{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

"Тестировщик" – это просто

Не буду повторяться про большую разницу "тестировщик" и QA. Да, нельзя путать эти понятия. В этой статье мы будем использовать народное слово "тестировщик", а думать про QA.

Недавно я очередной раз услышала, что "тестировщик – это слишком просто". Отнесем в этот скоуп все подобные фразы "тестировщики просто нажимают кнопочки", "легко войти в айти через тестирование", "разработка – это для умных, а в тестировании много ума не надо" и т.д.

Из-за этих заблуждений на рынке очень мало хороших QA
Люди, которые так считают, возможно, априори не смогут “легко войти в айти”. Да и стать крутыми специалистами. Сейчас объясню почему. В этих фразах четко прослеживается: обесценивание чужого труда, незнание особенностей профессии QA, кодоцентричность и отсутствие тактичности. Для QA важно критическое мышление, чего мы не наблюдаем в этих фразах.

Обесценивание чужого труда – это прямой путь к оправданию своей лени.
Лень разобраться, почитать десяток статей и одну книгу. Лень понимать компетентных людей, лень думать.Когда меня спрашивают “Чего ты не хотела бы видеть в команде/компании?”, первое, что я отвечаю, это “Чтобы никто не обесценивал чужой труд”. Такое может встречаться относительно любой профессии. Люди от незнания считают, что тестирование – это просто кликанье на кнопочки, что фронтенд – это изи, что дизайнер – это не серьезно и TypeScript – язык для лохов и т.д. Стоит лишь поработать полгода с тем, что кажется простым, и придет понимание, что у этого есть свое предназначение и без этой составляющей не построить успешный бизнес.

Так что же “сложного” в QA

Выучить список техник тест-дизайна – просто. Понять и научиться их применять – не просто. Это приходит с продолжительным трудом, работой и умением системно мыслить.

Увидеть, что кнопка не работает – просто. Продумать заранее неочевидные сценарии, в которых кнопка может не работать – сложно. Кликнуть на готовую кнопку – просто. Кликнуть на несуществующую кнопку – сложно. Сложно проверить несуществующее. И сложно предотвратить несуществующее. А еще сложнее, когда работа кнопки зависит от других компонентов системы, от нагрузки на сервер и от много чего другого одновременно.

Сказать, что эта кнопка не работает – просто. А понять в каких сценариях она ломается и почему – сложно. Предвидеть аналогичные ошибки в будущем, тоже непросто.

А какие главные и основополагающие качества QA?

  • Внимательность
  • Критическое мышление
  • Честность. Если QA что-то не учел при тестировании, он должен уметь честно и без страха в этом признаться. Важно вовремя и честно говорить о проблемах. Это важно для продукта, для бизнеса, для пользователя. Нормально – что-то упускать, забывать, не нормально – скрывать, забивать.
  • Умение давать честный фидбэк и принимать критику в свою сторону
  • Умение грамотно и четко документировать
  • QA – это адвокат пользователя

Мы говорили сейчас о ручных QA. Но не забываем про ветку QA Automation, где недостаточно всего вышеописанного. При автоматизации вы заставляете тачку воспроизводить код разработчика так, как вам нужно. И предварительно, используя все знания о тестировании и свой опыт, вам нужно определить – как вам нужно.

Каждая профессия несет свою ценность, как и любой труд.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Daniil Gladchenko

Основываясь на своём субъективном опыте, обычно есть 2 вида ручных тестировщиков - те, кто учился на мехматах, профильных вузах и специальностях, но программирование было для них слишком сложным, они не вывозили, а работать в айти хотелось. И вторые - люди со стороны, которые работали в других сферах, но услышали что в айти много платят и ломанулись сюда. Анастасия, вы к какому относитесь?

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Gladchenko

И ещё кстати 95% ручных тестировщиков это женщины, по крайней мере в моём опыте. Буквально двух знаю мужчин.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Богданов

Процентов 20-25 женщин в QA. В некоторых исследованиях и ниже показатель.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Gladchenko

Ну это такой же субъективизм, там исследование одной рекрутинговой компании на основе своих анкет. Если вы сами работаете в айти, то не заметить количественное превосходство женщин над мужчинами в ручном тестировании довольно сложно.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Богданов

Какая у вас выборка? Какая у рекрутеров? Кажется, у последних поболее.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Gladchenko

Если брать только последнее место работы, компания 1000+ человек с офисами в нескольких странах. 9/10 ручных тестировщиков женщины, причем не обязательно молодые, есть и 40+ пришедшие из совершенно других профессий. Это же главная точка входа для людей со стороны.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Vorobeva
Автор

Откуда статистика?

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Gladchenko

Субъективная опять же, на опыте работы в компаниях разной величины. Последняя была 1000+ человек.

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда