{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

39 вопросов для успешного найма Скрам-мастера

Привет, я Ира Скрыпник, Скрам-мастер в ManyChat. Я работаю на уровне всей организации, лидирую Agile-подход в масштабе компании.

В ManyChat изменения оргструктуры и бизнес-процессов происходят непрерывно. Скрам-мастера напрямую влияют на изменения в компании: каждый квартал вместе с менеджментом они подбирают структуру продуктовой группы, поддерживающую бизнес-цели, проводят запуски новых систем: эрий, команд.

За год я провела около 40 собеседований, и только один скрам-мастер присоединился к команде. Я знаю, как сложно найти человека, у которого есть и знания, и релевантный опыт, и нужные стратегии мышления для изменений в бизнесе.

В этой статье я расскажу о своем подходе к найму Скрам-мастеров: на какие критерии стоит обратить внимание, какие вопросы помогут проверить соответствие этим критериям. Чтобы они всегда были у вас под рукой, мы собрали их в Notion.

Для кого будет полезна эта статья:

  • Вы HR-специалист или менеджер, который регулярно проводит или собирается проводить собеседования со скрам-мастерами;
  • Вы Скрам-мастер и хотите лучше подготовиться к предстоящему интервью;

Обычно процесс найма в ManyChat состоит из трех этапов: техническое интервью, culture fit, знакомство с командой. В этой статье речь пойдёт о первом из них.

Как я поняла, что мой опыт может быть полезен

Однажды мне в Телеграм пришло сообщение от кандидата, которого мы собеседовали пару месяцев назад.

Стала понятно, что ребята из этих компаний были у меня на собеседовании и позаимствовали вопросы. Значит, в этом есть ценность. А что мы делаем с потенциальной ценностью? Верно — делимся.

Основные критерии при выборе Скрам-мастеров

  • Глубина знаний и опыта;
  • Стратегии мышления;
  • Взрослая позиция, готовность к ответственности.

Скажу честно, убедиться, что кандидат действительно соответствует всем трём критериям за 30-60 минут разговора достаточно сложно, поэтому обычно я провожу интервью в формате блица. Вот несколько правил, которым я следую:

  • Прошу кандидата отвечать коротко. Обычно 2-3 предложений достаточно, чтобы ответить на вопрос. Так мы проверяем умение выделить главное, не вдаваясь в детали;
  • Задаю по 2-3 вопроса для проверки каждого критерия;
  • Смотрю, по каким пунктам больше рисков: пробелов в знаниях, реальном опыте, системности мышления, и задаю вопросы именно к этим пунктам;
  • Сравниваю, насколько реальные знания человека соответствуют его собственной оценке. Я вряд ли позову кандидата на второй этап собеседования, если он говорит, что его уровень системного мышления равен 10, но при этом на вопрос о том, какая системная проблема существует в компании сейчас, начинает рассказывать про недавний конфликт в команде (это не паттерн).
  • После интервью всегда возвращаюсь с обратной связью и рекомендациями вне зависимости от решения.

Вопросы, проверяющие каждый критерий

Глубина знаний и опыта. Начнем с глубины знаний. Первый по очевидности, третий по значимости. Обучиться – легко: тренинги, митапы, книги, менторинг, коммьюнити. Если знаний недостаточно сейчас – это повод для обратной связи, но не для отказа.

Какие знания проверяю:

  • Эмпирический контроль процесса;
  • Понимание, зачем Скрам бизнесу;
  • Понимание, какая связь между элементами Скрама и потребностями бизнеса;
  • Мульти-командный Скрам без привязки к конкретным фреймворкам;
  • Масштабирования, только на основе Скрам гайда;
  • Lean thinking;
  • Теоретические основы самоорганизации.

Вопросы для проверки глубины знаний

Чтобы проверить глубину знаний, я прошу представить кандидата, что он знакомится с предпринимателем на конференции, и предприниматель задает ему следующие вопросы:

1. Зачем нужен Скрам бизнесу?
2. Как нам выстроить оргструктуру, если мы используем Скрам: сколько продуктов, РO, PBL, команд, инкрементов?
3. Как и кто определяет состав команд?
4. Как нам выбрать длину спринта?
5. Зачем вообще нужен спринт?
6. Как связаны спринты и релизы?
7. На Обзоре спринта нет пользователей. Что ты думаешь об этом?
8. За счет чего в Скраме обеспечивается адаптивность, скорость, доставка самого ценного?
9. Если бы Скрам нужно было свести к одному элементу, то что бы это было?

А теперь поговорим про глубину опыта. Этому пункту я уделяю больше внимания. Сколько вы знаете профессионалов вокруг себя, которые много знают, но не могут перейти к действиям? Среди моих коучинговых клиентов одни из самых популярных вопросов – «как начать действовать?».

Часто бывает так, что у Скрам-мастера и тренинги пройдены, и книги прочитаны, но на уровне действий – ничего. Я считаю, что стоимость Скрам-мастера зависит от объема полученного опыта. Смелость, кстати, одна из ценностей Скрама ;)

Вопросы, которые помогут проверить глубину опыта:

10. В чем твоя роль как Скрам-мастера сейчас?
11. На каком уровне тебе удалось поработать: индивидуально, команда, несколько команд, продукт, организация?
12. Какие значимые результаты команды и компании ты присваиваешь себе?
13. Какими своими кейсами ты гордишься?
14. Расскажи про кейс, где ты нарушил правило или ценность Скрам-мастер. Чему тебя это научило?
15. Как выглядит структура компании в которой ты работаешь: сколько РО, сколько PBL, сколько команд? Может ли любая команда брать любой элемент PBL в работу? Кто РО? Что лежит в PBL? Приведи, пожалуйста, пару примеров;
16. К каким изменениям в структуре компании ты причастен?
17. Какой уровень самоорганизации в команде? За счет каких конкретных действий удается его повышать?
18. Назови 3-4 улучшения, которые сделала твоя команда в последние время?
19. Как работаете с техдолгом?
20. Почему ваша компания перешла на Скрам?
21. Какие выгоды получила компания после перехода на Скрам?
22. Расскажи про свой самый большой провал?
23. Какую системную проблему тебе удалось найти и как вы её решили? В чём была твоя роль?

Стратегии мышления. Это ключевой критерий – при подходящих стратегиях мышления человек сможет действовать экологично и результативно практически в любой ситуации. А так как в ManyChat скорость возникновения новых ситуаций и вопросов выше, чем скорость их совместных обсуждений Скрам-мастерами, то системное мышление, критическое мышление и лин-мышление – основа профессиональной Скрам-мастерской работы. Сюда же я отношу саморефлексию, я всегда интересуюсь, где учился кандидат, и как он оценивает свои знания по шкале от 1 до 10: теория Скрама, практика Скрама, фасилитация, коучинг, системное мышление.

Вопросы, которые помогут выявить стратегии мышления:

24. В чём состоит самое большое несоответствие между Скрам Гайдом и имплементацией Скрама на текущем месте работы?
25. Какую системную проблему видишь в компании прямо сейчас?
26. Приведи пример локальной оптимизации в компании, как ты в ней участвовал?
27. Какие ещё компетенции Скрам-мастера у тебя уже сильно развиты? Что планируешь качать в ближайшие полгода и почему?
28. За что ты получаешь зарплату как Скрам-мастер?
29. Вспомни кейс, когда правило Скрама систематически нарушалось в компании, а тебе не удавалось это исправить. Что тебе мешало?
30. Кто для тебя пример идеального Скрам-мастера? Можно использовать пример из кино, литературы, рассказать про человека, которого знаешь лично.

Эмоциональный интеллект, процесс ответственности

События, которые с нами происходят сами по себе не имеют окраски «хорошее» или «плохое». Эти интерпретации мы даем сами, исходя из нашего опыта и актуальных потребностей. В ответ на нашу интерпретацию появляются эмоции, поэтому Cкрам-мастерам важно уметь оценивать события, опираясь на факты, а не на эмоции. Скрам-мастерам, у которых есть навык профессионального коучинга, проще справиться с этой задачей, так как у них есть опыт нахождения в коуч-позиции, которая предполагает беспристрастность.

Вопросы для проявления уровня эмоционального интеллекта и ответственности:

31. Какие способы мотивации команды ты применял?
32. Знаком ли ты с моделью процесса ответственности Кристофера Айвери? Если да, как ты оцениваешь уровень, на котором находятся твои команды, компания и ты сам?
33. Поделись кейсами, когда ты взял и не взял на себя ответственность, почему так произошло?
34. Что может выбить тебя из рабочего состояния?
35. Каким своим решением ты гордишься?
36. Какой у тебя уровень энергии сейчас?
37. Как восполняешь ресурс? Куда сейчас больше всего уходит ресурса?
38. Кто тебя поддерживает: коуч, психотерапевт, ментор, супервизор, бадди, мастермайнд группы, внешние коммьюнити?
39. Что именно ищешь для себя сейчас в позиции Скрам-мастера?

В завершении

Чтобы найти подходящего Скрам-мастера, для начала сформулируйте четкие критерии, которым он должен соответствовать, а затем, уже переходите к поиску вопросов и заданий, которые помогут проверить кандидата на соответствие.

Помните, что сильные вопросы – это только половина успеха, вторая половина – навык активного безоценочного слушания, работа с когнитивными искажениями и умение интерпретировать ответы. Это именно навык, а значит, как и любой навык его можно развить через опыт и обратную связь.

И пусть критерии, вопросы и навыки помогут всем нам найти своих людей.

0
73 комментария
Написать комментарий...
СлавалС

Это напоминает какую-то секту))
"Понимание, зачем Скрам бизнесу" - бизнесу не нужен ни скрам, ни разработчики, ему нужны фичи вчера, которые он придумал сегодня, чтобы их опробовать в деле.
Вообще после прочтения статьи я бы скрам мастера уволил, и за эти деньги вложил бы в ставку лида при следующем найме.
Люди которые работают по методичке - мешают только себе, а активные еще и коллективу

Ответить
Развернуть ветку
Иришка Скрыпник

За все бизнесы не отвечаю, тут только за один. Нам Скрам нужен на уровне бизнеса, как движок продуктовой разработки. Это утверждение не опровергает, что многим другим бизнесам реально не нужен Скрам.

Скрам нужен бизнесам, растущим на турбулентных быстроменяющихся рынках, разрабатывающих новые продукты, ищущих product market fit.

Не всем точно. Даже не многим.

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

Во первых вы за бизнес скорее всего не особо отвечаете, потому что скрам мастер не решает, какие фичи делать, а какие нет, не обольщайтесь.
У вас слишком много заученных красивых слов, которые несовсем понятно что значат.
"Скрам нужен бизнесам, растущим на турбулентных быстроменяющихся рынках, разрабатывающих новые продукты, ищущих product market fit."
Что значит трубулентный? вы вообще в курсе этого термина, а ламинарные рынки бывают?
Что значит быстроменяющийся рынок? А какой рынок медленно меняющийся, какие критерии для измерения?
оборот, количество участников, географическое распространение?
"product market fit" - красивый англицизм, который банален по своей сущности. Продукт, который удовлетворяет/покрывает рынок. Так это основа, основ любого небольшого бизнеса, продукт который не удовлетворяет - умирает.
Люди которые забалтывают собеседника различной пустой терминологией ничего ценного из себя не представляют.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Shumilin

У меня целый отдел таких болтунов. Чем больше непонятного жаргона - тем круче! Я сам уже около 10 лет в разных ролях бываю: BA, PM, PO. За это время не изучил даже классический PmBook (всё на опыте и по наитию), не говоря уже о более модных штуках. Вот только прикол в том, что мои проекты выполняются плюс минус в срок и в бюджет, и заказчик получает достойный продукт. В соседнем отделе постоянный модный движ скрамо-канбано-lean-fit:)))
И каждые 2 из 3 проектов идут в мусорное вёдро...
Это начинает выглядить как попытка замаскировать отсутствие скилов и мозгов в командах модным жаргоном...
Если ты не можешь на языке собеседника объяснить ему сложную техническую модель или организационный процесс - скорее всего ты очередной болван, который сам ничего в этом не понимает и просто хочешь выглядеть умным.

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Раскрывать всегда