{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Большой кадровый исход-2022: легкая паника, новое начало или тяжелый кризис?

Весна-2022 началась в ИТ-отрасли бурно. Мы наблюдаем волну исхода из России зарубежных компаний, а также массовый выезд специалистов за пределы страны. Временное это явление, или постоянное, и есть ли в таких отъездах большой смысл?

Продолжение прошлого

Отъезд ИТ-специалистов начался далеко не вчера. В феврале-марте 2022 года ситуация лишь обострилась, следствием чего стала эскалация многих «спящих» трендов. Обострения на геополитической арене и санкции влияют на экономику с 2014 года (если не с 2008).

Первая волна этих процессов была относительно мягкой и привела к запуску программ импортозамещения и цифровизации, а также вызвала ускоренное развитие российских ИТ-гигантов.

Из-за этого начался резкий рост спроса на ИТ-кадры, что позволило сформировать настоящий конкурентный рынок. У квалифицированных и талантливых соискателей появилась реальная возможность выбирать, где строить свою карьеру — в России или на Западе.

Западные компании на фоне наших всегда отличались высокоразвитой корпоративной культурой и крайне эффективными подходами к ведению идеологической работы с сотрудниками. Они старше, они опытнее, у них сильные бренды, они очень хорошо умеют убеждать в своей исключительности, незаменимости и уникальности.

Так иностранные компании создали иллюзию полной невозможности создания в России конкурентного продукта без иностранного участия или хотя бы надзора.

Эта установка так или иначе перекочевала на ИТ-сообщество в целом. Концентрация критических изменений на международной арене дала бурные ростки в этой почве. В итоге мы наблюдаем «табуны айтишников», по выражению Натальи Касперской, покидающих страну.

Кому выгодно?

Главным бенефициаром ситуации можно считать крупный западный ИТ-бизнес. Для них все происходящее — отличный шанс воспользоваться паническими настроениями и релоцировать наиболее ценные кадры непосредственно в штат головного офиса или филиалов в дальнем зарубежье, либо сыграть на разнице курсов валют немного поднять зарплату в рублях, по факту получив еще более дешевый труд в России или странах СНГ.

На вторую модель активно работает наиболее эмоциональная часть сограждан, которая действует по принципу «все побежали – и я побежал». Одно дело, когда специалисту поступает качественный оффер с полным сопровождением переезда. И совсем другое, когда люди действуют согласно туманному плану «переждать это все в Ереване».

Такие мигранты навешивают на себя дополнительные затраты на переезд, обустройство и решение бытовых трудностей, меняя шило на мыло. Люди становятся еще более уязвимы, по сравнению с пребыванием в России: из-за санкций в отношении банков, транспортных вопросов, тех же колебаний курсов и повального стремления применить нормы «культуры отмены» ко всему, что связано с нашей страной.

Соглашусь с экспертами, предсказывающими возврат значительной части уехавших в пределах одного-двух кварталов. Классическая ошибка «перепутал туризм с эмиграцией» вполне отражает складывающуюся сегодня картину панического принятия решений, но отрезвление неизбежно.

Кроме того, глобальные сдвиги в расстановке на геополитической и экономической карте мира только начинают происходить. Найти зону тотального комфорта с защитой от потрясений в ближайшее время будет весьма проблематично.

И это точно будут не излюбленные места трудовой миграции российских айтишников. Так что главные проигравшие в этой ситуации, на мой взгляд, также очевидны — помимо российских ИТ-компаний и экономики в целом под удар подставляются и большинство самих уезжающих.

Остаюсь, чтобы жить

Получается, правильный выбор — остаться? Для подавляющего большинства специалистов — безусловно, да. Национальный рынок технологий растет по всем направлениям: ПО, «железо», ИБ, облака, искусственный интеллект.

В современных условиях все эти процессы будут только ускоряться и масштабироваться, что создаст новую волну спроса на кадры.

Это не новая тенденция: сегодняшние события ее просто подстегнули. Локализация экономик или отдельных отраслей как реакция на неудавшийся проект глобализации — естественный органичный процесс, продолжающийся последние несколько лет.

Появилась объективная необходимость срочно ускорять технологическое развитие по многим направлениям. Просто вместо рамок глобализации этот процесс пойдет теперь по сценариям макрорегионализации.

Новые технологические цепочки будут выстраиваться в рамках крупных регионов на карте мира, страны в которых умеют договариваться между собой на честных взаимовыгодных условиях.

Потребность в цифровых технологиях на фоне происходящих перемен никуда не исчезает. К производителям ПО, оборудования, интеграторам и сервис-провайдерам стоит очередь из компаний и организаций, которым современные технологии нужны для нормальной работы и дальнейшего развития.

Просто сегодня эта очередь стала существенно длиннее, и немного более нервной по причине поджимающих сроков.

Горизонт развития российских ИТ-компаний сейчас — даже не кратный рост в разы, а показатели, по отдельным направлениям измеряющиеся порядками. Параллельно с этим спросом открываются и сопоставимые карьерные возможности для кадров. Главное — правильно организовать процесс.

Шаги в правильном направлении

Прежде всего, для «заземления» пула специалистов в России нужно поощрять развитие профсоюзов и различных трудовых объединений. Защита условий труда специалистов по критически важным направлениям экономики, включая ИТ, должна стать приоритетом для государства и сообщества.

Людям, которые остаются и, самое главное, хотят много работать, нужно давать железобетонные гарантии по условиям труда, по возможностям их развития на рынке и социальной защищенности.

Работа в информационном поле должна реализовываться при условии умного и деликатного подхода к организации и проведению. Максимум конкретики, экспертизы и актуальности, без общих пустых посланий и размывания реальных проблем.

Это же можно отнести к формату мероприятий для диалога власти и отраслевого сообщества: к сожалению, не во всех министерствах и не на всех уровнях госаппарата существует правильное понимание нужд, чаяний и самой сути работы ИТ в структуре национальной экономики.

В целом любые инициативы по диалогу и по консолидации информационных ресурсов о рынке труда, развитие различных реестров профильных работодателей в регионах, любые образовательно-просветительские площадки и мероприятия: все это способно приносить пользу при условии грамотной реализации.

Для него пригодится опыт Минцифры, который должен стать ориентиром для любых аналогичных инициатив.

Нормально делай — нормально будет

Не стоит впадать в крайности: сегодня раздаются голоса о необходимости кратного повышения зарплат в отрасли и введении неслыханных доселе бонусах всем, кто хоть как-то причастен к ИТ. Такие шаги только разгонят и без того разогретый рынок, приведут его в неуправляемое состояние. Денежный стимул работает только на ограниченном (и довольно коротком) временном промежутке.

Компенсации в ИТ и без того индексируются регулярно и существенно. Несмотря на это, специалистов хантят, и используется для этого, в первую очередь, не материальный стимул. Людям нужны комфортные психологические условия, интересные задачи и новизна.

В целом отсрочка от службы в ВС РФ, льготные условия по ипотеке и социальные гарантии при дальнейшем росте сотрудника в компании — этого набора вкупе с достойной зарплатой более, чем достаточно для сдерживания оттока по крайней мере молодых и перспективных. Дать людям нормально работать — само по себе достаточное условие для развития рынка, причем в любой отрасли.

Повторюсь, ключевой и критически важный момент — как это будет сделано. Ту же льготную ипотеку, при всей привлекательности концепции, можно организовать таким образом, что воспользоваться ей никто не захочет. И так во всем.

Образование как ключ

Важнейшим компонентом национализации отрасли по-прежнему остается сфера образования. Проблема решается гораздо проще на этапе формирования специалистов на студенческой скамье. С 90-х это направление традиционно и практически без боя в одностороннем порядке отдано на откуп западным ИТ-гигантам.

Программы совместного обучения, стажировки и лаборатории на базе вузов — не просто дешевый, а бесплатный канал поставки высококачественных кадров из России на глобальный ИТ-рынок.

Да, в моменте это был хороший инструмент для стимулирования ИТ-сообщества в стране и один из немногих путей реального развития отрасли. Но сегодня место западных компаний в вузах в качестве проводников актуальных знаний и навыков для студентов должны занять российские игроки.

Один из напрашивающихся способов замкнуть кадровые потоки из вузов на национальной экономике — стимулирование ИТ-экспертов из российских компаний на преподавательскую деятельность за счет государственных грантов. Продумать модель такого привлечения и правильно реализовать ее в кратчайшие сроки — одна из первоочередных задач на сегодня.

Вячеслав Володкович, генеральный директор компании "Аэродиск"

0
72 комментария
Написать комментарий...
Денис Бойцов

"Людям, которые остаются и, самое главное, хотят много работать, нужно давать железобетонные гарантии по условиям труда, по возможностям их развития на рынке и социальной защищенности". — а каким гарантиям вообще поверят в такой волатильной ситуации, как сейчас?

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Твердо и чётко!

Ответить
Развернуть ветку
69 комментариев
Раскрывать всегда