{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Буллет-джорналинг: как упорядочить хаос в делах с помощью меток

Взявшись всерьез за управление собственным временем, каждый из нас рискует потеряться в бесконечных списках дел, заметках и планах. Чем больше сфер своей жизни мы берем под контроль, тем сложнее становится все фиксировать, контролировать и выполнять. И дело вовсе не в том, записываете ли вы свои задачи на бумаге или используете приложение для тайм менеджмента. Важна структура и гибкость — казалось бы, несовместимые вещи. Но они прекрасно уживаются в таком подходе, как буллет-джорналинг.

Как появился буллет журнал и зачем он нужен

Метод придумал дизайнер Райдер Кэролл в 2013 году. Традиционные системы планирования ему не подходили — он страдал синдромом дефицита внимания, и ему сложно было вписывать свои задачи в жесткие рамки планировщиков или ежедневников.

Кэрол искал инструмент, который помог бы ему отказаться от бесконечных подробных списков дел и неорганизованных заметок с идеями и планами.

В результате он разработал собственную систему — начал вести буллетированные (маркированные) списки без лишних подробностей и ежедневно переоценивать важность дел, которые заносил в этот список.

Такие списки можно вести по разным сферам своей жизни и объединять их в один журнал. Например, списки рабочих дел, цели и задачи на месяц, прогресс по тренировкам, списки книг, фильмов или путешествий на ближайший год.

Так выглядит буллет джорнал самого автора в видео с описанием метода

В нашей жизни полно отвлекающих факторов, поэтому проблемы с концентрацией и самоорганизацией может найти у себя человек даже без диагностированного СДВГ. Именно поэтому метод буллет-джорналинга очень быстро стал популярным по всему миру.

Чуть позже неуемная фантазия маркетологов превратила этот инструмент в лайфстайловый продукт. Сейчас можно приобрести буллет-журналы в красивых кожаных переплетах, с разноцветными страницами, вдохновляющими заголовками, списками аффирмаций и прочей мишурой, которая чаще отвлекает внимание от главного — эффективной работы с задачами, планами и идеями. Именно с этим изначально боролся автор метода.

А вот такие журналы популярны в соцсетях

Вернемся к основам и разберемся в деталях, как устроен принцип и как его применять на практике. Скажем сразу, использовать можно как традиционные списки на бумаге, так и приложения-планировщики.

Основные принципы буллет-джорналинга

1. Порядок и простая навигация

Основная фишка системы — упорядоченность задач и списков. Списки задач можно группировать по периодам: планы на год, месяц или день, и по ключевым сферам жизни, например — работа, здоровье, спорт, семья, развлечения. Внутри каждой сферы могут быть свои подгруппы, например — разные проекты в разделе «Работа», отдельные группы задач, связанные с образованием, праздниками и поездками в блоке «Семья» и т.д.

Если вы предпочитаете работать в приложении, проверьте, нет ли в нем ограничений по уровням вложенности списков. Если больше нравится составлять планы от руки, можно воспользоваться блокнотом, недатированным ежедневником и даже тетрадью на кольцах со сменными блоками — метод легко адаптируется под любые форматы.

Адепты буллет-джорналинга рекомендуют тетрадь в точку с жесткой обложкой, но и от этих ограничений всегда можно отойти.

На бумаге

Для легкой навигации по заметкам в журнале создается оглавление — для этого первые четыре страницы остаются пустыми, а все остальные нумеруются. Далее по мере заполнения страниц нужно вписывать в оглавление их названия и номера.

Например, «Идеи для подарков друзьям — стр 3, 6, 11».

В тетради с кольцами можно обойтись без сквозной нумерации и нумеровать отдельно страницы в каждом блоке задач — по мере необходимости можно легко добавить новые листы в каждый раздел. Тогда в оглавлении к номеру страницы можно добавлять номер или обозначение раздела.

В планировщике

Оглавлением в приложении для планирования становится список проектов. Например, в Сингулярити он всегда находится на виду, в левой части экрана. Проекты ты можешь добавлять по мере их появления, а затем группировать или дробить их так, как удобно. Начни с общих разделов, например, «работа», «хобби», «покупки», «саморазвитие».

2. Кодировка

Еще одна отличительная черта метода — кодировка, которая помогает визуально считывать параметры задач и быстро находить нужные. Выбранные значки или цвет текста могут обозначать разные уровни вложенности, степень важности или срочности, зависимость от других задач — любые факторы, которые важно зафиксировать.

На бумаге

В бумажном варианте используются графические коды — буллеты, звездочки, стрелочки, тире. Кодировку лучше перечислить на первых страницах, чтобы не запутаться в том, что и как ты помечаешь. Также можно использовать текстовыделители, цветные ручки, фломастеры.

В тетради на кольцах удобно использовать листы разных цветов и вкладыши-разделители.

В планировщике

Удобно использовать теги или цветовую кодировку. В Сингулярити есть и то и другое – можно добавить цветную кодировку к каждому проекту, выделить проекты с помощью эмодзи, а к каждой задаче внутри проекта можно добавить тег для быстрой навигации.

3. Четко сформулированные задачи и заметки

Формулировка задачи всегда должна быть максимально лаконичной и понятной, чтобы тебе удалось при одном быстром взгляде считать ее суть.

Психологи рекомендуют формулировать задачи, используя глаголы и обозначая результат — это сподвигает нас на выполнение действия. Так, считается, что задача “придумать для блога 3 темы с тезисами” имеет намного больше шансов на успех, чем просто “Темы для блога” или даже “Подумать над темами”.

В концепции БЖ нет никаких требований к формулировкам. Главное — записать задачу в нужный раздел, чтобы она точно не потерялась.

Для каждой задачи можно оставить заметку — комментарий, адрес, номер телефона, любые другие важные пояснения.

На бумаге

В бумажном журнале пояснения можно добавлять к задаче через тире или отмечать их в той же строке любым другим значком.

В планировщике

В большинстве планировщиков для всех задач уже предусмотрен раздел заметок, не нужно ничего создавать. В Сингулярити содержание заметки раскрывается только при клике на задачу, поэтому при сканирование дел на день список не перегружен лишней информацией.

4. Планирование

Составлять списки задач, записывать идеи и делать заметки по разным сферам жизни — удобно. Но записанные дела нужно выполнять. Для этого будем раскидывать их по планам.

В концепции БЖ есть три списка задач — на день, на месяц и «на потом». В третью категорию попадает все, что можно или нужно выполнить позднее — это могут быть задачи с конкретной датой или без нее. Списки задач на конкретный период формируются из тех задач, идей и заметок, которые мы постоянно записываем в наши блоки по разным сферам — семья, работа, спорт и т.д.

На бумаге

В бумажном журнале рекомендуют выделить разворот под планы «на потом» — разделить его на 12 граф, по числу месяцев, и вносить в него важные даты — дни рождения, экзамены, другие события и те самые дела, которые можно отложить сейчас, но важно вспомнить потом.

Для плана на каждый месяц точно также потребуется отдельный разворот, разлинованный по количеству дней. Сюда можно “выгрузить” дела, которые жду тебя в течение следующих 30 дней, чтобы не держать их в голове.

И последний список — ежедневный лог. Тут твои повседневные задачи в формате буллетированного списка с заметками. Такие списки могут быть любого размера, и располагаться они могут в любом месте блокнота. Главное — не забыть добавить номер страницы в оглавление. С тетрадью на кольцах будет проще — списки на день можно хранить по порядку, добавляя или перемещая листы при необходимости.

В планировщике

Приложение освобождает тебя от необходимости чертить линии и нумеровать страницы, просто переходи в раздел «Входящие» и выписывай из головы все задачи. Выбирай дату или период для их выполнениях, дедлайны, ставь метки, цветные коды, теги.

5. Миграция задач

Еще одна фишка БЖ — миграция задач. Она помогает контролировать список дел и не копить незавершенные задачи, перенося их на завтра или накапливая до зарастания паутиной.

Суть миграции в том, что каждый день тебе необходимо посмотреть на список невыполненных сегодня дел и задать себе вопрос: «это все еще стоит моего времени»? Если ответ «да», то перенести дело на завтра или конкретную свободную дату на этой неделе, в текущем месяце или «на потом».

На бумаге

В бумажном варианте придется переписывать невыполненные задачи в план следующего дня или добавлять их в блок «на потом».

В планировщике

Для задач с известной датой за пределами текущего месяца можно сразу же задать срок. Для дел, которым пока нельзя найти конкретного срока, можешь использовать раздел «когда-нибудь».

Но перенести на потом в концепции буллет журнала — не значит просто отложить в целях прокрастинации. Каждый день, помимо выноса текущих задач, ты проверяешь список на месяц и «когда-нибудь», выбирая, какую из задач можешь поставить в сегодняшний лог. То есть ты постоянно контактируешь со списком всех задач, не давая им покрываться паутиной.

Если задача после нескольких переносов теряет свою актуальность и уже не интересует тебя, то ты можешь смело ее вычеркивать. Главное, не складировать дела просто так.

Подводя итоги

Метод буллет-джорналинга можно одинаково успешно использовать как в традиционном, бумажном варианте, так и в приложениях планировщиках. Главное — разделить задачи по блокам и сферам, выработать свою систему обозначений, составлять планы на год, месяц и день и не забывать ежедневно их пересматривать, отмечая завершенные задачи и решая, что делать с невыполненными.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда