{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Сокращать или удерживать: как работать с персоналом в кризис

У многих владельцев и руководителей отсутствуют навыки кризис-менеджмента. Те, кто прекрасно справлялся с работой в нормальное время, при наступлении кризиса принимают поспешные и даже неадекватные решения. Особенно это касается области работы с персоналом: кажется, что самый удачный способ сократить расходы — это сокращения и увольнения.

Но это ошибочная точка зрения. В статье специально для Probusiness.io поделился опытом своей компании и кейсами клиентов, как даже из тяжёлой ситуации выйти победителем, сохранив бизнес и команду.

Не бездействуйте

Самое разрушительное, что может сделать владелец в кризис — это «ждать, пока всё закончится». Как владелец, я понимаю: хочется продолжать успешные действия и ничего не менять. Но нужно провести чёткий анализ и понять, какие подходы, взаимоотношения и бизнес-процессы сейчас не работают. Не тяните и режьте расходы как можно раньше.

В конце февраля мы с командой топ-менеджеров компании составили список всех проектов, которые наметили. Там же были идеи по совершенствованию продуктов компании, созданию новых и так далее. Нашей задачей было проанализировать их, отобрать актуальные, а от остальных без сожаления отказаться. Это помогло расставить приоритеты и понять, как мы можем перераспределить функционал среди сотрудников.

Как быть с персоналом

Хотя я не считаю, что сокращения и увольнения — единственный выход, но без них не обойтись. При этом подходить к ним нужно грамотно, предварительно проведя аудит проектов и задач.

В моей компании были сокращения — но это те люди, которых мы брали «на вырост», для быстрого развития и для новых проектов. Или стажёры, которых мы даже не успели провести через онбординг. Но, так как мы действовали быстро, то смогли в полном объёме рассчитаться с этими сотрудниками. С некоторыми мы приостановили сотрудничество на время (примерно 3-6 месяцев) и после улучшения финансовой ситуации планируем возобновить.

В марте мы начали продажу нового онлайн-продукта, но при этом команду РОПа, продавцов и менеджеров квалификации собрали не из новичков. «Перебросили» на проект сотрудников киевского филиала.

Переключитесь на удалёнку

Есть потрясающая возможность нанимать удалённых сотрудников. Если вы работаете в крупном городе, то можете экономить, нанимая людей из регионов. Там ниже уровень жизни и средняя зарплата, но при этом есть талантливые люди, которые не уезжают по разным причинам.

Удалённого сотрудника легко нанять, плюс вы не тратите деньги на оплату офиса и организацию рабочего места. И необязательно брать его на полный рабочий день — можно установить гибкий график. Если у вас небольшой бизнес, то вы можете взять удалённого бухгалтера на 10-15 часов в неделю. Платите ему хорошие деньги по часовой ставке — сотрудник будет доволен, а вы при этом сэкономите.

Почему отказываются от удалёнки

Большинство руководителей не работает с удалёнными сотрудниками просто потому, что это непривычно. А многие не понимают, как управлять человеком, которого не видишь. Но, если вы владеете инструментами управления, сложностей не будет. Лучше прокачаться в этой области, чем нанимать сотрудника в офис и не загружать его на полный рабочий день. При этом неся расходы на организацию рабочего места, зарплату и налоги. Поверьте, сам сотрудник мучается, если большую часть времени валяет дурака или выполняет низкоквалифицированные поручения.

Ответственность руководителя

Поддерживать команду сейчас очень сложно, я вижу это даже по своим сотрудникам. Но у нас очень мощная команда руководителей. Наши сотрудники сидят в социальных сетях, участвуют в волонтёрских проектах. В любом случае, много переживаний, ведь происходящее влияет на огромное количество людей. В такой ситуации человек не может быть полностью сфокусирован на работе. Никто не понимает, что будет дальше.

Но ваша ключевая задача как руководителя — сконцентрировать вашу команду на работе. Главный для этого шаг прост — с людьми нужно общаться. Кстати, многие крупные корпорации делают крупную ошибку в этом отношении.

Одна моя знакомая работает финансовым директором в большой компании. Главный офис находится в Украине. Руководство с 24 февраля до 1 марта не сообщало сотрудникам ничего. Они не вступали в общение, не создавали чаты и так далее. Подобные вещи происходят и в других странах: сотрудники сходят с ума, постоянно обсуждают события, а руководство молчит. Это подрывает доверие людей, поэтому важно общаться и выражать вашу точку зрения. И прежде всего касательно бизнеса. Людям нужны стабильные данные, и одним из таких является работа. Они уделяют ей большое количество времени, внимания — она для них важна.

Добивайтесь и требуйте

Повысьте дисциплину и требовательность. Я часто вижу, что руководители сами деморализованы, расстроены и перестают оказывать влияние на своих сотрудников. Да, мы все люди и нам свойственны разные эмоции. Но руководители не могут себе этого позволить — у нас есть обязанности. Нужно брать себя в кулак и делать то, что должно. Усиление дисциплины сотрудников поможет и усилению результатов.

Просто осознайте, что это ваша работа, и вы не можете её кому-то делегировать. Ежедневные координации, планирование, приоритеты — это всё очень важно.

Итог

В моменты кризиса людей сокращают, надеясь сэкономить, а потом нанять кого-то другого. Есть исследование компании PricewaterhouseCoopers. Согласно ему, расходы на увольнение сотрудника, найм и введение в должность замены равны шестимесячной заработной плате. Получается, что такое увольнение вообще не имеет смысла: даже если речь идёт о рядовых сотрудниках или обслуживающем персонале.

Я не сторонник сокращения расходов путём увольнения. Я за то, чтобы постепенно наращивать количество удалённых сотрудников, постепенно увеличивать количество их рабочих часов и денежное вознаграждение в связи с расширением компании.

— Александр Высоцкий специально для Probusiness

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда