{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Методист диалоговых симуляций: всё о профессии

Проходя онлайн-курсы, вы когда-нибудь задумывались, кто за всем этим стоит? Кто планирует ваш маршрут обучения, структурирует информацию, делает знания доступными и понятными? Работа над любым образовательным курсом – это труд большой команды. Но главным двигателем здесь являются методисты, которые выстраивают весь процесс: от старта до результата.

Над нашими диалоговыми симуляциями Modum DS тоже трудятся опытные методисты, выполняющие сразу несколько важных задач. Кто же такие методисты диалоговых симуляций? Какие у них есть обязанности? И как этой профессии можно обучиться? Ответы на эти вопросы – в нашей статье.

Методист образовательных программ

...педагогический дизайнер, архитектор обучения, разработчик или сценарист онлайн-курсов. Вариантов много, но, по сути, всё это об одном и том же. Это человек, который объясняет сложное простым языком, чтобы информация дошла до конечного пользователя без потери качества, и в результате он приобрёл необходимые знания и навыки. Главная задача методиста – создать такой продукт, который помог бы достичь максимального образовательного эффекта.

Чем занимается методист?

  • Исследует аудиторию, с которой предстоит работать, учитывает её особенности и характеристики;
  • Определяет потребности и мотивы аудитории, ставит цели обучения;
  • Продумывает, какую методологию использовать и на какие теории опираться, чтобы необходимые знания дошли до адресата;
  • Подбирает способы взаимодействия с аудиторией и форматы донесения информации;
  • Выстраивает программу обучения и тестирует её.

Где этому учат?

Большое внимание методологии уделяется в педагогических специальностях. Правда, вузы зачастую готовят специалистов для работы в образовательных учреждениях, а мы же говорим об онлайн-образовании. Кроме высшего образования, есть ещё один путь освоения профессии – различные курсы в онлайн-школах. Знание русского языка и базовых теорий по методике обучения, общей психологии и социальной, психологии масс и развития – то, на чём строится работа методиста. Специалистам этого профиля приходится работать с различными целевыми группами, поэтому необходимо знать особенности каждой из них. Также методист должен понимать, как работает наш мозг и как происходит процесс обучения, обладать системным мышлением и уметь выстраивать структуру из хаоса.

Методист диалоговых симуляций

Диалоговые симуляции Modum DS – особенный формат обучения, процесс получения знаний и навыков в этом случае происходит через диалог пользователя с виртуальным ботом. Методист должен понимать, решает ли обучение с помощью диалоговых симуляций задачи клиента. Например, такой формат отлично подойдёт для развития коммуникативных навыков.

Методист диалоговых симуляций в Modum Lab объединяет в себе функции сценариста и программиста.

Как методист разрабатывает сценарии?

Для начала методист получает запрос от заказчика: например, руководителям компании необходимо улучшить навык проведения совещаний. Затем специалист решает, каким образом эффективнее выстроить диалоговую симуляцию, и выделяет из общей цели более конкретные задачи.

Следующий этап – продумать и прописать сценарий и диалоги. Не зря наши симуляции называются «диалоговыми»: у пользователя должно складываться ощущение диалога, только в этом случае ему удасться полностью погрузиться в ситуацию и натренировать необходимый навык. Так как Modum DS реализуется с помощью технологии виртуальной реальности, методист должен понимать, что иммерсивность необходимо поддерживать живыми репликами, которые легко воспринимаются. Виртуальный бот, с которым пользователь будет вести беседу, должен иметь человеческий облик, чтобы создавалось ощущения общения с реальным человеком, поэтому важно продумать его характер и роль в диалоге. Методист учитывает ошибки, которые может совершить пользователь, и отрабатывает их. Нужно не забывать и про ситуации, когда пользователь может повести себя некорректно: на помощь приходят забавные варианты развития событий и смешные ответы ботов.

Часто на всех этапах методист работает в связке с заказчиком, который имеет наиболее полное представление о конечном пользователе: что это за человек, что он обычно делает не так, где ему может потребоваться помощь. Методисту нужно быть занудой в хорошем смысле, чтобы вытянуть из клиента самое важное и основательно проработать полученную информацию.

Таким образом, проанализировав все вероятные ошибки и логику коммуникации, методист выстраивает сценарий диалоговой симуляции.

В каких программах работает методист?

Техническая часть деятельности методиста заключается в том, что ему нужно уметь работать в специальных программах. В нашем случае – в конструкторе диалоговых симуляций, которому мы посвятили отдельную статью.

В конструкторе методист накидывает сценарий, раскладывает его по диалоговым веткам, связывает различные реплики и варианты развития событий. С помощью конструктора можно протестировать диалоговую симуляцию: реагирует ли бот, не сидит ли он на голове, правильно ли настроены все диалоги и т.д. Все эти недоработки конструктор позволяет мгновенно исправить. По сравнению с другими программами, конструктор упрощает работу и ускоряет онбординг – процесс погружения методиста в новый проект.

Кроме работы с конструктором, может потребоваться навык использования скриптов – это позволит создать рабочую версию симуляции.

Словарь

Представьте себе гигантское дерево с множеством веток: пользователь диалоговой симуляции идёт только по одной из них. Осуществлять навигацию по этим веткам и формировать тот уникальный сценарий, по которому движется каждый конкретный пользователь, помогают словари – они считаются сердцем диалоговой симуляции.

Методист учитывает огромное количество вариантов того, что может произнести пользователь в той или иной ситуации. Словарь позволяет распознать речь и предполагает набор ключевых слов, которые заранее задаются в системе. Система готова реагировать на такие наборы ключевых слов в определённых точках симуляции. К ключевым словам и выражениям методистами подбираются синонимы – так формируется словарь. Он может быть строгим или более мягким. Строгий словарь будет учитывать только точные и чётко произнесённые слова и словосочетания. Но бывают словари свободные, когда речь менее формализована. В этом случае система не ждёт от человека дословного повторения формулировки: например, достаточно использовать во фразе хотя бы одно ключевое слово, чтобы словарь засчитал ответ.

После составления словаря методисты переходят к этапу тестирования. Нужно выяснить, в каких ситуациях он не работает, хотя должен, и исправить это.

Что самое сложное, а что самое классное в работе методиста?

Этот вопрос мы задали нашим методистам диалоговых симуляций.

Один из самых сложных моментов – заметить ошибку. В одной диалоговой симуляции бывает от 50 до 100 словарей и около 200 различных «окошечек» – или нодов – с различными фразами и действиями. Упустил какую-то мелочь из вида – и всё, симуляция не будет работать так, как должна. Поэтому здесь важны сосредоточенность и максимальная концентрация внимания. Диалоги – ещё один непростой момент. Важно учесть всё, что пользователь может произнести, продумать тактичные ответы бота, если человек ошибся. Диалоги должны быть естественными и понятными, иногда даже забавными, при этом важно оставаться в рамках регламентов.

Самое классное в работе – видеть, как симуляция работает, как человек её проходит, удивляется, смеётся над репликами и даже ошибается. Хорошим результат считается тогда, когда человек сделал ошибку и признал, что не знал этого ранее. Тогда можно быть уверенными, что материал запомнится, а навыки усвоятся.

0
1 комментарий
Михаил Грозовский

К сожалению, вашу статью никто не увидел. Если хотите исправить это в будущем, напишите в ДМ.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда