{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Практико-ориентированные подходы в образовании: как предприятия помогают вузам готовить современных специалистов

Взаимодействие высшей школы с производственными предприятиями способствует созданию уникального, востребованного на рынке оборудования и помогает готовить востребованных и конкурентоспособных инженеров, обладающих необходимыми для современного рынка компетенциями. Рассказываем о том, как предприятия реального сектора экономики сотрудничают с вузами, а студенты учатся решать прикладные задачи в промышленности.

студенты ЮФУ

Таганрогский бизнес открывает лаборатории для студентов

Ежегодно около 40 студентов Южного федерального университета (ЮФУ) проходят производственную и технологическую практику в таганрогской компании ООО «НИЛ АП», которая производит измерительные комплексы, контроллеры, периферийное оборудование промышленной и сельскохозяйственной автоматизации в соответствии с российскими и мировыми стандартами.

Студенты знакомятся с производством и участвуют в разработке и отладке современных средств автоматизации. По окончании практики особо отличившиеся из них получают предложение о работе в компании, поэтому неудивительно, что большая часть сотрудников предприятия — это выпускники Института радиотехнических систем и управления ЮФУ, в частности, кафедры систем автоматического управления (САУ).

За последние два года компания «НИЛ АП» открыла в университете три специализированные лаборатории: автоматизации и интернета вещей; программного обеспечения и облачных технологий в автоматизации; промышленной электроники и SMART-устройств. В них проходят занятия по таким востребованным направлениям, как программирование контроллеров, промышленной электроники и создание АСУ ТП (автоматизированной системы управления технологическим процессом) в MasterSCADA .

В лабораториях, помимо учебных занятий, активно идет проектная деятельность. Индустриальный партнер формирует задания, над которыми в течение семестра работают студенческие команды, после чего представляют результаты заказчику. Стоит отметить, что все проекты имеют реализацию в виде конечных устройств или программно-аппаратных комплексов.

Когда мы развернули совместную работу с кафедрой САУ, мы поняли, что прохождение практики и написания выпускных работ недостаточно для быстрого включения выпускников в технологический процесс предприятия, так как развитие технологий в нашей области идет с большой скоростью. Поэтому, учитывая потенциал университета и качество подготовки выпускников, мы стали открывать специализированные лаборатории, где студенты и сотрудники ЮФУ работают над проектами по тематике предприятия. Это позволило решить проблему, а также организовать проведение поисковых и прикладных исследований в области автоматизации, что особенно актуально в последнее время

Дмитрий Климков, директор ООО «НИЛ АП»

Студент первого курса магистратуры Института радиотехнических систем и управления ЮФУ Александр Палашкин участвовал в реализации проекта компании «НИЛ АП» еще в бакалавриате.

С компанией «НИЛ АП» я познакомился в конце четвертого курса, когда участвовал в их проекте по разработке интеллектуального датчика. Тема настолько меня увлекла, что на следующий день после защиты диплома бакалавра я отправил резюме в компанию, чтобы продолжить работать в данной сфере. Сейчас я занимаюсь разработкой приложения для оправки данных в облако на C++, Python, разработкой SCADA-систем, программированием ПЛК на языке ST в ПО Codesys. В компании приветствуется развитие сотрудников, поэтому работу я совмещаю с обучением в магистратуре ЮФУ по профильному направлению «Автоматизация технологических процессов и производств», так как учебный процесс адаптирован под ребят, которые работают на предприятиях и в лабораториях университета

Александр Палашкин, выпускник ЮФУ

Студенческое конструкторское бюро и новые профили IT-специальностей

В рамках соглашения между Саратовским государственным техническим университетом имени Гагарина Ю.А. (СГТУ) и ООО «Спецдортехника» создано студенческое конструкторское бюро (КБ) «Строительные и дорожные машины», ставшее структурным подразделением завода. Студенты старших курсов технических и IT-направлений подготовки претворяют здесь теоретические знания в реальные конструкторские и инженерные решения при создании снегоуборочной и дорожной техники. Многие из них параллельно с учебой трудоустраиваются на предприятие, что повышает их шансы на карьерное развитие после вуза.

Деятельность конструкторского бюро, прежде всего, связана с разработкой специальных машин и оборудования для ремонта и содержания дорог. Студенты СГТУ непосредственно участвуют в проектировании и изготовлении оборудования, работая также на станочном парке предприятия. Тематика этой деятельности продолжается в курсовых и дипломных проектах. Таким образом, молодые люди, которые проходят такую производственную практику, являются более квалифицированными специалистами с практическим опытом работы

Сергей Иванов, ведущий инженер-конструктор ООО «Спецдортехника», кандидат технических наук, доцент кафедры «Инженерная геометрия и основы САПР» Института машиностроения, материаловедения и транспорта СГТУ

В настоящее время многие проекты членов КБ находятся на стадии изготовления и испытаний, некоторые уже запущены в серийное производство. Среди них снегоуборщик «Буран-3», боковой отвал для автогрейдера, мульчер для удаления нежелательной древесно-кустарниковой растительности, асфальтоукладчик для ямочного ремонта, фреза грунтовая.

Работая в студенческом конструкторском бюро, я более углубленно и детально проникся той специальностью, которую осваиваю в СГТУ, а также смог расширить практические навыки в конструировании и производстве дорожных машин

Станислав Ткачев, студент СГТУ, сконструировавший универсальное оборудование для удаления растительности под дорожными ограждениями и вокруг стоек

Кроме того, с этого года вуз запускает новые практико-ориентированные профили образовательных программ в сфере искусственного интеллекта и больших данных, экономики, логистики и менеджмента.

Запуск новых образовательных программ позволит ежегодно готовить свыше 200 специалистов и обеспечить потребность региона в подготовке новых кадров с учетом запросов современного рынка труда. СГТУ активно взаимодействует с работодателями и партнерами реального сектора экономики, совместно формируя прикладные компетенции, тематику научно-образовательных проектов и выпускных квалификационных работ, стартапов, траекторию трудоустройства. Новая направленность образовательной политики вуза позволит сформировать основанную на тесном сотрудничестве с академическими и индустриальными партнерами гибкую, практико-ориентированную систему непрерывного образования, обеспечивающую потребности промышленного развития нашего региона и страны

Сергей Наумов, и.о. ректора СГТУ, доктор исторических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ

Новые профили будут направлены на подготовку экономических кадров для нефтегазовой отрасли, машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, других сфер и будут отвечать потребностям экономики и рынка труда.

Лекции от практикующих инженеров

Ухтинский государственный технический университет (УГТУ) также углубляет взаимодействие с инженерами-практиками в ходе реализации образовательных программ. Так, с 2022 года в рамках договоренности УГТУ с ООО «Газпром трансгаз Ухта» расширено сотрудничество образования и производства: ведущие специалисты предприятия — начальники отделов, инженеры — в течение двух семестров читают студентам лекции на темы своей профессиональной деятельности.

Перечень тем и даты докладов сотрудников «Газпром трансгаз Ухта» согласованы с кафедрами нефтегазового и технологического факультетов УГТУ на предварительных партнерских встречах. По своей тематике лекции соответствуют учебным планам направлений подготовки университета, качественно дополняют образовательные программы.

Например, геолог первой категории управления аварийно-восстановительных работ Александр Медведев рассказал о деятельности геологической службы ООО «Газпром трансгаз Ухта» для организации и реализации мониторинга подземных вод при водоснабжении объектов транспорта газа, а также о применении новых технологий при контроле состояния недр и технического состояния водозаборных сооружений.

Сотрудничество университета и производства в Ухте настолько тесно, что ведущие практики нефтегазовой отрасли участвуют в образовательном процессе как преподаватели. На наш взгляд, это идеальный сценарий развития инженерных школ

Елена Яворская, старший преподаватель кафедры проектирования и эксплуатации магистральных газонефтепроводов УГТУ

В рамках стратегического партнерства компании и университета запланированы экскурсии студентов в лаборатории предприятия. Кроме того, специалисты «Газпрома» вносят кафедрам предложения по тематикам курсовых и выпускных квалификационных работ.

Подпишитесь на наш канал, чтобы не упускать новости науки. Важная информация есть в нашем Telegram.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда