{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Этичный HR: почему нужно отказаться от фразы «мы вам перезвоним»

Собеседования помогают понять, совпадают ли ожидания соискателя и потенциального работодателя. И для того, чтобы кандидат проявил себя, рекрутер должен создать все необходимые условия: от выбора места встречи до предоставления объективной обратной связи. И если проблемы с местом встречи редко возникают (пандемия подарила нам любовь к онлайн-формату), то вот поддержание честного разговора на всех этапах собеседования может и вовсе отсутствовать.

Как мы это поняли? Недавно на VC была опубликована наша статья про тестовые задания для дизайнеров. В комментариях читатели делились опытом общения с рекрутерами. Оказывается, на рынке труда не редкость, когда HR-менеджеры не дают обратной связи. Из-за этого у кандидатов возникало ощущение, будто работодатели требуют слишком многого — они предлагают сложные тестовые задания, а ответственность за фидбек не берут. Ниже примеры таких комментариев.

Мы согласны с тем, что в нынешних реалиях предоставление обратной связи — это важная задача рекрутера, его зона ответственности перед соискателем.

Когда честный фидбек особенно важен?

Актуально давать обратную связь, если вы, как работодатель, закрываете вакансию специалиста выше Middle. Это связано с тем, что такие собеседования проходят в несколько этапов, зачастую их сопровождают дополнительные задания, тесты, опросы. Они требуют от кандидата больше времени и вовлеченности.

Фразу «мы вам перезвоним» оставьте в прошлом. В 2022 году она лишь покажет, что вы, как работодатель, не цените время и силы соискателя

Например, у нас в агентстве с кандидатом на позицию руководителя отдела сначала общается HR-менеджер (иногда онлайн), затем он же проводит собеседование в офисе, после чего может дать тестовое задание (например, для старшего таргетолога или старшего дизайнера). И в случае соответствия ожиданий кандидат переходит к финальному этапу — общение с коммерческим директором и с генеральным директором.

Рекрутер сопровождает кандидата на всех этапах, он выступает в роли личного менеджера, который не только отвечает на вопросы, но и направляет, подсказывает, помогает

Между встречами проходят несколько дней, в некоторых случаях недель. Этот период для потенциального сотрудника стрессовый, независимо от его опыта и способностей. И предоставление обратной связи здесь напрямую влияет на психологическое состояние кандидата и то, насколько полно он раскроет свои компетенции.

Как фидбек связан с развитием компании и психологическим состоянием кандидата

Для работодателя. Позиционирование HR-бренда на внешнем рынке. О компании люди узнают благодаря рекламе, PR, сарафанному радио и сайтам-отзовикам. И если на первые два пункта бизнес может влиять, то с негативными мнениями дело обстоит иначе.

Отрицательные отзывы — это как в пословице «Одна ложка дегтя в бочке меда». Если из 10 отзывов два со знаком минус, то как раз на них люди и могут обратить внимание

Отзывы пишут не только клиенты, но и соискатели. Поэтому забота о кандидате на этапе собеседования — это ваша гарантия избежать негативных мнений в интернете.

Для соискателя. Собеседование — всегда стресс. Так работает человеческая психика. Когда мы попадаем в новое помещение, общаемся с людьми, от решения которых зависит наш карьерный рост и доходы, то невольно нервная система подает сигналы. Обратная связь от HR-менеджера — это пилюля для мозга, успокоительное, которое буквально дает понять: «Не переживай! Вот тебе вся информация».

Даже если кандидат по профессиональным компетенциям не подходит компании, он должен об этом знать. И чем быстрее вы ему об этом сообщите, тем лучше с точки зрения этичности.

Более 50% соискателей благодарят рекрутеров за предоставленную связь: как при положительном решении, так и в случае отказа. Лишь 1% кандидатов при получении отказа в трудоустройстве высказываются в резкой форме. Как видите, бояться негатива не стоит

Звонок — ваш друг

Мы в компании приветствуем фидбэк по телефону. Звонок, независимо от итогов собеседования, вызывает положительные эмоции у кандидата и формирует доверие к компании. Ведь это не «банальное» письмо из шаблона, которое может быть частью массовой рассылки, а индивидуальное обращение. Повысить рейтинг компании в глазах соискателя помогут доброжелательная интонация и верно подобранные слова, с учетом знания подхода именно к этому кандидату.

Не стоит говорить: «Мы сохранили вас в своей базе, если что – перезвоним». Фраза звучит наигранно. Если есть ощущение, что в будущем кандидат будет полезен, лучше сказать об этом так: «Вы оставили хорошее впечатление о себе. Ваш опыт нас заинтересовал. Надеюсь, что нам еще доведется пообщаться. Контакты и резюме сохраню, если вы не против».

Фидбэк от рекрутера ждут абсолютно все соискатели – в этом статистика единогласна. Сотруднику HR-отдела под силу наладить обратную связь по кандидатам таким образом, чтобы даже отрицательное решение не повлияло на репутацию компании.

А что думают профессионалы? Как влияет фидбэк на кандидата?

Давая обратную связь на собеседовании, важно помнить о двух вещах. Во-первых, интервью – это сама по себе стрессовая вещь. А в стрессе мы гораздо восприимчивее к критике и к тому же хуже соображаем. Особенно, если ищем работу не в расслабленном режиме, а срочно в ней нуждаемся. В первом случае вероятность того, что обратная связь будет принята к сведению выше, чем во втором.

Во-вторых, обратная связь действительно может помочь кандидату раскрыться, если давать её в форме «Я-сообщений». При такой форме фразы строятся следующим образом: «Мне кажется, вы занервничали при вопросе о вашем опыте. Могли бы вы объяснить, почему?» или «Я заметил, что вам трудно рассказывать о своих достоинствах. Вам это свойственно?»

Напротив, если рекрутер будет пользоваться своим положением и грубо обрывать кандидата, давать оценочные суждения, усмехаться, это может выбить собеседника из колеи или вовсе способствовать быстрому завершению интервью. Кандидат с адекватной самооценкой просто не будет терпеть такое обращение и закончит собеседование.

Правильная обратная связь, которую кандидат получает на собеседовании, может свидетельствовать о настрое на сотрудничество со стороны рекрутера. Ведь если ситуация проясняется в режиме реального времени, у кандидата есть возможность немедленно отреагировать, дать нужную реакцию, исправить ситуацию и тем самым произвести нужное впечатление.

Остались какие-либо вопросы или хотите к нам в команду? Тогда откликайтесь на вакансии hh.ru или пишите нам в сообщения на VC!

Подписывайтесь и следите за обновлениями:

Instagram

Кейсы

Статьи

Статья написана благодаря экспертности HR-директора WGG digital agency Анны Гильмановой.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Василий Степанофф

Тестовые задания оплачиваете?

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Мы вам перезвоним.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Степанофф

Скиньте лучше на пейджер, но давайте уже в след. году.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей В
Оказывается, на рынке труда не редкость, когда HR-менеджеры не дают обратной связи.

Вот правильная формулировка: Оказывается, на рынке труда редкость, когда HR-менеджеры дают обратную связь.

Ответить
Развернуть ветку
Эльвира Ткаченко

Ужасная фраза «мы вам перезвоним», хорошо, что многие HR уже отходят от этого.
Вуду-рекрутинг, пора искоренять.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Белоусова

Мы вам перезвоним!

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда