самих школьников не всегда хватает ресурсов на все направления. И если Алина, например, хорошо разбирается в истории и лучше всех пишет сочинения, ей позволяют расслабиться на математике. Еще стоит учесть лень. Вот говорят Ване: «Математика — это не твое», а он и не пробует доказать обратное. Потому что просто не хочет.

Ученые еще в 1964 году доказали: можно научиться чему угодно, если постоянно тренироваться. Например, если человек хочет научиться мыслить логически, ему стоит регулярно решать математические задачи и головоломки. Мозг выстроит новые нейронные связи, а человек получит суперспособность даже в зрелом возрасте.

Ученые еще в 1964 году доказали: можно научиться чему угодно, если постоянно тренироваться.

Нейробиолог Сандрин Тюре утверждает: «Взрослый мозг способен генерировать новые нервные клетки». Они нужны, чтобы учиться новому и запоминать информацию. Долгое время считалось, что такие клетки не восстанавливаются. Но Сандрин уверена: взрослый человек может их нарастить, если будет прикладывать мыслительные и физические усилия.

Математика — не главное в IT

Стереотип о том, что будущие программисты и разработчики обязательно должны владеть математикой, распространен по всему миру. Но эта точка зрения научно не подтверждена, считает профессор психологии Шантель Прат.

Он вместе с другими американскими учеными провел исследование и в 2020 году опубликовал результаты. Выяснилось: чтобы программировать, гораздо важнее иметь естественную склонность к изучению языков. Потому что кодинг имеет много общего с лингвистикой.

Чтобы программировать, гораздо важнее иметь естественную склонность к изучению языков.

Так, прежде чем написать код, программист изучает новый язык, вникает в его лексику и грамматику. Еще ученые уверены: язык программирования Python похож на английский. В нем тоже есть деление на абзацы и команды составляются из слов, а не из символов.

Кроме склонности к изучению языков важны когнитивные функции: умение решать проблемы и использовать оперативную память мозга. Умение считать тоже пригодилось тем, кто участвовал в исследовании и программировал на Python. Но оно оказалось менее значимым.

Был гуманитарием — стал айтишником

Я знаком с парой сотен людей, которые перешли из гуманитарных сфер в IT. И это хорошее доказательство: если очень захотеть, можно стать кем угодно.

Например, Ерванд Агаджанян 20 лет профессионально играл на скрипке. Но в 2020 году пришла пандемия — играть на мероприятиях, в метро и переходах стало временно невозможно. Музыкант решил получить новую профессию. И уже через год и три месяца стал Python-разработчиком.

Если человек хочет стать программистом, он станет им в любом случае. Независимо от того, была ли у него в школе информатика, знает он математику и английский или нет. Никто не рождается со знанием всех фреймворков и библиотек языков программирования.

Ерванд Агаджанян, Python-разработчик

Юлия Белова преподавала в школе географию и ОБЖ. В какой-то момент она устала от маленькой зарплаты, сложных учеников и возненавидела свою работу. В тестирование Юля пришла случайно. Сначала училась самостоятельно, потом проходила бесплатные курсы. А через некоторое время стала ведущим инженером по тестированию.

В школе уроки математики были — ужас и стресс. Всегда мне говорили: „Это вообще не твое, ты не сможешь“. Поэтому переход в IT был для меня вызовом. И оказалось, главная проблема входа в IT — это если ты не хочешь работать своим мозгом.

Юлия Белова, ведущий инженер по тестированию

Еще одна крутая история — у Александры Куликовой. Двенадцать лет она работала в HR, а перед увольнением занимала руководящую должность. Весной 2020 года Александра поняла: привычная профессия ее больше не интересует. И пришла в IT — ей понравилось писать код. Потому что нужно использовать логику, работать руками, создавать то, чем будут пользоваться люди. Сейчас Александра работает тестировщиком.

Профессия «Исследователь»: переход в IT для тех, кто не хочет программировать

Несмотря на массу успешных примеров, люди, которые считают себя гуманитариями, опасаются вникать в околотехнические сферы. Бывает и так. Человек хочет в IT: он слышал, что там высокие зарплаты, работать можно удаленно, да и вообще выглядит это интересно. Он бы и хотел поучиться, но чувствует: «писать код — не мое». Это нормально. Склонности и желания должны быть в приоритете. Тогда как попасть в IT, если не хочешь программировать?

То, что мы называем техническим, — это системность. Она есть везде: в литературе, психологии, истории. Если мы лишим литературу системности, ритма, сложных взаимосвязей персонажей — она перестанет быть интересной.

Собирать в системы разные вещи — нормально. Даже библиотекарь строит системы: анализирует, кто какие книги берет, что рекомендовать под разные запросы.

Кому-то нравится систематизировать команды, искать кратчайшие пути, чтобы достигнуть цели. И это разработчики. Кому-то нравится систематизировать цвета и формы, представлять, как их воспринимают люди. И это дизайнеры.

Кому-то нравится систематизировать предпосылки человеческих решений — и это исследователи в IT. Они отвечают на вопросы. Например, почему пользователи не заходят в определенный раздел приложения? Аналитик скажет, что по метрикам такой раздел не нужен. А исследователь закопается в цели и выяснит: пользователь просто не видит нужную кнопку.

Анастасия Дорожкина, продакт-менеджер образовательных программ

Исследователь — относительно новая профессия. Но интерес к ней растет. Бизнес всё чаще спрашивает: «А кто мой клиент? Чего он хочет? Чем живет? Как я могу ему помочь?» IT-компании при разработке приложений, сервисов и сайтов просчитывают, какие эмоции вызовет продукт у пользователя.

Чтобы понимать заранее, что нужно людям и как они себя поведут в определенных ситуациях, спрашивают у исследователя. Еще он проверяет продуктовые гипотезы, помогает бизнесу заработать больше или сэкономить деньги. Выясняет, будет ли востребован новый продукт и как улучшить текущий.

Это как раз одна из тех профессий, где прийти в сферу IT можно, даже если ты не хочешь программировать, тестировать продукты, создавать сервисы и приложения. И не потому что ты «гуманитарий и не разбираешься в математике». А потому что хочешь вникать в потребности и мотивации людей. Приводить в систему факты, искать закономерности.

0
192 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Давайте обсудим, а в чем ваши сомнения, что если есть желание то любой может?

Как по мне, если есть мотивация, то дальше задача образовательного продукта ее не убить.

Про то, что рабов - а есть статистика? У меня есть средние з/п по рынку ИТ и они что-то повыше чем в других сферах, вдруг у вас есть более свежие данные?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Данных с трекера нет, общаемся с выпускниками, довольны как слоны. А в чем ваши сомнения? Вы гоняете так новичков или вы сам новичок или может вы не в ИТ и есть некие стереотипы?

Я, честно говоря, знаю много людей в ИТ и все себя отлично чувствуют, бегают, ходят в спортзалы днем, плавают и тп.

Легаси, мвп - могли бы вы развить мысль, так как все буквы понятны, но смысл не очень, а вы на этом много логики как я понял закладываете. Что значит "оказывают минимальное влияние на развитие навыков"? Ну и почему везде легаси? А почему MVP нет. Винегрет противоречий(

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

А в вашей они маникюр на работе получают? Кстати, бассейны обычно и спорт включены в пакет от работодателя и не только в ИТ. А какая у вас реальность, поделитесь?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
189 комментариев
Раскрывать всегда